Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:31, контрольная работа
Целью исследования является раскрытие понятия финансовой политики государства, ее составляющих и видов, рассмотрение эволюции финансовой политики в России, ее состояния в прошлом и настоящем.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2. рассмотреть виды финансовой политики;
3. изучить финансовую политику государства в России;
Введение 3
1.Понятие и принципы финансовой политики 4
2. Финансовая политика России в прошлом 7
3. Финансовая политика России: в настоящее время, в современном мире 12
Заключение 22
Список литературы 23
Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский институт управления и права
Новгородский филиал
Факультет Международного менеджмента и туризма
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Финансы и кредит.
Тема: Финансовая политика России: прошлое и настоящее.
Немцева В.А.
4 курс
Группа 01012
Проверил преподаватель:
Минин Д. Л.
Великий Новгород
2014
Содержание
Введение
1.Понятие и принципы
2. Финансовая политика России
в прошлом
3. Финансовая политика России: в
настоящее время, в современном мире
12
Заключение
Список литературы
Введение
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Объект исследования: финансовая политика государства.
Предмет исследования: понятие, принципы, составляющие и виды финансовой политики.
Целью исследования является раскрытие понятия финансовой политики государства, ее составляющих и видов, рассмотрение эволюции финансовой политики в России, ее состояния в прошлом и настоящем.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть содержание и
2. рассмотреть виды финансовой политики;
3. изучить финансовую политику государства в России;
4. рассмотреть состояние
1.Понятие и принципы финансовой политики.
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Выделяют следующие
основные составляющие финансовой политики
государства:
- денежно-кредитная политика;
- налоговая политика;
- бюджетная политика;
- политика в области международных
финансов.
Содержание финансовой
политики включает в себя широкий комплекс
мероприятий:
- разработку общей концепции
финансовой политики, определение ее основных
направлений, целей и главных задач;
- создание адекватного финансового
механизма;
- управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики
составляет выбор стратегических направлений,
которые определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов.
Одновременно государство осуществляет
выбор текущих, тактических целей своей
финансовой политики, направленной на
адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства
в коротком периоде. При этом текущие цели
находятся под непосредственным влиянием
целей стратегических.
Важной составной часть финансовой
политики является формирование финансового
механизма, при помощи которого происходит
осуществление деятельности государства
в области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений. К элементам финансового
механизма относятся формы финансовых
ресурсов, методы их формирования, система
законодательных норм и нормативов, которые
используются при определении доходов
и расходов государства, организации и
регулирования бюджетной сферы, финансов
предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм – это наиболее
динамичная часть финансовой политики.
Его изменения происходят в связи с решением
различных тактических задач, и поэтому
финансовый механизм чутко реагирует
на все особенности социальной и экономической
ситуации в стране. Одно и тоже финансовое
отношение в стране может быть организовано
по-разному. По-разному может использоваться
один и тот же инструмент финансового
регулирования.
Управление финансами предполагает
целенаправленную деятельность государства,
связанную с практическим использованием
финансового механизма. Эта деятельность
осуществляется специальными организационными
структурами. Управление включает в себя
ряд функциональных элементов: прогнозирование,
планирование, оперативное управление,
регулирование и контроль. Все эти элементы
обеспечивают проведение мероприятий
финансовой политики в стратегической
и текущей деятельности государственных
органов, юридических лиц и граждан.
Цели и содержание
финансовой политики определяют ее основные
задачи:
- обеспечение условий для формирования
максимально возможных финансовых ресурсов;
- рациональное распределение
и использование финансовых ресурсов;
- организация регулирования
и стимулирования финансовыми методами
экономических и социальных процессов
в стране;
- выработка финансового механизма
и его развитие в соответствии с изменяющимися
социально-экономическими целями.
Оценка результатов финансовой
политики государства основывается на
ее соответствии интересам общества и
большинства его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач.
Результативность финансовой
политики во многом зависит от качественной
разработки механизма согласования и
реализации интересов различных слоев
общества и имеющихся у государства объективных
возможностей использования всесторонних
факторов воздействия на ход реализации
финансовой политики.1
2. Финансовая политика России: в прошлом.
До 1930 г.финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она сформировалась под воздействием теоретических концепций К.Маркса и В.И. Ленина. В марксистко-ленинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства - концентрация финансовых ресурсов в руках государства.
Уже в 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
В 1930-1931 гг. в Советском Союзе была проведена налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены методики их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 ранее действовавших платежа. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства.
Был установлен следующий порядок распределения прибыли. В результате распределения прибыли на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12 % предприятие направляло на капитальные значения, 5% - в поощрительные фонды и 3% - на другие цели; 72% прибыли вносилось в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского хозяйства (колхозы и совхозы).
Такая финансовая политика организации финансов позволила государству успешно выполнить задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной войне. В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.
Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы были положены следующие принципы:
- усиление принципа хозрасчета предприятий, повышение заинтересованности работников результатах работы;
- расширение прав предприятий в расходовании средств за счет прибыли и амортизационных отчислений на мероприятия по совершенствованию производства и внедрению новой техники;
- повышение ответственности за
сохранность собственных
Реформа дала определенные положительные финансовые результаты.
В 1990 г. была провозглашена новая цель экономической реформы - переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание плана и рынка. Но это цель не была достигнута. В 1991 г. произошел роспуск СССР и создание СНГ.
В 1991-1992 гг. в России произошла смена политических ориентаций. В стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведение в экономике рыночных реформ.
Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство РФ стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, был упразднен Госплан, отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации. Стало сокращаться производство.
В условиях упадка производства образовался товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение.
Государственное регулирование экономики в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса .
Но тем не менее в финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться перспективные направления, которыми было предусмотрено:
1. добиться снижения дефицита
бюджета путем регулирования
налогообложения предприятий и
граждан, уменьшение государственных
расходов на содержание
2. упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов.
3. снизить уровень инфляции, создать
свободу предприятиям в выборе
предпринимательской
4. решение этих задач требует, прежде всего, оживления промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, расширения подготовки специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения. Необходимо достижение стабилизации и затем устойчивых темпов экономического роста во всех сферах экономики.
5. поднять роль банков и других
кредитных учреждений в
6. упорядочить систему кредитных отношений и др.
К сожалению, в практических действиях правительств не наблюдается последовательности в осуществлении указанных направлений.
Финансовая политика государства, как утверждает Сабанти Б.М., неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика государства - составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем:
- определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. - приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.
- предоставление субсидий из
бюджета жизненно важным
- расширение прав предприятий-
- сокращение государственного
бюджетного финансирования
3. Финансовая политика России: в настоящее время, в современном мире.
В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.
Обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств.
Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом. Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этим изменение государственной долговой политики позволило снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня.
Информация о работе Финансовая политика России: прошлое и настоящее