Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа
Определены два главных элемента, составляющих финансовую политику: 1) Политика в области государственных расходов. 2) Фискальная политика. Доказано, что в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами.
Введение
1. Содержание и задачи финансовой политики
2. Современная финансовая политика РВ
3. Содержание и структура финансового механизма
Заключение
Библиографический список
2. Современная финансовая политика РВ
Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, прежде всего на доходах населения, потребовали формирования в 2000 - 2001 гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей временный, эффект девальвации рубля и способствующей развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности и соответственно роста отечественного производства.
Анализируя основные индикаторы состояния финансовой системы в 90-х годах XX в., можно увидеть, каким образом, с использованием каких инструментов негативные тенденции, сложившиеся в 1992-1998 гг., преодолеваются после финансового кризиса 1998 г.
1. Исполнение бюджета является одним из важнейших показателей, характеризующих отлаженность финансовой системы и способность реализовывать цели экономической политики. Федеральный бюджет в 1997г. исполнен по доходам на 77,6% утвержденного на этот год бюджета, в 1998г - на 88,7, в 1999 г. - на 129,9, в 2000 г. - на 102,6, в 2001 г. - на 133,6%.
2. Собираемость налогов в период бюджетного кризиса доходила до критической точки и составляла около 50%. Налоговые взаимоотношения, особенно с крупными .налогоплательщиками, строились по принципу «сколько могут», а не в зависимости от налогового потенциала и начисленных сумм. В 1999-2001 гг. благодаря улучшению экономической конъюнктуры, а также налаживанию налоговой дисциплины и администрирования собираемость налогов существенно выросла, федеральный бюджет в 2000 и 2001 гг. сводился с профицитом.
3. В течение длительного времени (1992-1999 гг.) бюджет был не способен финансировать выплаты заработной платы бюджетным организациям. Долги бюджета по заработной плате составляли 14,6 млрд. руб. (на 1 июля 1999 г.). В 2000 и 2001 гг. эта проблема почти полностью была решена и обеспечена регулярная выплата заработной платы из бюджета. Но в целом с учетом обязательств частного сектора экономики проблема долгов по заработной плате остается одной из самых острых. Предприятия и организации имели задолженность своим работникам в 1998г. в размере 52,6 млрд руб., в 1999 г.-77,0 млрд., в 2000 г. - 43,7 млрд., в 2001 г. - 31,7 млрд. руб.
4. Одной из самых значимых проблем российской экономики, угрожающей национальной безопасности страны, является проблема государственного долга. Увеличение внутреннего долга в 1992-1998 гг. до 628 млрд. руб. (на 1 июля 1998 г.) явилось одной из причин финансового кризиса 1998 г. Выход из острой фазы финансового кризиса сопровождался сокращением внутреннего долга, однако в 2001-2002 гг. и особенно в 2003 г. обострилась проблема погашения внешнего долга. Хотя его размеры в 2000-2002 гг. сократились со 158,4 млрд. (на 1 января 2000 г.) до 146,6 млрд. долл. (на 1 января 2002 г.) и, вероятно, сократятся до 142,0 млрд. долл. в 2003 г. Но это сокращение достигнуто огромной ценой. Только в 2002 г. на погашение внешнего долга и выплату процентов из бюджета страны направлено 14,2 млрд. долл. На эту сумму сокращаются инвестиционные и инновационные ресурсы страны. Государство не может в полной мере выполнять свои социальные обязательства.
5. В состоянии финансов предприятий в 90-х годах прослеживаются два противоположных периода. Если в 1995-1998 гг. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) сократился с 250,1 трлн. до 174,0 трлн. руб. (неденоминированных), то в 1998-2000 гг. он увеличился со 115,1 млрд. до 1,2 трлн. руб. Доля убыточных предприятий по отношению к их общему числу за этот же период изменялась следующим образом: в 1995-1997 гг. - увеличилась с 34,2 и 51,1%; в 1998-2000 гг. - сократилась с 53,2 до 39%.
Одним из показателей, характеризующих эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций, является рентабельность активов. В 1995-1997 гг. этот показатель снизился с 5,3 до 1,7%. В 1998-2000 гг. - напротив, увеличился с - 0,9 - до 7,8%.
Аналогичная тенденция характерна и для динамики показателей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий и организаций (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент автономии).
6. Сравнение двух периодов - до финансового кризиса (1998 г.) и после него (1998-2000 гг.) показывает заметное оздоровление платежно-расчетной системы: резкое сокращение бартера, относительное (в сопоставлении с объемом ВВП) уменьшение кредиторской задолженности, выполнение субъектами хозяйствования своих взаимных обязательств и платежей в бюджет. Так, в 1998 г. просроченная кредиторская задолженность составила 1230,6 трлн. руб., а ВВП - 2741,1 трлн. руб., т. е. неплатежи составляли чуть меньше половины ВВП (44,9%). В 1999 г. их объем относительно ВВП сократился до 28,5% и в 2000 г. - до 22,2%.
7. В результате благоприятного для нашей страны изменения в 1998-2000 гг. динамики мировых цен на нефть и, газ, а также из-за девальвации рубля заметно улучшился платежный баланс страны, что позволило увеличить золотовалютные резервы и сократить внешний государственный долг. Сальдо торгового баланса увеличилось с 17,4 млрд. в 1998 г. до 35,3 млрд. долл. в 1999 г. и 60,7 млрд. долл. в 2000 г. В 2002 г. золотовалютные резервы составили более 47 млрд. долл., внешний долг, как уже отмечалось, сократился в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 11,8 млрд. долл. и в 2002 г. он уменьшился еще на 4,6 млрд. долл.
Большой размер внешнего государственного долга, несмотря на его сокращение в последние годы, остается одной из важнейших угроз экономической безопасности страны. Расходы на его обслуживание (погашение и выплата процентов) отягчают федеральный бюджет, снижают инвестиционные и инновационные возможности бюджета, а также выполнение бюджетом социальных обязательств, осложняют финансирование образования, науки, здравоохранения.
Рассмортим показатели исполнения бюджета по доходам и расходам за 2003 год (табл. 1, 2, 3)
Таблица 1.
Основные показатели исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» по доходам федерального бюджета
Наименование групп доходов | Утверждено Федеральным законом от 30 декабря № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» | Исполнено по отчету ГУФКа Минфина России | ||
сумма | в % к утвержденным показателям | в % к ВВП | ||
Налоговые доходы В том числе: ЕСН (взнос) Неналоговые доходы Доходы целевых бюджетных фондов Безвозмездные перечисления Неклассифицированные доходы | 2 007 540,1
281 230,0
104 284,2
13 893,9
-
- | 2 035 598,4
339461,0
150 535,9
15 129,9
875,0
83,2 | 101,4
120,7
144,4
108,9
-
- | 18,74
3,12
1,39
0,14
-
- |
Всего доходов | 2125718,2 | 2202222,4 | 103,6 | 20,27 |
Таблица 2.
Показатели федерального бюджета в 2004р 2006 гг. (с учетом ЕСН), % ВВП
| 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
доходы расходы непроцентные расходы непроцентные расходы без ЕСН Профицит | 17,9 17,4 15,5 12,6 0,5 | 17,0 16,1 14,2 11,4 0,9 | 16,7 15,2 13,5 10,8 1,5 |
Таблица 3
Структура расходов в федеральном бюджете на 2003 г.
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.
Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст. 170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов первоначальное их содержание может претерпевать значительные изменения. Правительство должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями, либо уйти в отставку. Возможен и роспуск Государственной Думы в случае отказа от принятия федерального закона о бюджете. Для 1992—1999 гг. было характерно значительное противостояние Государственной Думы законодательным инициативам правительства в области реализации экономической и финансовой политики. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2001 г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций — 8,5%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики в начале XXI в.
Так, общей стратегической задачей развития является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые и более высокие темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурных преобразований, соответствующих мировым тенденциям. Анализ основных тенденций финансовой политики в XX веке, нерешенных проблем и неоправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.
1) Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня.
2) Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сфены экономики, но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов. Без понимания этого участятся XXI в. финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократических основ.
3) Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему, необходимо обучение новым финансовым технологиям.