Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансовой политики государства в условиях рыночных отношений со стороны ее сущности, роли и влияния на экономику и рассмотрение особенностей данной проблемы применительно к экономике России.
Задачи работы:
- дать определение «финансовой политики государства», выяснить ее задачи;
- описать принципы формирования финансовой политики государства;
- изучить составляющие финансовой политики государства;
- рассмотреть современную финансовую политику в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Финансовая политика государства: понятие, задачи 5
2. Принципы формирования финансовой политики государства 8
3. Составляющие финансовой политики государства 12
4. Современная финансовая политика в России 16
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

фин.пол.государства.docx

— 48.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1.  Финансовая политика государства: понятие, задачи 5

2. Принципы формирования финансовой политики государства 8

3. Составляющие  финансовой политики государства 12

4.  Современная финансовая политика в России 16

Заключение 26

Список литературы 27

 

 
 

 

 
Введение 

 
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. 
Финансовая политика Российской Федерации охватывает все сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия.  
Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития. 
Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.  
Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.  
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. 
Финансовая политика РФ должна быть направлена на создание макроэкономических условий для устойчивого развития экономики, ее диверсификации, роста ВВП, стабильного роста уровня и качества жизни населения, роста качества российского человеческого капитала. 
 
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. 
 
Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансовой политики государства в условиях рыночных отношений со стороны ее сущности, роли и влияния на экономику и рассмотрение особенностей данной проблемы применительно к экономике России.  

Задачи работы:  
- дать определение «финансовой политики государства», выяснить ее задачи; 
- описать принципы формирования финансовой политики государства; 
- изучить составляющие финансовой политики государства; 
- рассмотреть современную финансовую политику в России. 
 
 

 

 
 
1.  Финансовая политика государства: понятие, задачи

 
Финансовая политика государства  представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций.  
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.  
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы [5, c. 123].

 
Задачами финансовой политики является: 
1.                 обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 
2.                 установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 
3.                 организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 
4.                 выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 
5.                 создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами [1, c. 105]. 

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение  ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной. 
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики -0 установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов [7, c. 264]. 
 
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития [1, c. 107]. 

Другими целями финансовой политики могут являться: 
·                     политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики 
·                     экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне 
·                     социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ) [5, c. 126]. 
 
Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа: 
 
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;  

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;   
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей [7, c. 266].   
 
 
 
 

 

 
 
2. Принципы формирования финансовой политики государства 
 
В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются: 

  1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах. 
     
    Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности [2, c. 101]. 
     
    2.  Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения. 
    Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения. 
    Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств [6, c. 273]. 
     
    3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта. 
     
    4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений.

 

 

 

Он включает: 
•   методы распределения национального дохода; 
• способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных; 
•   методы образования государственных целевых фондов; 
•   виды платежей в бюджет и целевые фонды; 
•   финансовое планирование и прогнозирование; 
•   финансовый контроль [4, c. 269]. 

 
5. Регулирование финансовых отношений  с использованием научно обоснованной фискальной политики.  
 
Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы) [2, c. 103].  

Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие  функции государственного управления налогообложением:  
 
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;  
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);  
3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция). 
Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами.  

Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования большое значение имеют: 
- финансовое регулирование и стимулирование производства; 
- финансирование научно-технического прогресса; 
- страховая защита общественного производства. 

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система  налоговых льгот способствует ускоренному  развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов [3, c. 312]. 
 

 

3. Составляющие финансовой политики  государства

 
Политика государства в области  финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности, отдельных ее звеньев. 
 
К элементам финансовой политики можно отнести: 
 
§            налоговую политику; 
§            бюджетную политику; 
§            денежно-кредитную политику; 
§            ценовую политику; 
§            таможенную политику; 
§            социальную политику; 
§            инвестиционную политику; 
§            политику в области международных финансов [8, c. 250]. 

Под бюджетной политикой  понимают определение государством: 
 
§         источников формирования доходов государственного бюджета;   
§        приоритетных направлений расходов бюджета;   
§        допустимых пределов разбалансированности бюджета;   
§        источников финансирования бюджетного дефицита;   
§        принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.   

 
В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая  политика определяет выбор состава  налогов, размера их ставок, льгот  и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности [6, c. 275].      
 
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.  
 
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика [1, c. 110].  
 
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги. 
 
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. 
 
Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др. 
 
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях [3, c. 315].  
 
Международная финансовая политика отдельных государств,  как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.   
 
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.   
 
Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ [4, c. 273].   
 
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.   
 
Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.   
 
В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу –  обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений [8, c. 252].   
 

Информация о работе Финансовая политика государства