Финансовая реформа 1862 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 06:49, контрольная работа

Описание работы

Начало царствования Александра II было продолжением того печального периода нашей финансовой истории, который начался с 1845 г. и характеризовался безостановочным владычеством дефицита, устранявшего возможность серьезного реформирования финансовой системы. Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего её реформирования, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России. Жестокий урок Крымской войны заставлял правительство искать пути ускорения темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России. Реформаторское крыло правительства видело в развертывании железнодорожного строительства главное условие экономического роста, что соответствовало опыту ведущих для того времени индустриальных держав мира – Англии, Германии, США.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Финансовая реформа……………………….………………….…….…4
Финансовая реформа 1962года…………………………………….9
Государственный банк Российской империи………………..……10
Заключение……………………………………………………..………16
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Финансовая реформа 1862 года.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

С 1881 г. Н. X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:                                                                     • обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;                                                                                    • укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;                                                                                                                                     • направить кредит в сферы, производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости                                                             • преобразовать систему налогов;                                                                                         • добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".                                                                  Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н. X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну. В том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак. Итогом явился рост золотого запаса страны. Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-—1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861 г. в  сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных  для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т. д.. Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

             Выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн руб.В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860—1870-х гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком  и выдали крестьянам основную часть денежных  ссуд  до  начала 1890-х гг.

В деятельности Крестьянского  банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства  различной экономической мощи, стали  выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые  были в состоянии купить часть  земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько  помогал крестьянам купить землю, сколько  содействовал дворянам продать ее как  можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических  процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.. Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н. X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 4.8 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75—2,25%.Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

 

 

  1. Заключение

Правительство Александра II  после отмены крепостного права пыталось провести финансовую реформу с целью восстановить серебряный монометаллизм. Для этого в апреле 1862 года  открылся свободный обмен кредитных билетов на золотую и серебряную монету, надеясь восстановить старые принципы организации денежной системы. Но понижение деловой активности, дефицит госбюджета, пассивный внешнеторговый баланс привели к утечке золота за границу. Истратив большую часть металлического запаса, правительство не смогло повысить курс рубля. В августе 1862 года был прекращен обмен кредитных билетов на золотую и серебряную монету. Денежная реформа была прекращена, потерпев крах.

В первой половине 60-х. годов  доходы, формируемые за счет налогов, сборов, пошлин и других неналоговых  поступлений, исключая заимствования, не только перестали расти, но и в  отдельные годы снижались. В первой же половине 70-х. годов эти доходы казны стали ежегодно увеличиваться. В 1873- 1875г. доходы в среднем за год увеличились по сравнению с 1863 – 1865г. в 1.5 раза. С 15% до 8% сократились размеры бюджетного дефицита.

Структура доходов бюджета  за десятилетия реформ не претерпела существенных изменений. Финансовое благополучие казны, как отмечалось, основывалось на литейном доходе, и в 1863 – 1865г., и  в 1873 – 1875г. от 15% до 18% доходов приносили  подати и оброки. Увеличилась доля таможенного дохода: в среднем  с 7,2% до 9,5%. Несколько выросли (в пределах 1% по каждому виду дохода) доля сахарного  и табачного доходов, лесного  дохода, дохода от казенных железных дорог  и платежей железнодорожных обществ.

На платежи по государственным  долгам и в 1863 – 1865г., и в 1873 –1875г. приходилось свыше 15% государственных  расходов. К середине 70-х. годов относительное  бюджетное равновесие было достигнуто.

Однако Российскую империю  ждал новый кризис. Россия оказалось втянутой в войну с Турцией, которая не принесла существенных хозяйственных и политических дивидендов.

Только прямые расходы  казны на ведение военных действий составили 1,75млрд. рублей. Правительство  вынужденно было вернутся к практике ”позаимствований” средств в госбанке. Резко увеличилась денежная масса. Уже в 1878г. сумма  кредитных билетов в обращении увеличилась в 1.5 раза по сравнению с 1876г. Курс рубля вновь упал. Некоторое оживление хозяйства, связанное с увеличением объема военных заказов правительства, оказалось недолговременным. По оценкам, государственные доли выросли за время войны более чем на миллиард рублей.

В конечном итоге сумма  государственных долгов Российской империи, без учета находящихся  в обращении кредитных билетов, за время правления императора Александра II увеличилась в 5,6 раза. Ежегодные платежи по государственным долгам превысили в 1879 – 1880г. 1/5 часть расходного бюджета, а величина этих долгов в 7-8 раз превосходила сумму ежегодных обыкновенных доходов казны.

В долг жило не только государство, но и экономика страны. “Как ни значительны  успехи, сделанные производительностью  России в течении истекшего 25 - летия, но положение земледельческого населения во многих местностях России очень тяжелое, что многие крупные и наиболее важные промышленные предприятия существуют только благодаря правительственной помощи, что железнодорожное общества, за весьма редкими исключениями, ведут свое хозяйство, на счет государственных средств и входят постепенно в неоплатные перед правительством долги” – докладывал в 1880г. императору Государственным финансам не удалось воспользоваться плодами пореформенной финансовой стабилизации. Однако для развития экономики страны и укрепления ее финансового положения необходимы были новые реформы.

 

Список используемой литературы

  1. http://www.reformshistory.ru/reformy/finansovye-reformy/denezhnaya-reforma
  2. История Банка России. 1860—2010: в 2 томах. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
  3. Мартыненко В. В. Неизвестная политика Банка России. — М.: ИСПИ РАН, 2004. — 351 с.
  4. Полянский Н.П. Воспоминания банкира//Вестник Банка России
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. В. А. Лебедев. Финансовое право. Т. 1. - СПб., 1889. - С. 751.
  7. Белоусов Р. Сергей Юльевич Витте - российский министр – предприниматель / Р. Белоусов // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - N 2. - С.124-127.
  8. Н. Б. Бржесский. Государственные долги России. -СПб., 1884. -С. 165.
  9. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
  10. http://bibliotekar.ru/istoriya-rossii/index.htm
  11. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
  12. http://www.smartcat.ru

Информация о работе Финансовая реформа 1862 года