Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:04, лекция

Описание работы

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель лекции - показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание работы

1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства
2. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Файлы: 1 файл

Лекция Финансовая политика государства.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 8. Финансовая политика государства. 

 

 

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель лекции - показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе. 

 

План лекции 

 

1.      Содержание, цели и задачи финансовой политики государства

2.     Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ. 

 

 

 

1.      Содержание, цели и задачи финансовой политики государства.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют  следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная  политика;

-налоговая  политика;

-бюджетная  политика;

-политика  в области международных финансов.

Содержание  финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание  адекватного финансового механизма;

управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических

 задач,  и поэтому финансовый механизм  чутко реагирует на все особенности  социальной и экономической ситуации  в стране. Одно и тоже финансовое  отношение в стране может быть  организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и  содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

-         обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

-         рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

-         организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

-         выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность  финансовой политики во многом зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов  различных слоев общества и имеющихся  у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

2.      Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Управление  финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным  органом государственного финансового  контроля со стороны законодательной  власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если  вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

Наряду со Счетной палатой  РФ созданы аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

Еще одним органом, реализующим  финансовую политику государства и  подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Особую, ведущую  роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

К основным задачам  Минфина относятся:

совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

разработка  и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  РФ;

концентрация  финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка  программ государственных заимствований  и управление государственным внутренним и внешним долгом;

обеспечение методологического руководства  бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство  финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  функции:

подготавливает  предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной  системы РФ, развитию бюджетного федерализма  и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

участвует в  разработке и осуществлении мер  по финасовому оздоровлению и  структурной  перестройке экономике, поддержки  отечественных производителей товаров  и исполнителей работ и услуг;

участвует в  разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

разрабатывает проекты федерального бюджета и  прогноза консолидированного бюджета  РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

участвует в  разработке мер и осуществлении  контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной  собственности;

контролирует  рациональное и целевое использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

осуществляет  по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

регистрирует  выпуск ценных бумаг в пределах своих  полномочий;

осуществляет  другие функции, предусмотренные законодательством.

В настоящее  время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие  подразделения: департамент бюджетной  политики, департамент отраслевого  финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное  управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Важным элементом  финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой  политики в стране. К таким органам  относятся  налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

В систему  налоговых органов входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованьям – налоговые инспекции.

Налоговые органы представляют собой единую систему  контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.

С деятельностью  МНС России тесно связана работа федеральных органов налоговой  полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

К полномочиям  органов налоговой полиции относятся  производство дознания и проведение предварительного следствия по делам  о преступлениях в налоговой  сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках и пр.

За поступлением таможенных пошлин ответственность  несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

Таможенные  органы осуществляют контроль за соблюдением  налогового законодательства при пересечении  товаров границы РФ, правильностью  исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основными задачами ГТК России являются обеспечения  экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

На ГТК  России возложены следующие функции:

- разработка  правовых, экономических и организационных  механизмов реализации таможенной  политики;

- организация  взимания и обеспечение своевременного  и полного внесения в федеральный  бюджет таможенных пошлин и  налогов. относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу, контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

Информация о работе Финансовая политика государства