Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:57, доклад

Описание работы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Содержание работы

Введение 3 1. Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики 4
2. Тактика финансовой политики государства 8
3. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой
политики 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат №2.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а)  обеспечение условий  для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение  и использование финансовых ресурсов между сферами общественного  производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в)  выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих принципов финансовой политики:

- соблюдение интересов  всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

- обеспечение планомерной  организации финансовых отношений;

- сбалансированность доходов  и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

- создание финансовых  резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

оптимальное распределение  финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

 

 

    1.  Тактика финансовой политики государства

 

Финансовая политика государства  подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодоления возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

В программах развития экономики  и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому  оздоровлению экономики и активизации  денежно-кредитной политики, развития потребительского рынка с расширением  доли отечественных производителей, обеспечении стабильности производства, укреплении хозяйственных связей.  Основными направлениями развития рыночных отношений являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры.

В соответствии с этими  программами финансовая политика и  деятельность финансовой системы в  переходный период к рынку направлены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную  их мобилизацию в бюджет, другие целевые фонды бесперебойное  финансирование мероприятий, предусмотренных программами и планами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель - решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.

 

 

3. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики

 

История показывает, что  политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические  интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого  работника, приносят высокие результаты.

Механизм функционирования финансовой политики начала периода  самостоятельного развития Казахстана отличался непоследовательностью  и противоречивостью.

С одной стороны, на выбор  политики оказывали влияние факторы  дестабилизации в постсоветском  пространстве, и финансовые мероприятия  вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая "шоковая терапия" в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.

С другой стороны, проводились  поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как  объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации  финансов, некорректный передел собственности  в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов  сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

В целом это привело  к значительному разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики  и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики.

Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через  финансовый механизм по переводу экономики  на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального  хозяйства, развитию предпринимательской  деятельности, реформированию собственности  с оптимизацией доли государственной  части, расширению и активизации  внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов.

В Республике Казахстан продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей  финансовой политики и механизма  ее осуществления.

В западных теоретических  концепциях и практике используется термин "фискальная политика", под  которым подразумевается комплексное  понятие государственной налогово-бюджетной  политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные  и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве "общественных товаров", их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах.

Фискальная политика проводится как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью  изменения реального объема национального  производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В  зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая  или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или "встроенных стабилизаторов" ("встроенная стабильность"), под которыми понимается варьирование государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная  организация финансов с учетом действия экономических законов и в  соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа  общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные  задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и  других факторов.

При всем разнообразии финансовых механизмов в Казахстане их содержание выражается в последовательном осуществлении  таких стадий:

1) разработка научно обоснованной  концепции развития финансов  в стране на основе действия  экономических законов, изучения  состояния экономики, перспектив  социально-экономического развития  общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение  намеченных действий через финансовый  механизм с его реконструкцией  или корректировкой в зависимости  от радикальности экономических  преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий  для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение  и использование финансовых ресурсов между сферами общественного  производства, секторами национального  хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

В программах развития экономики  и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому  оздоровлению экономики и активизации  денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением  доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

В соответствии с этими  программами финансовая политика и  деятельность финансовой системы в  переходный период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную  их мобилизацию в бюджет, бесперебойное  финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового  оздоровления национального хозяйства  на основе стабилизации экономики.

При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой политики:

соблюдение интересов  всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении  и исполнении бюджетов исходя из реального  наличия финансовых ресурсов;

обеспечение планомерной  организации финансовых отношений;

сбалансированность доходов  и расходов во всех сферах и звеньях  финансовой системы;

создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами  в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

оптимальное распределение  финансовых ресурсов между государством и предприятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе написания данной работы, мной были изучены некоторые труды на тему финансы, а также проанализированы нормативные и законодательные акты Республики Казахстан, имеющие отношение к данной теме.

В результате были сформулированы следующие выводы:

Финансовая система обуславливается  взаимодействием следующих элементов - подсистем:

1) совокупности финансовых  отношений;

2) совокупности фондов  денежных средств;

3) финансового аппарата  управления.

Ни одна из ее подсистем  не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений  и поэтому выступают элементом  системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих  свои функциональные свойства.

Информация о работе Финансовая политика