Финансовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом изучении и анализе финансовой политики РФ и ее реализации.
Для реализации поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
провести общую характеристику финансовой политики;
рассмотреть механизм финансовой политики как инструмент ее реализации;
проанализировать финансовую политику РФ на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика финансовой политики 5
1.1. Понятие и сущность финансовой политики 5
1.2. Историческое формирование финансовой политики в России 7
2. Механизм финансовой политики как инструмент ее реализации 11
3. Анализ финансовой политики РФ на современном этапе 16
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Финансовая политика РФ.docx

— 67.81 Кб (Скачать файл)

Следует также последовательно  сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, совершенствовать в стимулирующих целях механизмы налогообложения доходов населения  (введение налога на недвижимость, зависящего от рыночной стоимости объектов недвижимости). При этом в долгосрочной перспективе не будет пересматриваться плоская шкала подоходного налога или увеличиваться его ставка.  Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

Потенциальный уровень доходов  бюджетной системы Российской Федерации к 2020  году будет снижаться в первую очередь в результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной системы и в валовом внутреннем продукте,  а также сокращения доли  налогов и сборов для импорта. Повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы.

В результате этих тенденций  уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе при сохранении действующих ставок основных налогов снизится с 39,8 процента валового внутреннего продукта в 2007 году до 34 - 36 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году. Увеличение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будет компенсировано соответствующим снижением ставок налогов,  а также другими мерами (субсидии).

Четвертое направление -  увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики,  повышения уровня и качества жизни населения.

Ключевую роль в данном направлении играет изменение структуры расходов бюджетной системы,  так как сложившаяся в настоящее время система фактических приоритетов расходов не соответствует решению задач инновационного социально ориентированного развития.  Для достижения целевых ориентиров развития необходимо обеспечить увеличение составляющей бюджета, включающей расходы на образование, здравоохранение, культуру, одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики.  Расходы бюджетной системы на развитие человеческого потенциала должны увеличиться с 8,6 процента валового внутреннего продукта в 2007 году до 11 - 11,7 процента валового внутреннего продукта в 2020 году,  в том числе:

  • расходы на здравоохранение увеличатся до 5 - 5,5 процента валового внутреннего продукта по сравнению с 3,6 процента валового внутреннего продукта в 2008 году;
  • расходы на образование увеличатся до 5 - 6 процентов валового внутреннего продукта, что превысит аналогичный показатель в 2008 году на 1 - 1,9 процента валового внутреннего продукта.

Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения.

В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:

  • упорядочение системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;
  • сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов, которые зависят прежде всего от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;
  • разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (не финансируемым социальным мандатам);
  • использование механизма со финансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;
  • применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение по душевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;
  • законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан пред пенсионного и пенсионного возраста;
  • усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.

Практическое осуществление указанных задач политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.

Расходы бюджетной системы  на социальную политику  (включая пенсионные выплаты)  возрастут с 8,2 процента валового внутреннего продукта в 2007 году до 9 - 9,8 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.

Модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений потребуют поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4 процентов валового внутреннего продукта.  Основная доля инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры,  в первую очередь в транспортную и энергетическую инфраструктуру,  в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства.  Кроме того,  для развития образования и здравоохранения требуется рост инвестиций в социальную инфраструктуру.

Стимулирование обновления научно-технической базы потребует также увеличения государственных расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования,  которые повысятся с 0,7 процента валового внутреннего продукта в 2008  году до 1,3 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.

В целом бюджет развития или  инновационный бюджет (включающий расходы на образование,  здравоохранение, фундаментальную науку и прикладные научные исследования, инвестиции в транспортную и социальную инфраструктуру)  к 2015 году составит около 14 процентов валового внутреннего продукта,  а к 2020 году(несмотря на относительное снижение государственных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры)  увеличится до 14,2 - 15 процентов.

Кроме изменения структуры  расходов в горизонтальном направлении необходима их оптимизация и в вертикальной плоскости.

Необходимо повышение  уровня самостоятельности субъектов  бюджетной системы,  что связано в том числе с укреплением их доходной базы, умеренным повышением доли субъектов в доходах и расходах бюджетной системы. Изменение распределения доходов и обязательств в бюджетной системе должно происходить одновременно с согласованием стратегических задач,  решаемых на всех уровнях системы государственного управления.

Общий уровень расходов бюджетной  системы  (включая внебюджетные фонды)  стабилизируется к 2020 году в пределах 32,2 - 34 процентов валового внутреннего продукта  (в 2007 году - 33,7 процента валового внутреннего продукта).  В условиях снижения доходов бюджетной системы это может привести к возникновению после 2020 года дефицита бюджетной системы.

В условиях последовательного  сокращения нефтегазовых доходов в долгосрочном периоде поддержание нефтегазового трансферта на уровне 3,7 процента валового внутреннего продукта  (или более высоком) потребует использования средств Резервного фонда.

Пятое направление -  повышение  эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования. 

Необходимость реализации приоритетов  в области расходов в условиях ограничения на величину ресурсов бюджетной системы ставит задачу повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.  С течением времени актуальность задачи будет увеличиваться.

Необходимой составляющей реализации данного направления является повышение прозрачности процедур составления,  изменения и исполнения бюджетов всех уровней,  в том числе процедур размещения государственного и муниципального заказа,  процедур формирования межбюджетных трансфертов. 

Кроме того,  несмотря на переход  к планированию и утверждению бюджетов на 3 года должна обеспечиваться гибкость бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов. Для этого оперативность принятия решений в бюджетной сфере должна быть повышена.

Предполагается обеспечить продолжение работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств и их анализ с целью определения соответствия приоритетам развития,  чувствительности к изменениям макроэкономических условий. 

Важным является также  последовательная децентрализация  центров принятия решений об эффективном и результативном использовании финансовых ресурсов,  что предусматривает развитие системы государственных и муниципальных заданий,  перевод основной части расходов на программный принцип,  включая формирование ограниченного числа приоритетных долгосрочных (федеральных) целевых программ,  повышение самостоятельности субъектов бюджетного планирования, привлечение к управлению бюджетными ресурсами частных компаний при жестком мониторинге целевых индикаторов и реализации программных мероприятий.

Рассмотрев основные направления финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных мероприятий, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Реализация целей и задач  финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов  формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного  определения.

Реализация финансовой политики должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов  хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач  и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного  производства с целью улучшения  экономического положения государства  и социальной защиты населения.

В качестве средства повышения эффективности  реализации финансовой политики развития должны выступать учет теорий регионального  развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.

Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Рассмотрение основных направлений  финансовой политики Российской Федерации на современном этапе позволяют сделать вывод о том, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных мероприятий, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

Информация о работе Финансовая политика РФ