Финансовая политика: содержание и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика онлайн.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств, как  правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

6. Проблемы и перспективы развития финансовой политики России

 

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. 

Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего  плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика.

Несогласованность антимонопольной  и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении  цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов. 

Ресурсами финансовой политики являются величина развития производительных сил, величина собственного финансового капитала, степень развития финансовой инфраструктуры. Взаимодействие в процессе производства этих  трех составляющих и образует все основные финансовые потоки. В настоящее время плановое регулирование всех  составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует.

Российская Федерация, как и большинство её субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами (включая людской потенциал, который использован далеко не в полную силу); производственными мощностями предприятий, загруженными лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно. Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

Значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Также необходимо выбрать  наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик.

Существует организационная  проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она  была выработана. Так, в настоящее  время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

Создание рыночных отношений  невозможно без проведения новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ для оперативного внесения соответствующих координат.

Главной задачей в  бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Мировой практикой доказано, что:

- налоговая система  должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

- основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества);

- превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

- косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

- высокие налоги приводят  к утечке капитала;

- в кризисные для  экономики периоды необходимо  уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации  внутреннего инвестиционного потенциала.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Проведенный анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

2. Для формирования предложений по усилению единой финансовой политики целесообразно было бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

3. Существование рациональной финансовой политики субъектов РФ является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к. в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

4. Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

- догматический характер  финансовой политики, ее неспособность  быстро реагировать на изменяющиеся  условия развития нашего государства;

- отсутствие стратегических  разработок;

- проведение частичных,  малообоснованных тактических мероприятий,  ориентированных на сиюминутную выгоду;

- отрыв финансовой  политики от фактического состояния  дел в экономике;

- нарушение сбалансированности  государственного бюджета Российской  Федерации;

- остаточный подход  при определении финансовой базы  удовлетворения социальных потребностей граждан.

Всё это прямо сказывается на неразвитости  бюджетной системы и финансовой политики страны. В результате бюджет недополучает значительное количество доходов. Снижение оптовых цен промышленности является одной из главных причин сокращения поступления доходов в федеральный бюджет.

Особую проблему составляет недостаток поступления налоговых платежей. Главными причинами этого стали ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете, рост неплатежей в народном хозяйстве, прямое уклонение от уплаты налогов (укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов).

Это говорит о необходимости  пересмотра фискальной политики:

- ужесточение налоговой  дисциплины;

- упрощение налоговой  системы;

- налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров.

Таким образом, настоящая  ситуация с бюджетной (финансовой) политикой  характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий шесть различных форм. Ему присущи два коренных недостатка:

- действующий механизм  оказания финансовой помощи сформировался в условиях жесткого централизма единой бюджетной системы бывшего Советского Союза, в основу его положена цель жесткого регулирования из центра;

- основанный на стремлении  обеспечить баланс между доходами  и расходами по каждому бюджету, он подавлял инициативу нижестоящих органов власти к изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей на местах. При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.

Существует проблема, состоящая в том, что местные  бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами и это вызывает нарушение налогового законодательства и недоплаты в федеральный бюджет. Это объясняется рядом следующих причин:

- высокая степень концентрации  финансовых ресурсов в федеральном  бюджете страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов;

- действующая практика  формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей  основе механизм централизованно  устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

- тенденция переведения  расходов вниз без подкрепления  доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

- принятие федеральными  органами власти таких решений,  которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

- доминирующая роль  регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.

 

Заключение

 

Таким образом, финансовая политика – понятие многоплановое. В целом её сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий  государства, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов и их распределения  для выполнения государством своих  функций и программ. Важнейшим  местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Кроме того, внутри нее  различают достаточно самостоятельные  направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

Финансовая политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой  осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс – это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.

Также, при проведении финансовой политики необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность (обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения).

 

Список  использованной литературы

 

1. Ковалев В.В. Финансы. - М.:Проспект, 2006.-640с.

Информация о работе Финансовая политика: содержание и типы