Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 19:19, реферат
Описание работы
С переходом России к рыночным отношениям изменились направления страны, как в политике, так и в государстве. Произошли крупные и радикальные изменения во всех сферах жизни страны. Россия переживала большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ……………………... 4-5 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ……………………………….. 6-7 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СССР………………………………………………... 8-9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ……………………...
4-5
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ………………………………..
6-7
3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
СССР………………………………………………...
8-9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ.
С переходом России к рыночным
отношениям изменились направления страны,
как в политике, так и в государстве. Произошли крупные и радикальные
изменения во всех сферах жизни страны. Россия переживала
большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере
экономики и финансов. Успешное осуществление
экономической реформы во многом связано
с достижением финансовой стабилизации.
К сожалению, в период перехода к рыночным отношениям, правительство России не предугадало
много промашек. Все же переход к рыночным отношениям означал
новый этап в истории России и как бы он плохо не начался, он развивается, экономика, и остальные ее сектора РФ возрождаются. Но в новой
финансовой системе есть и свои плюсы, причем, значительные. Для того
чтобы в дальнейшем развитии нашей страны
не повторились старые ошибки, правительству
необходимо разработать четкую финансовую
стратегию, то есть долговременный курс
финансовой политики, рассчитанный на
перспективу и предусматривающий решение
крупномасштабных задач, определенных
экономической и социальной стратегией
государства. Важно выделить основные
тенденции развития финансов, сформировать
основные концепции их использования,
наметить принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных концепций
и целевых программ необходим для концентрации
финансовых ресурсов на главных направлениях
экономического и социального развития.
Большое внимание следует уделить гибкой
финансовой тактике, направленной на решение
конкретных задач. Однако для правильного
осуществления поставленных перед финансовой
политикой задач требуется четкий и глубокий
подход к пониманию сущности, целей и механизма
реализации финансовой политики, а также
элементов, ее составляющих. Опыт показывает,
что отрыв финансовой политики от экономики
оборачивается серьезными экономическими
трудностями.
1.СУЩНОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
Сущность политики
выражают отношения между социальными
группами, классами, нациями по поводу
установления, удержания, укрепления и
реализации государственной власти.
Субъектами политики
выступают отдельные индивиды, классы,
элита, государство, партии, профсоюзы
и другие социальные общности. По выбранному
критерию различают политику: внешнюю
и внутреннюю; экономическую, социальную,
национальную, военную, культурную; местную,
региональную, общегосударственную, международную,
мировую (глобальную); стратегическую
(долгосрочную) и тактическую (текущую).
Составной частью экономической
политики является финансовая политика,
которая присущими ей специфическими
способами и методами содействует достижению
целей и выполнению задач, поставленных
экономической политикой.
Финансовая
политика – деятельность государства
по целенаправленному использованию финансов.
Содержание финансовой
политики многогранно и может
быть представлено как единство трех составных
частей:
• выработка научно
обоснованных концепций развития финансов;
• определение основных
направлений использования финансов на
перспективу и текущий период;
• осуществление практических
действий, направленных на достижение
поставленных целей.
Финансовая политика
получает правовое оформление в финансовом
праве. Финансовое право– совокупность
юридических норм, регулирующих общественные
отношения, возникающие в процессе образования,
распределения и использования денежных
фондов государства и органов местного
самоуправления, необходимых для реализации
их задач.
В зависимости от длительности
периода и характера решаемых задач финансовая
политика подразделяется на финансовую
стратегию и финансовую тактику.
Финансовая
стратегия– долговременный
курс финансовой политики, рассчитанный
на перспективу и предусматривающий решение
крупномасштабных задач, определенных
экономической и социальной стратегией,
и касающийся важных крупных изменений
финансового механизма, пропорций распределения
финансовых ресурсов.
Финансовая тактика направлена на решение
задач конкретного этапа развития общества
путем изменения способов организации
финансовых отношений, перегруппировки
финансовых ресурсов. Финансовая тактика
предусматривает решение задач текущего
периода (в пределах года и меньше), отличается
гибкостью, подвижностью. Типичный пример
решения тактических задач – бюджет страны,
принимаемый на очередной год.
Целью финансовой политики является наиболее
полная мобилизация и эффективное использование
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения потребностей общества.
Значение финансовой
политики проявляется в том,
что правильно выбранная финансовая политика:
• стимулирует рост
производства, рациональное размещение
производительных сил по территории страны;
• повышает заинтересованность
регионов в развитии хозяйства, использовании
местных ресурсов;
• способствует укреплению
и развитию экономических связей со всеми
странами мира;
• приводит к повышению
материального и культурного уровня населения.
При выработке финансовой
политики необходимо учитывать: экономические и финансовые
возможности государства; внутреннюю
и международную обстановку; отечественный
и зарубежный опыт финансового строительства;
историю развития финансов.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
До 1930 г. финансовая политика
Советского Союза имела ряд особенностей.
Она формировалась под воздействием теоретических
концепций К. Маркса и В. И. Ленина..
Строительство социалистических
финансов началось только после окончания
Гражданской войны. Экономические условия
были тяжелейшие: разоренная страна, полный
упадок хозяйства. Основными задачами
данного периода стали, с одной стороны,
оживление экономики, восстановление
промышленности и сельского хозяйства,
даже с участием капиталистических элементов,
а с другой стороны, поддержка государственного
сектора и подавление частника.
Поэтому новая финансовая
политика строилась уже на совершенно
иных принципах. Экономические и политические
условия диктовали необходимость максимальной
концентрации финансовых ресурсов в руках
государства.
Государство создает
три основных общегосударственных фонда
денежных средств и, следовательно, три
группы денежных отношений, связанных
с их формированием и использованием.
Основным общегосударственным
фондом является государственный бюджет, главные источники
поступлений – налоги..
Вторым по значению общегосударственным
фондом денежных средств был фонд государственного
имущественного и личного страхования.
Он формировался за счет обязательных
и добровольных взносов страхователей.
В 1920-1930е гг. обязательному страхованию
подлежало имущество предприятий и организаций
всех форм собственности, в том числе и
государственных предприятий. На добровольных
принципах страховались имущество, здоровье
и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был
фонд государственного социального страхования.
Он формировался за счет взносов предприятий,
организаций и отдельных лиц, использующих
наемную рабочую силу. Такая финансовая политика
обеспечила выполнение поставленных государством
задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный
сектор становится господствующим.
Через государственный
бюджет страны достигалась очень высокая
степень концентрации и централизации
ресурсов. За годы Великой Отечественной
войны (1941–1945 гг.) расходы государственного
бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб.,
из которых 582,4 млрд руб. было направлено
на покрытие военных расходов (50,8%). В расходной
части бюджета наибольшая доля средств
на оборону была достигнута в 1943 г. – 59,5%.
Это можно считать пределом военных расходов,
так как денежные средства кроме обороны
необходимы на народное хозяйство, социально-культурные
мероприятия, управление, на прочие цели.
В первые послевоенные десятилетия высокий
уровень концентрации и централизации
ресурсов в бюджете страны сохранялся.
Государство в 1980-е
гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных
с совершенствованием методов распределения
прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую
систему. Однако эти усилия не увенчались
успехом. Задачи перевода экономики на
интенсивные методы развития оказались
нерешенными. Экономика по инерции продолжала
развиваться в значительной мере на экстенсивной
основе, ориентировалась на вовлечение
в производство дополнительных трудовых
и материальных ресурсов. Как следствие
образовался разрыв между общественными
потребностями и достигнутым уровнем
производства, между платежеспособным
спросом и его материальным покрытием.
Впервые в 1989 г. государственный
бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя
было не признать серьезную деформацию
всех звеньев финансов – государственных,
отраслевых, региональных.
К 1992 г. в стране произошла
смена политической ориентации. Государство
провозгласило курс на рыночную экономику,
что потребовало коренной перестройки
всей экономики в целом и финансов в частности.
Важное значение в данном процессе имело
разгосударствление и появление хозяйствующих
субъектов различных организационно-правовых
форм и форм собственности. На месте государственных
предприятий возникли кооперативы, товарищества
и т.п. Структурные преобразования вызвали
значительный спад производства, распад
целых отраслей, а значит, безработицу,
социальную и политическую нестабильность,
инфляцию и другие негативные моменты
переходного периода. В этих условиях
финансовая политика была неустойчива,
часто изменялась под влиянием текущего
момента.
3.ФИНАНСОВАЯ
ПОЛИТИКА СССР.
СССР, используя административно
– командную систему управления экономикой, применял планово - директивную финансовую политику. Основанная на государственной собственности,
на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Цель финансовой политики в тех условиях
являлась обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов
у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления)
для их последующего перераспределения
в соответствии с основными направлениями
государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР
строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться
изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых
ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий,
населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого
дохода (с последующими незначительными
изменениями). Чистый доход государственных
предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях,
где за счет цен, установленных государством,
создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность).
Затем при помощи индивидуальных отчислений
от прибыли (взносов свободного остатка прибыли)
изымались в бюджет все излишки прибыли,
которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный
размер всех расходов предприятия за счет
прибыли, то есть, государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий.
В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80%
чистого дохода.
Регулирование использования денежных
доходов населения осуществлялось при
помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет
в виде специального без облигационного
займа. Примерно такой же механизм
изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных
источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала
небольшие по объему доходы, удельный
вес которых в бюджете не превышал 10-15% от
общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов
полностью зависел от объема средств,
выделяемых им из вышестоящих бюджетов
в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным
планом. Средства выделялись на затраты,
как правило, без их увязки с возможным получаемым
эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства,
«долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на
социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управления финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового
механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика
проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы,
когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов
для финансирования чрезвычайных расходов
государства, например в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п. В тоже время использование
такой финансовой системы в условиях нормального функционирования
экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности
производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению
финансового положения государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог, можно сделать
следующие выводы: финансовая политика
СССР имела ряд особенностей. Она формировалась
под воздействием теоретических концепций
К. Маркса и В. И. Ленина.
Государство создает три основных общегосударственных
фонда денежных средств и, следовательно,
три группы денежных отношений, связанных
с их формированием и использованием,
провозгласило курс на рыночную экономику,
что потребовало коренной перестройки
всей экономики в целом и финансов в частности. Основной целью финансовой
политики в тех условиях являлась обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов
у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления)
для их последующего перераспределения
в соответствии с основными направлениями
государственного плана. Цели финансовой
политики СССР строился и финансовый механизм. В этих условиях финансовая
политика была неустойчива, часто изменялась
под влиянием текущего момента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.
1. «Библиотечка «Российской газеты». ФЗ
«О федеральном бюджете на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов» с приложениями.
– ФГУ «Редакция «Российской газеты», 2007
г.
2. Большаков C. В. Финансовая политика и
финансовое регулирование экономики переходного
периода // Финансы. 1994. № 11.
3. Н. Б. Бржесский. Государственные долги
России. - СПб., 1884. -с. 165.
4. Игнатьев Д. Налоговой политике нужны
четкие приоритеты // Финансовые известия.
№ 13.1995
5. Н. Падейский. Финансы России на рубеже
XVIII-XIX столетий // Советские финансы. - 1944.
- № 6.
6.Я. И. Печерин. Исторический обзор росписей
государственных доходов и расходов с
1803 по 1843 г. - СПб., 1896.
7.Сборник Императорского Русского Исторического
Общества. Т. 45., С. 256.
8. В.К. Сенчагова. Экономическая безопасность:
Производство, финансы, банки., М., Финстатинформ, 1999
г.
9.Финансы. Денежное обращение. Кредит:
Учебник для студентов, обучающихся по
направлениям экономики и менеджмента/
Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007. – С. 694.
10. Финансовые итоги 2006 год и перспективы
на будущее/ Алексей Саватюгин // Аудит.
– 2007. - № 2.
11.Н. Д. Чечулин. Очерки по истории русских
финансов в царствование Екатерины II.
- СПб., 1906. - с. 378.
12. «Эффект запаздывания». Финансирование
экономики / В. Сенчагов // Российская Федерация
сегодня. – 2007. - № 13.