Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Определены два главных элемента, составляющих финансовую политику: 1) Политика в области государственных расходов. 2) Фискальная политика. Доказано, что в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами.

Содержание работы

Введение
1. Содержание и задачи финансовой политики
2. Современная финансовая политика РВ
3. Содержание и структура финансового механизма
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Финансовая политика государства.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Современная финансовая политика РВ

 

Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, прежде всего на доходах населения, потребовали формирования в 2000 - 2001 гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей временный, эффект девальвации рубля и способствующей развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности и соответственно роста отечественного производства.

Анализируя основные индикаторы состояния финансовой системы в 90-х годах XX в., можно увидеть, каким образом, с использованием каких инструментов  негативные тенденции, сложившиеся в 1992-1998 гг., преодолеваются после финансового кризиса 1998 г.

1. Исполнение бюджета является одним из важнейших показателей, характеризующих отлаженность финансовой системы и способность реализовывать цели экономической политики.  Федеральный бюджет в 1997г. исполнен по доходам на 77,6% утвержденного на этот год бюджета, в 1998г - на 88,7, в 1999 г. - на 129,9, в 2000 г. - на 102,6, в 2001 г. - на 133,6%.

2. Собираемость налогов в период бюджетного кризиса доходила до критической точки и составляла около 50%. Налоговые взаимоотношения, особенно с крупными .налогоплательщиками, строились по принципу «сколько могут», а не в зависимости от налогового потенциала и начисленных сумм. В 1999-2001 гг. благодаря улучшению экономической конъюнктуры, а также налаживанию налоговой дисциплины и администрирования собираемость налогов существенно выросла, федеральный бюджет в 2000 и 2001 гг. сводился с профицитом.

3. В течение длительного времени (1992-1999 гг.) бюджет был не способен финансировать выплаты заработной платы бюджетным организациям. Долги бюджета по заработной плате составляли 14,6 млрд. руб. (на 1 июля 1999 г.). В 2000 и 2001 гг. эта проблема почти полностью была решена и обеспечена регулярная выплата заработной платы из бюджета. Но в целом с учетом обязательств частного сектора экономики проблема долгов по заработной плате остается одной из самых острых. Предприятия и организации имели задолженность своим работникам в 1998г. в размере 52,6 млрд руб., в 1999 г.-77,0 млрд., в 2000 г. - 43,7 млрд., в 2001 г. - 31,7 млрд. руб.

4. Одной из самых значимых проблем российской экономики, угрожающей национальной безопасности страны, является проблема государственного долга. Увеличение внутреннего долга в 1992-1998 гг. до 628 млрд. руб. (на 1 июля 1998 г.) явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г. Выход из острой фазы финансового кризиса сопровождался сокращением внутреннего долга, однако в 2001-2002 гг. и особенно в 2003 г. обострилась проблема погашения внешнего долга. Хотя его размеры в 2000-2002 гг. сократились со 158,4 млрд. (на 1 января 2000 г.) до 146,6 млрд. долл. (на 1 января 2002 г.) и, вероятно, сократятся до 142,0 млрд. долл. в 2003 г. Но это сокращение достигнуто огромной ценой. Только в 2002 г. на погашение внешнего долга и выплату процентов из бюджета страны направлено 14,2 млрд. долл. На эту сумму сокращаются инвестиционные и инновационные ресурсы страны. Государство не может в полной мере выполнять свои социальные обязательства.

5. В состоянии финансов предприятий в 90-х годах прослеживаются два противоположных периода. Если в 1995-1998 гг. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) сократился с 250,1 трлн. до 174,0 трлн. руб. (неденоминированных), то в 1998-2000 гг. он увеличился со 115,1 млрд. до 1,2 трлн. руб. Доля убыточных предприятий по отношению к их общему числу за этот же период изменялась следующим образом: в 1995-1997 гг. - увеличилась с 34,2 и 51,1%; в 1998-2000 гг. - сократилась с 53,2 до 39%.

Одним из показателей, характеризующих эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций, является рентабельность активов. В 1995-1997 гг. этот показатель снизился с 5,3 до 1,7%. В 1998-2000 гг. - напротив, увеличился с - 0,9 - до 7,8%.

Аналогичная тенденция характерна и для динамики показателей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий и организаций (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент автономии).

6. Сравнение двух периодов - до финансового кризиса (1998 г.) и после него (1998-2000 гг.) показывает заметное оздоровление платежно-расчетной системы: резкое сокращение бартера, относительное (в сопоставлении с объемом ВВП) уменьшение кредиторской задолженности, выполнение  субъектами хозяйствования своих взаимных обязательств и платежей в бюджет. Так, в 1998 г. просроченная кредиторская задолженность составила 1230,6 трлн. руб., а ВВП - 2741,1 трлн. руб., т. е. неплатежи составляли чуть меньше половины ВВП (44,9%). В 1999 г. их объем относительно ВВП сократился до 28,5% и в 2000 г. - до 22,2%.

7. В результате благоприятного для нашей страны изменения в 1998-2000 гг. динамики мировых цен на нефть и, газ, а также из-за девальвации рубля заметно улучшился платежный баланс страны, что позволило увеличить золотовалютные резервы и сократить внешний государственный долг. Сальдо торгового баланса увеличилось с 17,4  млрд. в 1998 г. до 35,3  млрд. долл. в 1999 г. и 60,7 млрд. долл. в 2000 г. В 2002 г. золотовалютные резервы составили более 47 млрд. долл., внешний долг, как уже отмечалось, со­кратился в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 11,8 млрд. долл. и в 2002 г. он уменьшился еще на 4,6 млрд. долл.

Большой размер внешнего государственного долга, несмотря на его сокращение в последние годы, остается одной из важнейших угроз экономической безопасности страны. Расходы на его обслуживание (погашение и выплата процентов) отягчают федеральный бюджет, снижают инвестиционные и инновационные возможности бюджета, а также выполнение бюджетом социальных обязательств, осложняют финансирование образования, науки, здравоохранения.

Рассмортим показатели исполнения бюджета по доходам и расходам за 2003 год (табл. 1, 2, 3)

 

 

Таблица 1.

Основные показатели исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» по доходам федерального бюджета

 

Наименование групп доходов

Утверждено Федеральным законом от 30 декабря № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»

Исполнено по отчету ГУФКа Минфина России

сумма

в % к утвержденным показателям

в % к ВВП

Налоговые доходы

В том числе:

ЕСН (взнос)

Неналоговые

доходы

Доходы целевых бюджетных фондов

Безвозмездные перечисления

Неклассифицированные доходы

2 007 540,1

 

281 230,0

 

104 284,2

 

13 893,9

 

-

 

-

2 035 598,4

 

339461,0

 

150 535,9

 

15 129,9

 

875,0

 

83,2

101,4

 

120,7

 

144,4

 

108,9

 

-

 

-

18,74

 

3,12

 

1,39

 

0,14

 

-

 

-

Всего доходов

2125718,2

2202222,4

103,6

20,27

 

Таблица 2.

Показатели федерального бюджета в 2004р 2006 гг. (с учетом ЕСН), % ВВП

 

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

доходы расходы

непроцентные расходы

непроцентные расходы без ЕСН

Профицит

17,9 17,4

15,5

12,6 0,5

17,0 16,1

14,2

11,4 0,9

16,7 15,2

13,5

10,8 1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Структура расходов в федеральном бюджете на 2003 г.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджет­ную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Рассмотрим основные направления современной бюджетной поли­тики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодек­сом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принад­лежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюд­жетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов первоначальное их содержание может претерпевать значительные изменения. Правитель­ство должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями, либо уйти в отставку. Возможен и роспуск Государственной Думы в случае отказа от принятия федерального закона о бюджете. Для 1992—1999 гг. было характерно значительное противостояние Государственной Думы зако­нодательным инициативам правительства в области реализации эконо­мической и финансовой политики. Усиление вертикали власти, дости­жение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономи­ческом развитии в 2001 г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций — 8,5%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики в начале XXI в.

Так, общей стратегической задачей развития является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые и более высокие темпы эконо­мического роста на основе повышения конкурентоспособности отече­ственных производителей и структурных преобразований, соответствую­щих мировым тенденциям. Анализ основных тенденций финансовой политики в XX веке, нерешенных проблем и неоправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.

1) Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня.

2) Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сфены экономики, но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов. Без понимания этого участятся XXI в. финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократических основ.

3) Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему, необходимо обучение новым финансовым технологиям.

Информация о работе Финансовая политика государства