Финансовая политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему: финансовая политика РК.

 

Введение. Сущность финансовой политики.

Любое государство для осуществления  своих функций и достижения определенных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

Таким образом, финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Сущность любой экономической  категории, в том числе и финансовой политики, проявляется в ее функциях. Финансовая политика выполняет 2 функции  – фискальную и экономическую. 
Фискальная функция заключается в увеличении формирующейся доходной база государства и рациональном ее использовании. 
Экономическая функция сводится к регулированию механизма перераспределения национального дохода между территориями и отраслями хозяйствования. 
Сущность данной политики заключается:

в том, что она порождается экономическими отношениями (общество не свободно в  выборе финансовой политики и исходит  из своих возможностей и условий  объективной реальности); она направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач (активное государственное влияние на общественное производство);

она воздействует на экономику и социальное развитие общества. Отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется  решать для развития данного общества.

Финансовая  политика осуществляется в результате разработки финансовой стратегии и финансовой тактики.

 Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.

Финансовая тактика – это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.

Финансовая тактика и финансовая политика взаимосвязаны. Стратегия  создает условия для решения  тактических задач, а также выявляет решающие участки развития.  
Тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи стратегии. 
При активации финансовой политики финансы используются в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов и стимулов. 
Финансовая политика реализуется через финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. 
То есть, финансовая политика является: 
1) экономической категорией, базирующейся на полной и достоверной информации и преследующая целью увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов (финансоемкость, финансоотдача); 
2) разрабатывается органами исполнительной власти, рассматривается и принимается органами законодательной (или представительной) власти; 
3) осуществляется в результате разработки стратегических и тактических решений на основе научного подхода; 
4) реализуется через финансовый механизм посредством финансовых методов и рычагов; 
5) обеспечивает управление всей финансовой системой.

 

Особенности финансовой политики Казахстана.

Развитие рыночной экономики в  Республике Казахстан сопровождается рождением новой финансовой политики в стране, направленную на финансовую устойчивость во всех сферах экономики.

В настоящее время, однако, особенно остро проявляются недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое  и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: нетворческий характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства; отсутствие стратегических концептуальных разработок; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве и т.д. В программах стабилизации экономики и перехода к рынку Республики Казахстан предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и налаживанию денежного обращения, нормализации потребительского рынка, обеспечении стабильности производства, укрепления хозяйственных связей.

Основными направлениями перехода к рыночным отношениям в Казахстане были определены разгосударствление экономики, приватизация собственности, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, а также создание рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.) Создаются следующие виды рынков: потребительских товаров и услуг, средств производства, сельскохозяйственной продукции, труда, жилья, финансовый рынок.

Однако, с начала самостоятельного развития Казахстана в экономической и финансовой политике были допущены непоследовательность, поспешность в отношении права собственности, мобилизации финансовых ресурсов, финансировании государственных социальных программ. Поспешные реформы в экономической, финансовой, банковской сферах привели к уменьшению самих источников роста экономики, а инфляция усугубила состояние жизни общества. Тактические решения в финансовой политике, направленные на нахождение финансовых ресурсов увеличили государственный долг, снизили доверие к проводимым реформам. В противоречие вступили финансовое право, финансовый механизм и финансовая политика. Поэтому основным направлением остается в Казахстане разработка стратегических, обоснованных идей финансовой политики.

В соответствии с государственной  программой финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку должны быть нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Эти цели вытекают из необходимости  финансового обеспечения стратегии социально – экономического развития республики, перестройки всех сфер жизни общества. Целью финансовой политики является достижение сбалансированности государственного бюджета, и решить проблему финансового оздоровления народного хозяйства на основе стабилизации экономики.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей со всеми странами мира, обеспечивая  условия для осуществления совместных мероприятий. Международное сотрудничество направлено на получение эффективной  помощи от развитых стран и финансовых центров.

Принципы финансовой политики требуют соблюдения интересов всех участников общественного производства, включая социальные слои общества, обеспечения рациональной организации финансовых отношений, сбалансированности доходов и расходов государственных финансов, в том числе бюджета государства, создания резервов государства и социальных фондов для членов общества, и главное - оптимального распределения финансовых ресурсов между государством и предприятиями всех отраслей. 
Финансовая политика реализуется через активность финансового механизма, полноты использования всех рычагов воздействия. Здесь проявляется в значительной степени роль фискальной политики государства, которая может быть стимулирующей и сдерживающей в сфере централизации финансовых ресурсов.

 

Политика финансовой стабилизации в РК.

Финансовую стабилизацию в Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности.

По мнению многих экспертов, Казахстан  уже преодолел наиболее болезненный  после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

В Казахстане за годы независимости  полностью изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства.

Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечивает снижение уровня дефицита бюджета. В свою очередь, это позволило установить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения. Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ является реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены, прежде всего, на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

В последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных  предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса Вместе с тем, как и в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора.

Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов - их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

В ближайшей перспективе бюджетная  политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой экономической  и финансовой стабилизации. Общее  улучшение экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно скажется на возможностях реализации более эффективной бюджетной политики.

 

Финансовая политика РК позволяет  сохранять стабильность финансового  сектора. В 2011 году впервые в своей  рейтинговой истории Казахстан  достиг уровня «ВВВ+», что стало подтверждением стабильного финансового курса страны. В период мирового экономического кризиса 2008-2009 годов республике удалось сохранить устойчивость финансового сектора и объемы кредитования экономики. Проводимая в 2008-2009 годы Антикризисная программа "5 больших дел" позволила выправить ситуацию в финансовом секторе. В настоящее время финансовая система страны стабилизировалась. Так, в 2011 году впервые в рейтинговой истории страны по долгосрочному рейтингу в иностранной валюте достигнут уровень "ВВВ+".

В прошлом году международное рейтинговое агентство Standard&Poor's повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг РК в иностранной валюте с уровня "ВВВ" до уровня "ВВВ+". По мнению Standard&Poor's, повышение рейтинга в иностранной валюте РК отражает улучшение фискальной и внешней гибкости, стремительный экономический рост и постоянно высокий приток прямых иностранных инвестиций. В свою очередь, международное агентство Fitch Ratings повысило РДЭ Казахстана в иностранной валюте с уровня "BBB-" до "BBB" и долгосрочный РДЭ в национальной валюте – с уровня "ВВВ" до "BBB+".

Реализация Антикризисной программы  получила положительную оценку со стороны  международного сообщества. Мнения мировых  экспертов можно просмотреть  в документальном фильме «В стременах времени». Было принято принципиальное решение по вхождению ФНБ «Самрук-Казына» в капитал системообразующих банков, оказавшихся под угрозой дефолта. Государственные вложения в АО «БТА Банк», АО «Альянс банк», АО «Темирбанк» в рамках антикризисного плана совместно с Нацбанком и АФН позволили спасти финансовую систему страны во время кризиса, в том числе средства населения. В результате реструктуризации финансовая задолженность банков сократилась на 11 млрд. долларов США. Досрочно возвращены средства Национальный фонда в размере 147,5 млрд. тенге. 
Последующая стабилизация финансового сектора укрепила доверие населения и бизнеса к банковской системе. Если на конец 2007 года сумма вкладов на депозитах в банков второго уровня составляла 3,9 трлн тенге, то на 1 декабря 2011 года эта сумма выросла более чем в два раза и составила 8,4 трлн тенге.

По мнению международных экспертов, предприняты безотлагательные и  решительные меры по устранению финансовых проблем, которые повлек за собой  мировой экономический кризис. Реструктуризация позволила банкам очистить портфели от стрессовых активов, значительно снизить нагрузку по внешним долгам и сконцентрироваться на своем устойчивом развитии, в котором большая часть усилий направлена на восстановление активов и проведение масштабной работы по увеличению доверия населения и привлечению депозитов. Опыт Казахстана признан успешным на мировом уровне и стал показательным для других государств.

Информация о работе Финансовая политика РК