Финансовая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все увеличивающийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.
Проблема коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя и законодательства встала перед Россией на рубеже XIX-XX веков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Промышленность России в 19-нач. 20 в……………………………………….3
Финансовые реформы 1860х годов…………………………………………….7
Экономическое развитие России в конце 19 в………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………..12

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 30.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Промышленность России в 19-нач. 20 в……………………………………….3

Финансовые реформы 1860х годов…………………………………………….7

Экономическое развитие России в конце 19 в………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глубокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все увеличивающийся рост государственного долга и прогрессировавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.

Проблема коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя и законодательства встала перед Россией на рубеже XIX-XX веков. Модернизацию предстояло проводить  на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками  и устойчивыми консервативными  традициями. Внутренняя политика строилась  на великодержавных принципах. Система  высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием  новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная  община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая  российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной  бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство - теряла монополию на власть.

Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали  перестройки политической, правовой и государственной систем.

Промышленность России в 19-нач. 20 века

На рубеже XIX—XX вв. в России по мере развития и концентрации промышленного  производства стали складываться монополистические  отношения. Отмечая закономерность развития империализма, В. И Ленин  в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916) определил  основные признаки и особенности  империалистического развития:

«1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой  ступени развития, что она создала  монополии, играющие решающую роль в  хозяйственной жизни;

2) слияние банковского  капитала с промышленным и  создание на базе этого «финансового  капитала» финансовой олигархии; 

3) вывоз капитала, в отличие  от ввоза товаров, приобретает  особо важное значение;

4) образуются международные  монополистические союзы капиталистов, делящие мир;

5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось  господство монополий и финансового  капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими  капиталистическими странами». Не вдаваясь в подробный теоретический анализ ленинского определения империализма, можно условно взять его за основу в характеристике промышленного  развития России.

Концентрация производства в России была обусловлена рядом  обстоятельств:

1) сохранение крупного  помещичьего землевладения; 

2) компактные месторождения  полезных ископаемых (каменного  угля в Донбассе, железной и  марганцевой руды в Криворожье  и др.);

3) мировой экономический  кризис;

4) зависимость предпринимателей  от стратегических задач правительства  и воли монарха.

Затруднение в сбыте товаров, дорогие кредиты, падение рыночных цен и т.п. заставляли капиталистов объединяться и договариваться о  более рациональном промышленном производстве и сбыте продукции. Господствующее положение заняли в своих областях синдикаты «Продамет», «Продвагон», «Проду-голь», «Нобель-Мазут», «Гвоздь» и др.

Концентрация производства неразрывно связана с усилением  банковского капитала и образованием финансовой олигархии. Это гарантировало  устойчивость промышленного производства, банковскую стабильность и общие  большие дивиденды. Часто во главе  заводов и банка стоял один человек. Так, председатель правления  Русско-Азиатского банка А.Путилов  одновременно был председателем 12 крупнейших акционерных обществ и членом правления 38 других обществ. Финансовая олигархия была тесно связана  с царизмом, что обусловливало  взаимовыгодную внутреннюю и внешнюю  политику.

Существенное значение в  развитии промышленного производства в России играл иностранный капитал, получавший 20— 30% прибыли вместо 4—5% у себя на родине. Доля иностранного капитала в акционерных обществах  составляла более 20% от общего капитала. Сумма иностранного капиталовложения в угольную промышленность с 1890 до 1900 г. увеличилась в 5 раз, достигнув 70% всех капиталовложений, в металлургию — в 3,5 раза, составив 42% общей суммы. Таким образом, с одной стороны, приток иностранного капитала стимулировал развитие наиболее важных и трудоемких отраслей промышленного производства, способствовал индустриализации России, с другой — возникала опасность зависимости России от экономической интервенции, создавалась угроза национальной независимости страны.

Главные торговые партнеры России в 1901 г.*

1) Экспорт (в млн. руб.  золотом)

2) Импорт (в млн. руб.  золотом)

Германия

178 855 000

Германия

210 954 000

Великобритания

156 751000

Великобритания

102 954 000

Голландия

84 689 000

США

34 921 000

Франция

61 222 000

Франция

27 972 000

Австрия

30 217 000

Австрия

24 901 000

США

4 000 000

Общий объем российского  экспорта: 761 583 000 руб. золотом

Общий объем российского  импорта: 593 425 000 руб. золотом


* Portal R. La Russie industrieUe (1881-1927). P., 1966.

Вместе с тем и российские предприниматели вывозили свой капиталы не только в национальные окраины  империи, но и в восточные, менее  развитые станы — Иран, Афганистан, Турцию, Китай. Часто в финансовых операциях за границей русские банкиры  выступали как посредники иностранных  банков.

О стабильности русских финансов свидетельствует введение в 1896—1897 гг. золотого обращения и свободного обмена кредитного рубля на золото. Российский рубль был одной из устойчивых валют мира.

Являясь неразрывной частью мирового империалистического развития, российские монополии вели активную борьбу за раздел мира, экономическое  мировое господство в, нефтяной, золотодобывающей и других отраслях промышленного  производства. Царизм, поддерживающий приоритеты российских предпринимателей, активизировал свой внешнеполитический курс и оказался втянутым в борьбу между крупнейшими империалистическими  державами за влияние на Балканах, в Азии и на Дальнем Востоке. К  тому же борьба русской буржуазии  за господство велась и на втором фронте — в национальных районах Российской империи (Польско-Прибалтийском, Финляндии, Баку, Сибири, Средней Азии, Казахстане), которые превышали центральную Россию в 3 раза по площади и в 4 раза по числу жителей. Таким образом, в начале XX в. Россия находилась в стадии империалистического развития, на признаки которого указывал В.И.Ленин. Однако империализм в Российской империи имел ряд особенностей.

Развитие промышленности в России в начале XX в., несмотря на мировой экономический кризис 1900—1903 гг., совпавший с неурожаем и  депрессией 1904—1908 гг., по отдельным  отраслям даже обгоняло развитые страны. Так, за 1909—1913 тт. выплавка чугуна в  мире увеличилась на 32%, в США —  на 20, в Германии — на 50, в России — на 64%. Россия занимала 2-е место  в мире по добыче нефти, 4-е — по машиностроению, 5-е — по добыче угля, железной руды и производству стали. Однако по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторые отрасли промышленности вообще отсутствовали.

Несмотря на поразительные  темпы промышленного производства, которые в 1909—1913 гг. составляли 13% среднегодовых, а в отраслях, производящих товары широкого потребления, — 6,2% в год, Россия отставала от развитых капиталистических  стран. Так, производство товаров промышленности на душу населения в России было в 13 раз меньше, чем в Германии, в 14 раз меньше, чем в Англии, в 21,4 раза меньше, чем в США.

Таким образом, хотя в России и были все признаки империализма, в начале XX в. она была среднеразвитой капиталистической страной с  ярко выраженными особенностями:

1) неравномерность развития  капитализма по промышленным  отраслям и географическим регионам;

2) высокая концентрация  производства и рабочей силы;

3) преимущественное развитие  сельскохозяйственного производства.

 

Финансовые реформы 1860-х годов

 

в России, буржуазные реформы, цель которых  – приспособить финансовую систему  страны к развитию капитализма. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 вызвали необходимость учреждения Госбанка (1860) и образования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупной операции (1862). Инициатором большинства реформ, проводившихся при министре финансов М. Х. Рейтерне (1862–78), был В. А. Татаринов (1863–71 – государственный контролёр). 22 мая 1862 были введены "Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме и с подробными указаниями отдельных статей и параграфов расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась министерством финансов, затем утверждалась Государственным советом и императором, после чего становилась законом. С 1862 государственная роспись стала публиковаться. В 1864–68 все государственные доходы были сосредоточены в кассах Государственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами и кассовыми расписаниями производились расходы. Возросло значение финансового государственного контроля, который ежегодно проверял законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Государственном совете и представлял Государственному совету отчёт об исполнении финансовой сметы за прошлый год. В 1865 были созданы местные органы государственного контроля – контрольные палаты. В начале 60-х гг. винные откупа были заменены акцизным сбором на производство спиртных напитков, а с 1866 – на табак. Для взимания акциза были созданы губернские и окружные акцизные управления. Департамент разных податей и сборов министерства финансов был разделён в 1863 на департаменты неокладных сборов (косвенные налоги) и окладных сборов (прямые налоги).

Как все проводившиеся царизмом в 60-е гг. буржуазные реформы, Ф. р. были непоследовательны. В системе прямых налогов сохранился основной налог  рус. феодального государства – подушная подать; ревизия государственного контроля распространялась не на все ведомства и т.д. Не была реализована денежная реформа 1862. Предусмотренный ею размен бумажных денег на золото и серебро пришлось прекратить из-за недостатка металлического фонда. Созданная Ф. р. система сохранялась с некоторыми изменениями в 80–90-х гг. (см. Денежная реформа 1895–97) до 1917.

 

 

Экономическое развитие России в конце 19 в.

В конце ХIХ в. в России наблюдался очевидный и уверенный подъем производительных сил, особенно в промышленности. Так, из 1292 русских акционерных компаний, действовавших в 1903 г. , 794 были учреждены  за 1892-1902 гг. , а из 241 иностранной  компании - 205 появились в России в указанное десятилетие. В 90-е  годы прокладывалось ежегодно в среднем 2, 5 тыс. верст новых железнодорожных  магистралей (этот показатель никогда  не был впоследствии превышен). За время  министерства С. Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы  около 3 млрд. руб. Существенно изменялись главные статьи бюджета, что подтверждало экономический динамизм.

За эти восемь лет государственные  доходы увеличились почти на 40% , а расходы более, чем на 60%. За эти  годы у России лишь трижды было положительное  сальдо, и казалось бы, что опасения и страхи за судьбу экономики были вполне обоснованными. Но Россия не приближалась к финансовому банкротству, как  о том писали и говорили в то время. Разница погашалась за счет иностранных  займов, значительная часть которых  шла на производительные нужды, в  первую очередь на железнодорожное  строительство. Подобная практика не была наилучшей, но она позволяла не только обеспечивать текущую стабильность финансовой системы, но и способствовала развитию важнейших элементов индустриальной инфраструктуры. В частновладельческой  экономике наблюдалась бурная деловая  активность, подтверждавшая правильность проводимого экономического курса. Однако вскоре ситуация резко ухудшилась. Изменение мировой экономической  конъюнктуры привело сначала  к спаду деловой активности, а  с 1900 г. - и к кризису в отраслях производства, интенсивно развивавшихся  в 90-е годы: металлургии, машиностроении, нефте- и угледобыче, электроиндустрии. Иностранные фирмы одна за другой терпели банкротства. В российских деловых кругах царили уныние и растерянность, усугублявшиеся громкими крахами нескольких ведущих отечественных промышленных и финансовых групп: П. П. фон Дервиза, С. И. Мамонтова, А. К. Алчевского. Все это активизировало противников министра финансов, во весь голос заговоривших о том, что его политика - авантюра. Особенно большой общественный резонанс вызвало крушение дела Саввы Мамонтова, известнейшего предпринимателя и мецената. Беспощадная молва приписывала его падение не экономическим факторам, а исключительно злой воле министра финансов и якобы стоявших за ним “еврейских банкиров”.

Информация о работе Финансовая политика России