Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 17:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику России
Задачи:
• Рассмотреть сущность финансовой политики
• Выделить субъекты и объекты
• Изучить основные направления финансовой политики
• Изучение сущности, целей, инструментов и механизма реализации финансовой политики.
• Анализ реализации финансовой политики в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.4
1.1 Сущность финансовой политики РФ…………………………………………4
1.2 Субъекты и объекты финансовой политики РФ………………………….....6
1.3 Цели и задачи финансовой политики РФ…………………………………....7
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 1991-2006 гг…....……………….10
2.1.Особенности финансовой политики 1991-1998 гг…………………..…….10
2.2. Причины финансового кризиса 17 августа 1998 г..………………………12
2.3. Основные направления формирования финансовой политики в 1999-2009 гг…………..………………………………………………………………………14
ГЛАВА 3.Виды финансовой политики и механизм ее реализации…..………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………33
В начале этого периода, для преодоления кризиса, стояли главные задачи:
Уменьшения темпов инфляции
Профицит бюджета
Ликвидация внешнего и внутреннего долга
Усиление позиций рубля
Увеличение роста ВВП
Развитие отраслей народного хозяйства
Финансовая политика современного этапа нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочны потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политики, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений[8].
Финансовая политика России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование, финансы предприятий различных форм собственности. Главным звеном финансовой политики является государственный бюджет, который представляет собой свод денежных доходов и расходов государства. Структура расходов и доходов государственного бюджета отражает цели экономической политики государства. Это расходы на социальные нужды (образование, здравоохранение, культура, наука и т.д.); на оборону государства; материальное обеспечение внешней политики; административно-управленческие доходы; платежи по государственному займу.
Исполнение бюджетов является одним из важнейших показателей, характеризующих отлаженность финансовой системы, ее способность реализовать цели экономической политики. Федеральный бюджет в 2005 г. исполнен по доходам на 102,9% утвержденного на этот год бюджета. Общий доход составил 5125,1 млрд. руб., а расходы бюджета составили 3539,5 млрд. руб. (все расходы и доходы бюджета 2005 г. приведены в приложение 2) . Это говорит о большом профиците бюджета. В основном причина, такого положения дел в больших ценах на энергоносители. Для сбалансированности федерального бюджета был создан стабилизационный фонд РФ.[9]
Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.
Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах[10]:
93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:
Доллар США |
- |
45 %; |
Евро |
- |
45 %; |
Фунт стерлиногов |
- |
10 %. |
На рис. 1 отчетливо видно, как вырос профицит консолидированного бюджета к ВВП[11].
|
Рис.1 ОТНОШЕНИЕ ПРОФИЦИТА (ДЕФИЦИТА) КОНСОЛИДИРОВАННОГО
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К ВАЛОВОМУ ВНУТРЕННЕМУ ПРОДУКТ
Существенным элементом финансовой политики является страхование, которое представляет собой отношения, возникающие между государством и субъектами для предотвращения ущерба от несчастных случаев, стихийных бедствий и т. д. .
Доходы государственного бюджета - налоги, собираемые центральными и местными органами власти, государственные займы, поступление внебюджетных фондов, доходы от государственной торговли, туризма и т. д.
Основную часть доходов госбюджета (до 80 %) составляют налоги. Налогами называют обязательные платежи, которые население и предприятие ежегодно вносят государству. Налоговая политика мобилизирует денежные средства в бюджеты всех уровней. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижение за последние годы ставки налога на прибыль 35 до 24%, ставки НДС – с 20 до 18%, единого социального налога –с 38,5 до 26%, введения пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц.
Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области бюджетных расходов.
Задачи и направления финансовой политики на 2005-2008 гг.
Финансовая политика состоит из таких
этапов, как:
- определение целей и задач финансовой
политики;
- разработка, направлений и ориентиров
финансовой политики;
- реализация конкретных действий для
достижения намеченных целей и задач.
В разработке государственной финансовой
политики в России участвуют все ветви
государственной власти. В то же время
в силу особенностей конституционного
строя приоритет в ее разработке принадлежит
Президенту РФ, который в ежегодных посланиях
Федеральному собранию определяет основные
направления финансовой политики на текущий
год и на перспективу.
Основные направления бюджетной и налоговой
политики 2008 года были сформированы в
соответствии с Бюджетным посланием Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации «О бюджетной политике
2008 года» и Посланием Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации.
Согласно Бюджетному посланию Президента
Российской Федерации основными задачами
бюджетной политики 2008 года и среднесрочную
перспективу стали:
1. Создание условий для обеспечения общей
макроэкономической сбалансированности.
Основные параметры бюджета должны обеспечивать:
гарантированное исполнение заложенных
в бюджет обязательств; связывание избыточной
денежной ликвидности; последовательное
сокращение расходов на обслуживание
государственного долга с учетом приходящегося
с 2005-2008 г.г. значительного объема платежей
по внешнему долгу.
2. Использование средств Стабилизационного
фонда, накопленные с 2005-2008 гг. сверх установленного
минимума (сверх 500 млрд. руб.), исключительно
на замещение источников погашения внешнего
долга и финансирование дефицита Пенсионного
фонда Российской Федерации при отсутствии
иных способов решения соответствующих
задач.
3. Реформирование бюджетной классификации
(группировки доходов и расходов бюджетов
всех уровней) и бюджетного учета. На федеральном
уровне должны определяться лишь основные,
обязательные для всех уровней бюджетной
системы позиции экономической и функциональной
классификации с целью обеспечения большей
свободы маневра для органов государственной
власти в ходе бюджетного процесса.
4. Повышение роли перспективного финансового
плана в бюджетном процессе е целью расширения
горизонта планирования, повышения предсказуемости
бюджетной политики и качества подготовки
бюджета, создания стимула для оптимизации
бюджетных расходов.
5. Четкое определение показателей результативности
деятельности федеральных государственных
органов.
6. Ориентация федеральных целевых программ
на решение крупных и требующих длительных
сроков реализации инвестиционных, научно-технических
и структурных проектов межотраслевого
характера с четко сформулированными
и количественно измеримыми индикаторами
результативности. Необходимо ввести
в практику формирования ведомственных
целевых программ. В эти программы целесообразно
перенести значительную часть бюджетных
расходов, осуществляемых в настоящее
время по сметному принципу.
7. Создание новой нормативной базы и
обеспечение четкого соблюдения правил
государственных закупок, распространяемых
на все осуществляемые в интересах государства
закупки (в том числе в сфере обороны и
безопасное и).
Основные задачи и направления налоговой
политики 2008 год определялись исходя из
главной цели - цели завершения налоговой
реформы. Согласно Бюджетному посланию
Президента РФ Федеральному Собранию
РФ «О бюджетной политике 2008 года» налоговая
система по окончании реформирования
должна была обеспечить финансирование
бюджетных потребностей, быть при этом
необременительной для субъектов экономики
и не препятствовать повышению их конкурентоспособности
и росту деловой активности. Для достижения
главной цели необходимо было решить ряд
задач, сформулированных в бюджетном послании:
1. Снизить эффективную ставку единого
социального налога, скорректировать
механизм применения регрессии, в том
числе снять неоправданные ограничения
на доступ к применению регрессии налогоплательщикам.
2. Дополнить Налоговый кодекс РФ главой
о водном налоге, предусмотрев сокращение
льгот и количества объектов налогообложения.
3. Определить оптимальные (экономически
обоснованные и необременительные для
граждан и юридических лиц) размеры государственной
пошлины и перечнем юридически значимых
действий, при которых она взимается.
4. Усовершенствовать порядок взимания
налога на добавленную стоимость: исключить
налогообложение авансовых платежей,
решить вопросы своевременного возмещения
НДС при экспорте и осуществлении капитальных
вложений. С 2005 года целесообразно снизить
ставку этого налога.
Основные направления денежно-кредитной
политики с 2005-2008 гг. определяли три варианта
развития экономики с 2005-2008 гг.
Первый сценарий предполагал существенное
ухудшение ценовой конъюнктуры на товары
российского экспорта, то есть снижение
цен на нефть марки "Urals" до 22,5 долл./бар.
При этом прогнозировалось сокращение
положительного внешнеторгового сальдо
по товарам и услугам более чем на 40%, снижение
экспортных доходов, и как следствие, ограничение
инвестиционных возможностей российских
предприятий. Замедление роста инвестиций
в основной капитал, а также снижение возможностей
для роста реальных располагаемых денежных
доходов населения должно было привести
к росту ВВП всего на 4,8%.
Второй сценарий предполагал установление
цены на российскую нефть около отметки
в 26 долл./бар., и как следствие:
- неизменный уровень объема экспорта
($180 млрд.);
- рост импорта, и как следствие, сокращение
сальдо внешней торговли товарами и услугами
примерно на 1/4 по сравнению с 2005 г.;
- увеличение чистого оттока частного
капитала относительно первого варианта
не $1 млрд. (до $6,5 млрд.);
- рост золотовалютных резервов на $14,5
млрд.;
- прирост ВВП - 6%.
В рамках третьего сценария предполагалось,
что среднегодовая цена на нефть марки
"Urals" составит 28 долл./бар. (данная
цена принималась за основу при расчете
доходов федерального бюджета и поступлений
в Стабилизационный фонд РФ); сальдо баланса
товаров и услуг составит $43.9 млрд.; отток
частного капитала достигнет $7 млрд., а
золотовалютные резервы увеличатся на
$17,9 млрд. Активный рост инвестиций в основной
капитал и реальных располагаемых денежных
доходов населения, согласно данному варианту
развития экономики, будут способствовать
росту ВВП, который оценивается на уровне
6,3%.
В качестве целевого ориентира был выбран
интервал 7,5- 8,5 %, при этом для базовой инфляции
он составлял 7-8%. Прирост реального эффективного
обменного курса рубля не должен был превысить
в 2005 году 8%. Кроме того, в области политики
валютного курса устанавливалась перспективная
задача Банка России - создание условий
для перехода к более гибкому с формированию
курса российской национальной валюты
при минимальном участии Банка России
в формировании спроса и предложения на
внутреннем валютном рынке. Предполагалось,
что это позволит в будущем перейти к полноценному
инфляционному таргетированию (установлению
целевых ориентиров денежной системы,
регулированию прироста денежной массы),
прежде всего, путем воздействия на стоимость
денег в экономике с помощью инструментов
процентной политики. К тому же, исходя
из растущего значения евро для российской
экономики, в качестве операционного ориентира
при реализации политики сглаживания
колебаний валютного курса предполагалось
использовать стоимость корзины доллар-евро.
Основные задачи и направления инвестиционной
политики с 2005-2008 гг.
Одним из основных инструментов осуществления
государственной инвестиционной политики
2008 года в рамках системы бюджетного планирования
стала Федеральная адресная инвестиционная
программа (ФАИП), которая отразила цели
и приоритетные направления социально-экономического
развития страны, определенных в Послании
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации "О бюджетной
политике 2008 года", Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Эффективное использование государственных
капитальных вложений, включая национальное
расходование бюджетных ассигнований
и концентрация государственных капитальных
вложений на приоритетных направлениях
государственного инвестирования, были
призваны способствовать последователь
Основными приоритетными направлениями
формирования ФАИП на 2005 и на период до
2007 г. стали:
- модернизация и развитие стратегически
важных для страны объектов производственной
инфраструктуры (транспортной, трубопроводной,
информационно-
- модернизация коммунальной инфраструктуры
на основе современных энергосберегающих
технологий для улучшения качества предоставляемых
услуг, снижения издержек, стимулирования
привлечения внебюджетных средств в реконструкцию
коммунальной сферы;
- инвестирование в объекты социальной
инфраструктуры федерального значения,
в том числе в науку, образование и здравоохранение,
реконструкцию объектов культуры, имеющих
мировое и общероссийское значение;
- адресная поддержка стратегически значимых,
с позиций повышения конкурентоспособности
экономики, инвестиционных программ и
проектов в секторах с высокой долей участия
государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного
комплекса и модернизации Вооруженных
сил Российской Федерации;
- формирование и развитие технологической
базы секторов "новой экономики, в первую
очередь науки, что должно обеспечить
формирование системы поддержки инновационной
деятельности в России, инновационное
наполнение экономического роста всех
секторов экономики;
- осуществление природоохранных мероприятий
и создание условий безопасной жизнедеятельности;
- инвестирование в инфраструктуру судебной
системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости.
Таким образом, последовательная реализация
приоритетов государственного инвестирования
была направлена на создание материальной
основы повышения уровня жизни, образовательного,
научно-технического, культурного уровня
российских граждан, ускорения структурной перестройки экономики и повышения её
конкурентоспособности.
Основные направления денежно-кредитной
политики с 2005-2008гг. определяли три варианта развития экономики:
Снижение цен на нефть «Urals» до 22,5 долл./бар. Сокращение положительного
внешнеторгового сальдо по товарам услугам
на 40 %. Реальный располагаемый денежный
доход населения на 4,8%.
Установление цен на российскую нефть
около отметки в 26 долл./бар. Увеличение
частного капитала первого варианта на
$ 1 млрд. (до $ 6,5 млрд.). Рост золотовалютных
резервов на 14,5 млрд. Прирост ВВП-6%.
Среднегодовая цена на нефть составил
28 долл./бар. Сальдо балансов товаров и
услуг составляет $ 43,9 млрд. Частный капитал
достигнет $ 7 млрд. Золотовалютные резервы
увеличатся на $ 17,9 млрд. Реальный располагаемый
доход населения - 6,3%.
Одним из основных инструментов осуществляемой
инвестиционной политики в 2008г стала ФАИП. Основные направления формирования
ФАИП: развитие производственной инфраструктуры,
коммунальной инфраструктуры, социальной
инфраструктуры федерального значения,
развитие Вооруженных сил РФ, инвестирование
программ и проектов, инвестирование судебной
системы, осуществление природоохранных
мероприятий и.т.д.
Итог бюджетной и налоговой политики.
Увеличение ставка налога на прибыль,
снижение ставки ЕСН, порядок взимания
НДС по принципу «страна назначения»,
увеличение ставки налога на добычу нефти,
введение главы «Государственная пошлина»
и.т.д.
По предварительной оценке Минфина объем
дохода-102,8%, уточненной росписи поступлений
доходов - 154%; по финансированию 100,3%; по
кассовому исполнению расходов - 98%; профицит-1536,8
млрд. руб. За пользование природными ресурсами
- 4,08% ВВП. Объем таможенных пошлин увеличился
на 7,3% ВВП. Поступление налога на прибыль
- 1,8%. Поступление НДС увеличился на 7% ВВП.
В структуре расходной части доля расходов
на национальную оборону возросло на 28%.
Международные трансферты - 39,1%. Финансирование
расходов на обслуживание государственного
и муниципального долга РФ-6,4%.
Итог денежно-кредитной политики. Инфляция
на потребительском рынке - 10,9%. Повышение
роста административных тарифов в начале
года. Сокращение дотаций из федерального
бюджета. Цены на товары российского экспорта
- 40 %. Уровень золотовалютных резервов
- 182,2 млрд. долларов.
Итог инвестиционной политики. Объем инвестиций
в основной капитал - 3431 млрд. руб. Возросла
доля прибыли, остающейся в распоряжении
организаций на 3% (собственные средства).
В привлеченных средствах рост бюджетных
средств на 1,8%. Уровень лимита - 97%. Иностранный
капитал в экономике России составляет
96,5 млрд. долларов США (31,4%).
Оценка эффективности финансовой политики.
Финансовая политика наряду с благоприятной
внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся
на рынках нефти и газа, оказала положительное
влияние на социально-экономическое развитие
страны. Темп экономического роста составили
6,4%. Инвестиции-10,5%. Индекс промышленного
производства -104%. Среднемесячная заработная
плата в среднем за год составляет 8530 руб.
В налоговой реформе снизилась налоговая
нагрузка на экономику. Эффективность
финансовой политики следует акцентировать
внимание на том, что значительную роль
развитии России сыграл внешнеэкономический
фактор. По оценкам Минэкономразвития, он обусловил
около половины роста ВВП, в том числе
фактор высоких цен на нефть - примерно
на одну треть.
С 2009 года подлежат введению следующие
налоговые меры по таким направлениям,как:
1. Изменения в области акцизного налогообложения
(изменение существующего порядка уплаты
акцизов на нефтепродукты, изменение порядка
применения адвалорных ставок акцизов
на табачные изделия, индексация специфических
ставок акцизов по большинству подакцизных
товаров на 8,5%).
2. Совершенствование налогообложения
при добыче нефти, направленное на стимулирование инвестиций
3. Увеличение размеров социальных налоговых
вычетов на обучение граждан и их близких
родственников в образовательных учреждениях,
а также на их лечение в медицинских учреждениях
Российской Федерации, распространение
налоговой льготы по ЕCH в части не начисления налога на выплаты
наемным работникам, являющихся инвалидами,
на налогоплательщиков - индивидуальных
предпринимателей и т. д.
Бюджетная политика в области расходов
в 2009 году и среднесрочной перспективе
направлена на повышение эффективности
государственного управления, рост качества
и условий предоставления государственных
услуг, создание условий и стимулов для
развития человеческого капитала.
Непроцентные расходы федерального бюджета
возрастут в 2010 году на 1110,4 млрд. рублей
по сравнению с ожидаемой оценкой 2009 года.
Значительная часть прироста государственных
непроцентных расходов направлена на
повышение жизненного уровня работников
организаций бюджетной сферы, федеральных
государственных служащих военнослужащих
и приравненных с ним лиц, а также на повышение
уровня жизни пенсионеров и других граждан,
в отношении которых на федеральном уровне
существуют финансовые обязательства.
Расходы на национальную экономику в 2009
году по сравнению с уточенной росписью
на 2008 год возрастут на 172,7 млрд. рублей,
на национальную оборону - 161,9 млрд. рублей,
на национальную безопасность и правоохранительную
деятельность - 124,6 млрд. рублей. При этом
расходы на национальную экономику увеличиваются
почти на 50%, на образование - на 33,4%о, на
здравоохранение -на 31,5%
В 2009-2010 годах будет продолжено финансирование
приоритетных национальных проектов.
Совокупный объем средств, предусмотренных
на финансирование национальных проектов
в 2007 году, составлял с учетом гарантий
- 239,8 млрд. рублей, без учета гарантий -
206,3 млрд. рублей, т. е. прирост по отношению
к текущему году - 72,6 млрд. рублей или 54,3
процента.
Объем средств на финансирование национального
проекта «Образование» в 2009 году составит
48,9 млрд. рублей (увеличение но сравнению
с т. г. на 19,6 млрд. рублей), «Здоровье »
- 107,7 млрд. рублей (45,1 млрд. рублей), «АПК
» - 23,4 млрд. рублей (1,5 млрд. рублей), «Доступное
и комфортное жилье » (без учета гарантий)
- 26,3 млрд. рублей (6,4 млрд. рублей).
В области внутренних заимствований
проведение долговой политики в 2009 году
будет исходить из целей сохранения и
развития рынка государственных ценных
бумаг. В этом отношении ключевыми задачами
станут повышение ликвидности рыночной
части государственного внутреннего долга,
выраженного в государственных ценных
бумагах и сохранение оптимальной доходности
на рынке государственных ценных бумаг.
Умеренный объем внутренних заимствований
федерального бюджета не вытесняет инвестиции,
необходимые для роста экономики. В сфере
внешних заимствований основными принципами
долговой политики в 2009 году являются:
отсутствие заимствований на международных
рынках капитала;
завершение и ускоренная реализация
большинства действующих проектов с международными
финансовыми организациями с ограничением
принятия обязательств по новым займам;
полный отказ от привлечения новых кредитов
правительств иностранных государств.
В результате, уже в 2009 году объем внутреннего
долга превысит размер внешних обязательств,
а совокупный объем государственного
долга сократится с 9% ВВП на конец 2009 года
до 8,3% ВВП на конец 2010 года и 7,5% на конец
2011 года, при этом в уже в 2012 году объем
внутреннего долга превысит размер внешних
обязательств.
Вывод по второй главе:
Главными целями финансовой политики
на 2009 год и среднесрочную перспективу
(2009-2012гг.) стали: повышение качества жизни
населения, обеспечение бедности и правопорядка,
развитие институтов гражданского общества
и повышение конкурентоспособности экономики.
Основными целями бюджетной политики
в 2009 год и среднесрочной перспективе
является: создание условий для обеспечения
сбалансированности бюджетной системы;
повышение результативности бюджетных
расходов; усиление роли среднесрочного
финансового планирования; повышение
качества «человеческого капитала»; совершенствование
управление государственной собственностью
и.т.д.
Расчет бюджетных проектировок осуществлены
с учетом снижения цен на нефть с 65 долл./бар.
до 61долл./бар. Высокий уровень золотовалютных
резервов способствовало сохранению благоприятного
инвестиционного климата, инвестиции
в основной капитал увеличился на 10,4%.
Доля бюджетных средств в инвестициях
в основной капитал существенно возрастет
с 17,8% в 2009г до 20,3% в 2010г и 20,6% в 2011г.
В области внутреннего заимствований
долговой политики было исходить из целей сохранение и развитие рынка государства
ценных бумаг.
В результате, уже в 2009г объем внутреннего
долга превысит размер внешних обязательств,
а совокупный объем государственного
долга сократится с 9% ВВП на конец 2009г,
до 8,3% ВВП на конец 2010г и 7,5% на конец 2011г, при этом уже в 2012г объем внутреннего
долга превысит размер внесших обязательств.