Финансовая политика России: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие понятия финансовой политики государства, ее составляющих и видов, рассмотрение эволюции финансовой политики в России, ее состояния в прошлом и настоящем.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2. рассмотреть виды финансовой политики;
3. изучить финансовую политику государства в России;

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие и принципы финансовой политики 4
2. Финансовая политика России в прошлом 7
3. Финансовая политика России: в настоящее время, в современном мире 12
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский институт управления и права

Новгородский филиал

Факультет Международного менеджмента и туризма

Специальность 080507 «Менеджмент организации»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Финансы и кредит.

Тема: Финансовая политика России: прошлое и настоящее.

 

 

 

 

                                                                                               Выполнила студентка:        

     Немцева В.А.     

4 курс                  

Группа 01012                 

         Проверил  преподаватель:

Минин Д. Л. 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2014

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                   3

1.Понятие и принципы финансовой  политики                                                     4

2. Финансовая политика России  в прошлом                                                         7

3. Финансовая политика России: в настоящее время, в современном мире    12                                                                                                                       

Заключение                                                                                                             22

Список литературы                                                                                                23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Объект исследования: финансовая политика государства.

        Предмет исследования: понятие, принципы, составляющие и виды финансовой политики.

        Целью исследования является раскрытие понятия финансовой политики государства, ее составляющих и видов, рассмотрение эволюции финансовой политики в России, ее состояния в прошлом и настоящем.

        Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

1. раскрыть содержание и сущность  финансовой политики государства;

2. рассмотреть виды финансовой  политики;

3. изучить финансовую политику  государства в России;

4. рассмотреть состояние финансовой  политики РФ в прошлом и  настоящем.

 

 

 

1.Понятие и принципы  финансовой политики.

        Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования. 

        Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства: 
 
- денежно-кредитная политика;  
- налоговая политика;  
- бюджетная политика;  
- политика в области международных финансов.  
         Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: 
 
- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;  
- создание адекватного финансового механизма;  
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.  
 
        Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.  
 
        Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.  
 
        Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.  
 
        Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.  
 
        Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: 
 
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;  
- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;  
- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;  
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.  
 
        Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.  
 
        Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.1

 

 

 

2. Финансовая политика  России: в прошлом.

        До 1930 г.финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она сформировалась под воздействием теоретических концепций К.Маркса и В.И. Ленина. В марксистко-ленинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства - концентрация финансовых ресурсов в руках государства.

        Уже в 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

        В 1930-1931 гг. в Советском Союзе была проведена налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены методики их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 ранее действовавших платежа. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства.

        Был установлен следующий порядок распределения прибыли. В результате распределения прибыли на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12 % предприятие направляло на капитальные значения, 5% - в поощрительные фонды и 3% - на другие цели; 72% прибыли вносилось в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского хозяйства (колхозы и совхозы).

        Такая финансовая политика организации финансов позволила государству успешно выполнить задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной войне. В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.

         Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы были положены следующие принципы:

- усиление принципа хозрасчета  предприятий, повышение заинтересованности  работников результатах работы;

- расширение прав предприятий в расходовании средств за счет прибыли и амортизационных отчислений на мероприятия по совершенствованию производства и внедрению новой техники;

- повышение ответственности за  сохранность собственных оборотных  средств и т.д.

       Реформа дала определенные положительные финансовые результаты.

         В 1990 г. была провозглашена новая цель экономической реформы - переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание плана и рынка. Но это цель не была достигнута. В 1991 г. произошел роспуск СССР и создание СНГ.

         В 1991-1992 гг. в России произошла смена политических ориентаций. В стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведение в экономике рыночных реформ.

        Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство РФ стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, был упразднен Госплан, отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации. Стало сокращаться производство.

        В условиях упадка производства образовался товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение.

        Государственное регулирование экономики в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса .

        Но тем не менее в финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться перспективные направления, которыми было предусмотрено:

1. добиться снижения дефицита  бюджета путем регулирования  налогообложения предприятий и  граждан, уменьшение государственных  расходов на содержание аппарата  управления;

2. упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов.

3. снизить уровень инфляции, создать  свободу предприятиям в выборе  предпринимательской деятельности

4. решение этих задач требует, прежде всего, оживления промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, расширения подготовки специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения. Необходимо достижение стабилизации и затем устойчивых темпов экономического роста во всех сферах экономики.

5. поднять роль банков и других  кредитных учреждений в мероприятиях  по стабилизации экономики.

6. упорядочить систему кредитных  отношений и др.

         К сожалению, в практических действиях правительств не наблюдается последовательности в осуществлении указанных направлений.

        Финансовая политика государства, как утверждает Сабанти Б.М., неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика государства - составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

         Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем:

- определение приоритетов в  финансировании инвестиционной  деятельности.     - приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

- предоставление субсидий из  бюджета жизненно важным отраслям  народного хозяйства на осуществление  инвестиционной деятельности.

- расширение прав предприятий-инвесторов  в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

- сокращение государственного  бюджетного финансирования инвестиций  и соответственно увеличение  сферы негосударственного инвестирования.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовая политика России: в настоящее время, в современном мире.

        В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств.

        Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом. Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этим изменение государственной долговой политики позволило снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня.

Информация о работе Финансовая политика России: прошлое и настоящее