Финансовая политика и финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:40, курс лекций

Описание работы

Финансовая политика является средством реализации финансовых отношений на уровне государства и на уровне предприятий.
Финансовая политика государства представляет собой совокупность направлений и методов воздействия государства на функционирование финансовой системы для достижения конкретных целей развития экономики.

Файлы: 1 файл

Лекция 4 Финансовая политика и.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 4 Финансовая политика и

финансовый механизм

 

  1. Финансовая политика: понятие, содержание, уровни реализации, цель и задачи
  2. Направления и виды финансовой политики, процесс ее формирования
  3. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики. Структура финансового механизма

 

 

  1. Финансовая политика: понятие, содержание, уровни реализации, цель и задачи

Финансовая политика является средством реализации финансовых отношений на уровне государства и на уровне предприятий.

Финансовая  политика государства представляет собой совокупность направлений и методов воздействия государства на функционирование финансовой системы для достижения конкретных целей развития экономики.

Государственная финансовая политика является составной частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Как показывает мировой опыт, игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов ведет к деградации самой финансовой системы и упадку экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества и учитывать интересы всех субъектов хозяйственной системы.

Основные задачи финансовой политики:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • определение основных направлений повышения экономического потенциала страны и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений;
  • создание эффективной системы оперативного управления финансами.

Финансовая политика государства как макроэкономический механизм управления включает в себя финансовую стратегию и тактику управления.

Финансовая  стратегия определяет перспективные действия государства по развитию финансовой системы и финансов. Она направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и финансовых ресурсов.

Финансовая  тактика представляет собой совокупность действий, мероприятий для достижения поставленных задач по управлению финансами в конкретных условиях. Финансовая тактика заключается в выборе наиболее оптимального финансового решения в определенной хозяйственной ситуации.

Финансовая  политика предприятий – это совокупность мероприятий, реализуемых в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными целями, задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности.

Финансовая политика предприятий представляет собой  целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть:

    • выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы
    • избежание банкротства и финансовых потерь
    • лидерство в борьбе с конкурентами
    • максимизация рыночной стоимости предприятия
    • устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия
    • рост объемов производства и реализации
    • максимизация прибыли и минимизация расходов
    • обеспечение рентабельной деятельности и пр.

Приоритетность той  или иной цели финансовой политики предприятия определяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

  1. Направления и виды финансовой политики, процесс ее формирования

Базовыми направлениями  финансовой политики являются:

- политика  доходов, направленная на общую максимизацию финансовых поступлений по уже имеющимся источникам, а также обеспечение постоянного расширения номенклатуры этих источников;

- политика  расходов, направленная на оптимизацию процесса использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов в целях наиболее полного и оперативного удовлетворения соответствующих потребностей объекта управления.

Финансовая политика может рассматриваться во временном  и пространственном аспектах. Временной аспект определяет действия в области развития финансов на текущий момент времени (это текущая финансовая политика) и на длительную перспективу (долговременная финансовая политика).

Пространственный аспект финансовой политики определяет действия государства по основным направлениям воздействия финансов на экономику страны. По этому признаку в состав финансовой политики государства входят: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная, валютная, кредитная, учетная политика, политика по управлению финансами.

Бюджетная политика основывается на законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной части бюджета, в распределении средств между бюджетами разных уровней, в источниках покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгам.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении налоговой системы. Развитые налоговые системы характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения. В мировой практике выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы.

Инвестиционная  политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности, для притока иностранного капитала.

Социальная  политика связана с решением вопросов финансового обеспечения прав граждан Республики Беларусь, установленных в Конституции РБ, и охватывает такие сферы, как пенсионная, финансовая помощь отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная  политика представляет собой взаимодействие налоговой и ценовой политики, ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок товаров и услуг.

В процессе формирования финансовой политики следует соблюдать следующие требования:

  • учет специфики конкретного этапа развития экономики;
  • изучение и восприятие предшествующего опыта финансово-хозяйственной деятельности;
  • научный подход и комплексный подход при выработке концепции финансовой политики (целей, задач, форм, методов, рычагов, инструментов и т.д.);
  • ориентация на повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

На современном этапе  развития экономики Республики Беларусь финансовая политика государства направлена на преодоление мирового финансового кризиса и его последствий, расширение приватизации для укрепления основы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, повышение социальной защиты населения. Эти особенности финансовой политики определены Национальной программой социально-экономического развития Республики Беларусь до 2025 г.

 

  1. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики. Структура финансового механизма

Финансовый механизм выступает средством реализации финансовой политики. Это система установленных государством типов, видов, форм и методов финансовых отношений. Разнообразие состава финансового механизма можно классифицировать на основе следующих критериев.

Критерии классификации финансового механизма

1. Типы: в зависимости от степени участия государства – директивный и регулирующий

2. Формы: в зависимости от территории – государства и местных органов власти

3. Виды: в зависимости от сфер и звеньев финансовой системы – бюджетный; внебюджетных фондов; предприятий сферы производства продукции; организаций сферы услуг; финансового рынка

4. Методы: исходя из сущностного понятия категории «механизм» – финансовое обеспечение, регулирование, самофинансирование, планирование и прогнозирование, контроль, материальное стимулирование, налогообложение и др.

Директивный финансовый механизм связан с участием государства в разработке и введении обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения, финансового рынка.

Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финансовых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованной финансовой системы, где интересы государства напрямую не затрагиваются.

Финансовый механизм государства направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления ими и укрепление финансового законодательства, внешнеэкономических связей и т.д., а финансовый механизм местных органов власти – на финансовое обеспечение потребностей территорий.

Бюджетный механизм характеризуется наличием системы налогов, формирующих доход бюджета, а также различных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования.

Механизм внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ.

На предприятиях реального сектора  экономики финансовый механизм опосредован отношениями по поводу формирования и использования денежных фондов. Финансовый механизм учреждений и организаций сферы услуг связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с бюджетной деятельностью.

Среди методов финансового механизма  выделяют финансовое обеспечение, финансовое регулирование и пр.

Финансовое обеспечение осуществляется за счет собственных, заемных и привлеченных ресурсов.

Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений на основе конкретных методов распределения: сальдового, нормативного и налогового.

Финансовое регулирование осуществляется с помощью определенных инструментов и рычагов, которые способствуют формированию финансовых ресурсов, управлению движением денежных средств. К ним относятся прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, процентные ставки, вклады, курсы валют и пр. Рычаги по своим функциям делятся на стимулы, санкции, лимиты, нормы и нормативы. В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования, в виде санкций – штрафы, пени, неустойки.

 


Информация о работе Финансовая политика и финансовый механизм