Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа
Целью данной работы является, раскрытие сущности финансовой политики, а также её значения для государства.
Задачей данной работы ставится рассмотрение особенностей формирования и реализации финансовой политики в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическое содержание финансовой политики государства 4
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства 4
1.2 Типы финансовой политики 6
Глава 2. Направления финансовой политики 8
2.1 Бюджетная политика 8
2.2 Налоговая политика 14
2.3 Таможенная политика 18
2.4 Денежно-кредитная политика 23
Глава 3. Экономический рост как ориентир финансовой политики 31
Заключение 32
Список используемой литературы 33
1. Происходит
изменение концепции
2. Модифицируются
механизмы реализации
В теории государственных финансов выделяется два вида бюджетной политики:
1)стимулирующая;
2)сдерживающая (фискальная рестрикция).
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижения бюджетного дефицита или сведения его к нулю), увеличения налогов или комбинирования этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в сочетании с жесткой денежно-кредитной и неэффективным управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала национальной экономики.
Часто в финансах термины "бюджетная" и "налоговая политика" объединяются, и рассматривается единая бюджетно-налоговая политика (fiscal policy, англ.). Бюджетно-налоговая политика оперирует государственными расходами и налогообложением и является частью "управления совокупным спросом". Она относится к виду политики, которая выступает как непосредственный метод стимулирования или замедления темпов развития экономики.
Таким образом, бюджетно-налоговая политика - использование государственных расходов и налогообложения для стабилизации экономики. Сокращение государственных расходов ведет к непосредственному уменьшению спроса на товары и услуги, а повышение налоговых ставок изымает часть дохода у потребителей, что приводит к быстрому сокращению потребления и в итоге - к сокращению темпов Экономического роста. Одновременно следует отметить, что выработка и проведение бюджетно-налоговой политики - медленный и сложный процесс, так как она является результатом значительного количества компромиссов между законодательной, исполнительной властью и институтом президентства. Законы о вопросах налогообложения и государственных расходов должны быть рассмотрены в Государственной Думе, что требует дополнительных политических консультаций. После принятия Государственной Думой их утверждает Совет Федерации, а затем Президент, и в данном случае необходимо еще большее количество консультаций.
Таким образом, хотя воздействие бюджетно-налоговой политики на экономику проявляется почти немедленно, сам механизм ее осуществления чрезвычайно громоздок и ведет к частой корректировке направления экономического регулирования. При этом многие статьи государственных расходов, такие как образование, социальная защита являются непрерывно действующими, т.е. их величина в значительной степени зависит от норматива финансирования, а не от политических факторов, а значит, их нельзя изменить в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Это обстоятельство также усиливает негибкость бюджетно-налоговой политики. Обобщение результатов ее влияния - оценка величины бюджетного дефицита (профицита): значительный бюджетный дефицит означает, что государство тратит принципиально больше, чем получает в виде налогов и других доходов. Чистый эффект такой политики состоит в большем приросте спроса на товары и услуги (через систему государственных расходов), чем сокращении спроса на них (в результате налогообложения), т.е. в итоге - в стимулировании экономики.
Параметры развития бюджетной политики в Российской Федерации (стратегия развития государства)
Доходы бюджетной системы должны составить к 2020 г 33,1-33,7% ВВП (с учетом доходов от инвестирования средств Резервного фонда). Дополнительные доходы бюджетной системы за счет улучшения уровня администрирования оцениваются в 1,5-2,0% ВВП.
Динамика величины расходных обязательств и вытекающих из них расходов бюджетной системы будет определяться необходимостью решения следующих важнейших задач:
- увеличение соотношения между средней трудовой пенсией и средней зарплатой к 2020 г. в рамках сценария инновационного развития до уровня 30% по сравнению с 25% в 2010 г.;
- увеличение расходов на научные исследования, образование и здравоохранение одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики;
- преодоление инфраструктурных ограничений, что потребует некоторого увеличения государственных инвестиций, в том числе в рамках механизмов частно-государственного партнерства;
- развитие отраслевых систем оплаты труда.
В соответствия со сценариями экономического развития, обоснованными в стратегическом плане развития, в инновационном сценарии прогнозируется некоторый рост величины расходов БСРФ в 2015 г. до 32,8% ВВП и последующее снижение к 2020-му до 32,3% ВВП (без учета использования средств Фонда национального благосостояния), что в целом соответствует уровню 2010 г. Энерго-сырьевой и инерционный сценарии характеризуются более низкими расходами в процентах к ВВП. Это вытекает прежде всего из меньшего объема расходных обязательств, необходимых для реализации сценариев.
При таких параметрах бюджетных расходов обеспечивается долгосрочная устойчивость бюджетной системы, поскольку в этом случае к 2020 г. расходы будут покрываться располагаемыми доходами и нефтегазовым трансфертом, введенным в федеральный бюджет с 2008 г.
В 2011-2014 гг. для сохранения сбалансированности БС РФ предполагается сохранение величины нефтегазового трансферта на уровне 2010 г. (4,5% ВВП). Альтернативой может быть реализация мер налоговой политики, предусматривающих увеличение налоговой нагрузки и (или) государственных заимствований.
Рассмотренный выше подход единства бюджетной и налоговой политики и их объединение в бюджетно-налоговую политику имеет право на существование, но при характеристике, направлений финансовой политики государства необходимо также их отдельное рассмотрение. Точным представляется высказывание о системе налогообложения О.У. Холмса: "Налоги - это то, чем мы расплачиваемся за цивилизованное общество". Каждое правительство и государство должны оплачивать свои программы. В основном средства поступают за счет налогов, а их недостаток приводит к появлению дефицита, который восполняется посредством займов. Разрабатывая систему налогообложения, правительство принимает решение о том, каким образом необходимые ресурсы, полученные от населения и бизнеса, будут расходоваться на общественные нужды. Денежные средства, полученные от сбора налогов, являются механизмом, с помощью которого реальные ресурсы превращаются из частных благ в общественные.
В теории и практике выделяются следующие принципы налогообложения:
- получаемой выгоды, подразумевающий, что различные юридические и физические лица должны платить налог пропорционально выгодам, которые они получают от правительственных программ;
- платежеспособности, подразумевающий, что сумма налога, который должен быть уплачен, должна быть связана с доходом или уровнем благосостояния; обычно системы налогообложения, отвечающие этому принципу, называют перераспределяющими;
- горизонтального равенства, гласящий, что равноценные субъекты должны платить равные налоги;
- вертикального равенства, касающийся налогообложения субъектов с различными уровнями доходов, который часто в практике применения рассматривают как абстрактный;
- эффективности, стимулирующий юридических и физических лиц к деловой активности, а также обеспечивающий, по мнению ряда аналитиков государственных финансов, эффективное преодоление циклического развития экономики;
- справедливости, гласящий, что налоговое бремя должно быть связано с высокой перераспределительной функцией государства.
В целом любая система налогообложения - компромисс между возвышенными идеалами, изложенными в планах и документах правительства, и политическим прагматизмом. Еще Кольбер (министр финансов Франции) три века назад писал: "Повышение налогов подобно ощипыванию гуся: вам хочется получить максимальное число перьев с минимальным щипанием".
Налоги подлежат определенной классификации (табл. 2).
Таблица 2 - Принятая в фундаментальной науке классификация налогов
Классификатор |
Вид налога |
Уровень дохода субъекта налогообложения |
Прогрессивный – размер увеличивается по мере роста доходов. Пропорциональный – все налогоплательщики платят одинаковую сумму. Регрессивный – сумма налога возрастает по мере снижения доходов. |
Субъект налогообложения |
Прямые – которыми непосредственно облагаются физические и юридические лица. Косвенные – которыми облагаются физические и юридические лица опосредованно через систему покупки товаров и услуг. |
Уровень власти – получатель налога |
Федеральный – по юрисдикции относящиеся к федерации. Региональный – по юрисдикции относящиеся к региону. Местный – по юрисдикции относящиеся к муниципальному уровню. |
Объект налогообложения |
Зеленые – взимаются с загрязнения окружающей среды и других нежелательных побочных эффектов человеческой деятельности, которые имеют двойной эффект: правительство получает доход, а состояние окружающей среды улучшается за счет уменьшения отрицательных внешних эффектов. Отрицательные – взимаются с положительных видов деятельности. |
Современные тенденции развития налоговой политики в Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость. Во всех вариантах сценарных условий реализации стратегии России предусмотрено сохранение до 2010 г. действующей ставки налога на добавленную стоимость (НДС). С 2007 г. вводится заявительный порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами.
В 2007-2010 гг. предполагается продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.
Ставки акцизов
на нефтепродукты на 2008 г. планируется
сохранить на уровне 2007 г. (с 1 января 2007
г. введена уплата акцизов на нефтепродукты
их предприятиями-производителями)
По акцизам на табачную продукцию предлагается сохранить существующую систему комбинированных ставок по сигаретам. Начиная с 2007 г. адвалорная составляющая ставок акцизов на сигареты исчисляется не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет в торговой сети. В 2008-2010 гг. предлагается произвести индексацию специфической составляющей ставки акцизов на табачную продукцию темпами на 20% по отношению к ставке предшествующего года.
Предлагается в 2008-2010 гг. произвести индексацию специфических ставок акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен на очередной год. Кроме того, предполагается отменить льготы по акцизам в части спиртосодержащей продукции с 1 января 2008 г., за исключением отмены льгот по лекарственным, лечебно-профилактическим и диагностическим средствам, в том числе изготавливаемым аптечными организациями.
Реформирование налогообложения прибыли организаций проведено с 2007 г. С 1 января 2007 г. по налогу на прибыль организаций разрешается в Полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Также с 1 января 2007-го при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на НИОКР включаются в Состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.
В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий в 2007 г. сохраняется нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. В 2008-2009 гг. данная ставка составит 6%, в 2010-2011 гг. - 12%.
Налог на добычу полезных ископаемых также реформирован с 2007 г. В целях стимулирования разработки новых нефтяных месторождений, а также повышения эффективности добычи на действующих с высокой степенью выработанности с 1 января 2007 г. предприняты следующие меры:
- введена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках, расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края;
- установлен понижающий коэффициент, стимулирующий дальнейшую разработку месторождений, для тех из них, что находятся на завершающих этапах разработки (свыше 80% выработанности).
Таможенная политика есть по сути своей продолжение налоговой политики в области регулирования внешнеэкономической деятельности. Она представляет собой государственную финансовую политику, включающую разработку законодательства об импорте, экспорте и транзите товаров через страну и систему контроля по его выполнения. Таможенная политика формирует систему пошлин и других налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Ее реализация осуществляется органами таможни. Таможня в Российской Федерации – базовое звено единой системы таможенных органов. В рамках таможенной политики возможно применение различных режимов ее развития (табл. 3).
Таблица 3 - Режимы, применяемые при формировании таможенной политики
Режим |
Содержание |
Свободной торговли |
Международная торговля осуществляется на базе международной дифференциации труда и принципа сравнительного преимущества |
Преференциальный |
Фиксирует ввод таможенных преференциальных пошлин, к которым относятся те, что установлены государством и необходимы для обеспечения особо благоприятного режима для страны или стран, ввозящих все или отдельные виды товаров |
Конвенционный |
Фиксирует ввод таможенных конвенционных пошлин, ставки которых ниже ставок стандартного таможенного тарифа и которые устанавливаются специальными соглашениями между государствами |
Протекционизма |
Характеризуется регулирующей экономической политикой государства, ориентированной на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Осуществляется при поддержке высоких таможенных пошлин на ввозимые иностранные товары при ограничениях или полном запрете ввоза определенных товаров. Преследует цель расширения внешних рынков для отечественной продукции. |