Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 10:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение финансовой системы и финансовой политики на современном этапе.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
- изучения понятия и целей финансовой политики;
- проследить звенья финансовой политики;
- выявить основные направления финансовой политики государства
- изучение финансового механизма, его структуру и роль в реализации финансовой политики
Введение
Глава 1. Финансовая политика и формы её осуществления
1.1. Понятие финансовой политики
1.2.Компоненты финансовой политики
1.3. Звенья финансовой политики
Глава 2.Основные направления финансовой политики государства
2. 1. Финансовая политика государства
2.2. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики
Заключение
Литература
Введение
Глава 1. Финансовая политика и формы её осуществления
1.1. Понятие финансовой политики
1.2.Компоненты финансовой политики
1.3. Звенья финансовой политики
Глава 2.Основные направления финансовой политики государства
2. 1. Финансовая политика государства
2.2. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики
Заключение
Литература
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов. Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все вышеперечисленные задачи.
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Финансы возникают как развитие денежных отношений в определенных социально-экономических условиях.
Общей предпосылкой созревания всех этих условий является достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост доходов населения за пределы биологического выживания, определенный культурный уровень общества.
Принципиально важным для появления финансов, естественно, является высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, завершившееся формирование и использование основных функций денег. В такой социально-экономической среде и возникают финансы.
Целью данной курсовой работы является изучение финансовой системы и финансовой политики на современном этапе.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
- изучения понятия и целей финансовой политики;
- проследить звенья финансовой политики;
- выявить основные направления
финансовой политики
- изучение финансового
Глава 1. Финансовая политика и формы её осуществления
1.1. Понятие финансовой политики
Финансовая политика — это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами данного субъекта.
Проводником финансовой политики может быть лишь реальный владелец или распорядитель денежных средств, размер которых во многом определяет масштабы этой политики.
Таким образом, об уровнях финансовой политики справедливо говорить в связи с основными звеньями финансовой системы, т.е. финансовая политика проводится и на государственном уровне, и предприятиями, и населением.
Финансовая политика
государства имеет большую
Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления использования финансовых ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе.
Переход отечественной экономики на рыночные условия, к сожалению, привел к глубокому экономическому кризису, спаду производства, расстройству финансовой системы. На протяжении почти всего перестроечного периода наблюдался бюджетный дефицит, неплатежи предприятий, рост внутренней и внешней задолженностей страны.
В последние годы ушедшего века наметились некоторые положительные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.
В ближайшей перспективе наиболее актуальными экономическими задачами являются:
В соответствии с этим
основными направлениями
Имеет смысл заметить, что в трактовке финансовой политики наблюдается определенное расхождение между зарубежной и современной российской наукой.
В традициях зарубежной науки, деловой практики и управления хозяйством обычно не разделяется экономическая и финансовая политика. В условиях зарубежной рыночной экономики главными задачами финансовой политики на макроуровне, т.е. для высших государственных органов управления и центральных банков, считаются: обеспечение (по возможности) полной занятости трудоспособного населения, недопущение инфляции, т.е. стабильность цен, экономический рост. И такой набор задач (целей) для финансовой макрополитики, разумеется, не может вызывать никаких возражений. Но в России под влиянием длительного периода социалистического хозяйствования сложилось разделение между экономической и финансовой политикой. Это было связано с тем, что экономические цели определялись в натуральных измерителях (млн тонн, штук, метров и т.д.), а затем уже к ним приспосабливались финансовые показатели, при этом приоритет отдавался «натуральному» планированию.
Но поскольку инерция мышления очень сильна, то можно сохранить применительно к российским условиям, как самостоятельный термин, экономическую политику, считая, что она формулирует самые общие перспективные цели развития народного хозяйства (например, повышение доли атомной энергетики, переход к накопительной системе пенсионного обеспечения и т.п.), имея в виду, что эти же самые цели будут на конкретном уровне требовать и определенных финансовых решений и, стало быть, будут включаться и в финансовую политику. Разумеется, имеется значительная область хозяйственной жизни, где используются чисто финансовые показатели, а сама финансовая политика выступает уже как единственное средство решения возникающих проблем. К ним можно отнести налоги, дефицит бюджета, государственный долг, валютный курс и др. Тем не менее главная задача состоит не в том, чтобы «с точностью до микрона» отделить экономическую политику от финансовой, а в понимании сути возникающих проблем и в определении средств и методов их разрешения.
Если учесть нынешнюю ситуацию в России, т.е. все еще низкий уровень производства, расстроенные финансы, низкий уровень доходов и капитализации в хозяйстве, то есть, конечно, основания для специфической трактовки финансовой политики в России и ее основных показателей. В частности, желательно добиться повышения роли кредитной системы и, прежде всего коммерческих банков, а также фондового рынка в мобилизации свободных денежных средств и в направлении их наиболее удачно работающим предприятиям, осваивающим новые виды продукции, успешно конкурирующим с импортными товарами, ведущим активную экспортную деятельность.
Необходимо наведение порядка в расчетах, финансовой дисциплине, преодоление кризиса неплатежей. Необходимо и укрепление бюджетной системы, к главным направлениям реализации которого относятся: развитие самостоятельности и равноправия бюджетов всех уровней, укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов по мере развития процессов разгосударствления и приватизации, совершенствование системы межбюджетных отношений.
Государственная финансовая политика выступает важнейшим фактором регулирования финансовой политики предприятий и населения. В условиях административной экономики, для которой характерны директивность, сильная ограниченность хозяйственной самостоятельности предприятий, крайне сжаты были любые их инициативы в работе. Переход к рыночным условиям обеспечил расширение финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, укрепив тем самым материальную базу для проведения ими собственной финансовой политики. В сфере финансовой политики предприятий должно быть обеспечено лучшее, чем сейчас, сочетание интересов предприятий (частных и коллективных) и государства, резко снижен уровень конфликтности интересов. Это — общее дело и государства, и предприятий. От достижения такого сочетания во многом зависит успех реализации финансовой политики всех уровней.
Российская практика показала, что прямолинейное расширение финансовых прав экономических субъектов не всегда обеспечивает большую эффективность производства и разумное согласование интересов всех участников производства и распределения. Здесь очень полезен зарубежный опыт.
Мировой практикой развития рыночных отношений накоплен богатый опыт сочетания финансовой политики разных уровней, главными результатами которого являются: стабильная система законодательства и разумная налоговая система, не побуждающая предприятия к сокрытию доходов, обеспечивающая реальные льготы предприятиям тех сфер хозяйства, развитие которых представляет наибольшую необходимость на данном этапе развития экономики, стимулирование общего роста производства и доходов в стране.
С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления: первое — денежно-кредитная политика; второе — налогово-бюджетная политика. В условиях России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является Центральный банк и Правительство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирование объема денежной массы, установление уровня процента и воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, т.е. ограничение по возможности роста цен, а также валютный курс и формирование валютных резервов. В сферу налогово-бюджетной политики, естественно, входит формирование налоговой системы (ставок налогов и условий их взимания), сбор налогов и, конечно же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными принципами, возникновение дефицита или профицита бюджета.
Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ. Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит и от денежной, и от бюджетной политики, то же самое относится к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использования всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития.