Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:17, доклад

Описание работы

Управление государственными финансами, направленное на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.

Файлы: 1 файл

Finansovaya_politika.docx

— 101.23 Кб (Скачать файл)

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально  возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.

Значение финансовой политики проявляется  в том, что правильно выбранная  финансовая политика: стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны; повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов; способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира; Приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические  и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю  развития финансов.

К основным целям финансовой политики, можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  и использования финансовых ресурсов  при разработке и проведении  финансовой политики может привести  к распылению средств, сокращению  источников удовлетворения  постоянно  растущих  экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики. Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также  и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание  экономических циклов (при этом в  первую очередь, понимается использование  финансовой политики в качестве инструмента  для борьбы со спадами). Однако легко  заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое  благосостояние всего населения.

Главной целью финансовой политики на макроуровне является –  улучшение благосостояния народа страны, а на микроуровне это улучшение  благосостояния собственника.

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное  регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни  граждан.

Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики  возникла  с развитием капитализма. Непосредственный  толчок   к составлению и осуществлению программ финансовой политики  дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам  акцент  сместился, и основной  ее  задачей   становится  достижение  высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста.  С 70-ых  же  годов, включая также современную финансовой  политику, приоритетным  направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости,  стимулированием  экономического  роста,  выравниванием платежного баланса и другими.

                       

1.2 Виды финансовой политики.

 

 Итак,  исходя  из  задач,  поставленных  перед финансовой  политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика  экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста,  понимают  систему финансовых мер, направленных  на  увеличение  фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня  занятости.  Данная  стимулирующая финансовая политика включает:

 — рост государственных расходов;

 — снижение налогового бремени.

Другими словами,  если  в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая  политика  должна  двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики  и  политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на  его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать  стабильность  цен, то считается, что государством проводится политика  стабилизации.  При  этом было бы неверно считать, что политика стабилизации  подменяет стимулирующую и сдерживающую  финансовую  политику  в их   стремлении   к   выравниванию экономической ситуации  в государстве,  так как между данными понятиями существуют  серьезные различия.  Например,  политика  экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство  стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика  таких целей преследовать не имеет права.

 В свою  очередь  политика ограничения  деловой  активности,  напротив направлена  на  уменьшение  реального объема  ВНП по   сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством  в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции,  возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

 — увеличение налогов.

Иначе  говоря,  финансовая   политика   должна   ориентироваться на положительное сальдо  правительственного  бюджета,  если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

 

 В зависимости  от функциональных звеньев финансовая  политика включает в себя: бюджетную политику, налоговую политику, страховую политику, ценовую политику, таможенную политику, политику в области социальных расходов, политику в области управления государственным долгом и т.д. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики — национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.

Результаты  финансовой политики выражаются на макроуровне  в следующих показателях: объем  ВВП и национального дохода, увеличение или уменьшение дохода населения, сбалансированность бюджета, объемы инвестирования, обновление основных фондов, объем государственного долга, уровень инфляции. А на микроуровне это: улучшение или ухудшение имущественного состояния компании, увеличение или уменьшение прибыли (прибыльность компании по всем активам, доходность собственности, прибыль на 1 руб. собственного капитала, рост курсовой стоимости акций, расширение рынков сбыта, соотношение между темпами роста выручки с темпами роста прибыли…) 

В основу осуществления  финансовой политики положен ряд  общих и частных  принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

  • учет действия объективных экономических законов;
  • учет конкретных исторических условий;
  • учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) принципам можно отнести следующие:

  • сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
  • обеспечение рационального построения финансового механизма.

Главной целью  финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Приоритетами  финансовой политики можно назвать:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;
  • повышение финансово -экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;
  • создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;
  • искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1.3 Финансовый механизм  и его роль в реализации финансовой политики.                               

 

Финансовый механизм – совокупность форм, способов, методов, организации финансовых отношений, применяемых обществом или хозяйствующим субъектом в целях обеспечения социально-экономического развития (на макроуровне)  или же решение целевых задач и установок конкретного хозяйствующего субъекта.

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

  1. финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций;
  2. страховой механизм;
  3. механизм функционирования государственных финансов.

Механизм  государственных финансов, в свою очередь, включает бюджетный механизм и механизм функционирования внебюджетных фондов.

По территориальному делению механизм государственных  и муниципальных финансов подразделяется на:

— финансовый механизм федерации;

— финансовый механизм субъекта федерации;

— финансовый механизм местных органов власти.

По воздействию  финансовый механизм подразделяется на:

— механизм мобилизации финансовых ресурсов;

— механизм финансирования и инвестирования финансовых ресурсов;

— механизм финансовых стимулов и санкций.

Если рассматривать  финансовый механизм на макроуровне, то он подразделяется на:

— директивный;

— регулирующий.

Возможно выделение элементов  финансового механизма по другим признакам. Например, механизм государственных финансов в федеративном государстве включает:

  1. финансовый механизм федерации;
  2. финансовый механизм субъектов федерации;
  3. финансовый механизм местных органов власти.

 

Все элементы финансового механизма  являются составной частью единого целого и в то же время функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость постоянного согласования элементов финансового механизма.

Структурные элементы финансового  механизма различаются по сложности и разветвленности. Для бюджетного механизма характерна система, из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. В страховых организациях широко развита система резервных фондов, а для финансового механизма предприятий необходимо определять отношение между отдельными формами денежных накоплений.

Финансовый  механизм приводится в действие с  помощью установления количественных параметров каждого его элемента, например определения налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

Количественные параметры  и способы их определения являются наиболее подвижной частью финансового механизма. Они чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом, чаще подвергаются корректировке.

Информация о работе Финансовая политика