Финансовая реформа В.А. Татаринова 1862-1866 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 02:42, контрольная работа

Описание работы

Прагматические интересы нации и здоровая логика лежали в основе политики этого русского императора. Русское «экономическое чудо» конца девятнадцатого века объясняется просто: в царствование Александра III не случилось войн. Черные дыры бесконечных конфликтов и столкновений, общеевропейских пожаров и небольших боев при Александре III перестали пожирать силу русского народа. Впервые за много лет ресурсы страны, вся ее мощь оказались направленными на внутреннее развитие.В частности, усиленное развитие получило строительство разветвленной сети железных дорог на европейской и азиатской частях Российской империи, которому сильно содействовал С.Ю. Витте - основоположник денежной реформы, начинавший свою карьеру специалистом по эксплуатации железных дорог и дошел до поста министра финансов, который занимал 11 лет.

Содержание работы

Введение. 2
1. Финансовая реформа В.А. Татаринова 1862-1866 г. 4
2. Реформа налогового обложения М. X. Рейтерне. 7
3. Реформа Н. Х. Бунге и И.А. Вышнеградского. 10
4. Денежная реформа Николая II 1895-1898г. 15
Заключение. 18
Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

                                                                 Содержание.

 

 Введение.                                                                                                                           2

 1. Финансовая реформа В.А. Татаринова 1862-1866 г.                                                  4

 2. Реформа налогового обложения М. X. Рейтерне.                                                       7

 3. Реформа Н. Х. Бунге и И.А. Вышнеградского.                                                        10

 4. Денежная реформа Николая II  1895-1898г.                                                              15             

 Заключение.                                                                                                                     18

 Список литературы.                                                                                                         20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                                              Введение.

      В конце 19го - начале 20го века Российская империя усиленно развивала промышленную сферу производства, наращивало экономическую мощь страны, чтобы стать наравне с сильнейшими державами мира того времени.Русский капитализм в последней четверти XIX- начале XX вв. вступил в империалистическую стадию, что соответствовало мировым тенденциям. Денежная реформа 1987г., которую называют реформой Витте, явилась локомотивом, который потащил промышленность России, ускорив тем самым модернизацию государства. Необходимость денежной реформы в России диктовалась развитием промышленности. Наиболее быстрыми темпами в 1893-1899-х годах происходил подъем в отраслях тяжелой промышленности, выросло производство в горнодобывающей и металлургической промышленности, в машиностроении. В 90-е годы XIX в. в экономике России становятся актуальными монополистические объединения - картели и синдикаты, возникают акционерные коммерческие банки. Но для устойчивого развития экономики была необходима стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Это помогло бы привлечь иностранные инвестиции, которые были необходимы промышленности в связи с нехваткой внутренних капиталов. Попытка укрепления кредитного рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения потерпела поражение. И к концу XIX в. все более ясной становилась необходимость перехода к золотой валюте.Первой на этом пути была Великобритания, которая ввела золотомонетный стандарт в 1816 году. Затем к золотому денежному обращению перешли Швеция, Германия, Норвегия, Дания, Голландия, Италия, Греция и Бельгия.Россия входила в мировой рынок, поэтому возникла потребность создания такой же денежной системы, что и в других странах Европы. Рубль был полностью конвертируемой валютой, но продажа иностранной валюты за рубли и неограниченный вывоз кредитных рублей за границу препятствовали развитию внешней торговли и уменьшали доходы бюджета. Это мешало притоку в страну иностранного капитала, так как будущие прибыли в золотой валюте становились неопределенными, а инвестиции - рискованными. Таким образом, основной причиной денежной реформы 1895-97гг. стала заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.Мощный рывок промышленного производства обеспечило успешное правление императора Александра III, который придерживался позиции нейтралитета в отношениях со всеми мировыми державами и не позволял втягивать страну в военные конфликты, что позволило максимально направить ресурсы государства на развитие производства и промышленности. Прагматические интересы нации и здоровая логика лежали в основе политики этого русского императора. Русское «экономическое чудо» конца девятнадцатого века объясняется просто: в царствование Александра III не случилось войн. Черные дыры бесконечных конфликтов и столкновений, общеевропейских пожаров и небольших боев при Александре III перестали пожирать силу русского народа. Впервые за много лет ресурсы страны, вся ее мощь оказались направленными на внутреннее развитие.В частности, усиленное развитие получило строительство разветвленной сети железных дорог на европейской и азиатской частях Российской империи, которому сильно содействовал С.Ю. Витте - основоположник денежной реформы, начинавший свою карьеру специалистом по эксплуатации железных дорог и дошел до поста министра финансов, который занимал 11 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1. Финансовая реформа В.А. Татаринова 1862-1866 г.        

В 1862 году Министерство финансов России возглавлял Михаил Христофорович РЕЙТЕРН, который выступал как сторонник экономического либерализма, но позже его позиция изменилась. Экономическая реформа, проводимая в стране, сопровождалась финансовыми нарушениями, поэтому он развернул свою программу в сторону государственного регулирования.В 1862-1866 годах В.А. Татариновым занимющим должность государственного контролера была проведена финансовая реформа. Главным образом реформа была направлена на упорядочение государственного аппарата. В ходе реформы был учрежден Государственный банк, в руках министра финансов были сосредоточены все бюджетные средства, которые до этого времени были рассредоточены по министерствам.Все действия Министерства финансов подлежали учету и государственному контролю, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были в виде государственной росписи проходить ежегодно через Государственный совет.Затем было создано так называемое единство кассы, то есть, уничтожены самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств. Все средства на ассигнование отдельных ведомств стали проводиться через Министерство финансов в соответствии с государственной росписью, утвержденной Государственным советом. Причем, исполнение этих ассигнований обеспечивалось Государственным контролем.Реформа существенно упорядочила государственный аппарат, что ускорило денежное обращение в стране, и сделала его строго документальным.Последняя четверть XIX века была периодом подготовки к принципиальному изменению государственного строя. В царствование императора Александра II сменилось четыре министра. Среди них наибольший интерес представляет Сергей Юльевич ВИТТЕ, назначенный министром финансов в 1892 году. Реформа Витте увенчала десятилетний период, в ходе которого Министерство финансов искало пути для стабилизации денежного обращения. Витте принял меры по укреплению денежной системы страны, провел денежную реформу, осуществил введение золотого рубля. Денежная реформа С.Ю. Витте (1895- 1897 годы) была основательно подготовлена. Она осуществлялась постепенно, несколькими этапами в течение трех лет.В 1897 году начался свободный обмен бумажных денег на золото. Осуществленное преобразование денежного обращения упрочило кредит России и поставило ее в финансовом отношении в один ряд с другими развитыми европейскими державами.Ко времени проведения денежной реформы Государственный банк за счет внутренних источников и зарубежных покупок создал золотой фонд в размере 1095,5 млн. рублей Именной Высочайший указ от 29 августа 1897 года обязывал Государственный банк выпускать кредитные билеты в размере строго ограниченном потребностями денежного обращения. Этим же указом устанавливались правила и ограничения эмиссии банкнот. Так, вся совокупность кредитных билетов, превышающих сумму в 300 млн. рублей, должна была иметь полное золотое обеспечение.Российский эмиссионный закон был значительно строже, чем законодательства других стран. Например, в Германии допускалось покрытие банковских билетов лишь на одну треть и не только золотом и серебром, но и обязательствами имперского казначействаК 1897 году, когда в России заканчивалась денежная реформа, рубль официально приравнивался к четырем французским франкам, но, как свидетельствовал тогдашний министр финансов С.Ю. Витте, стоил в действительности около двух с половиной франков. Это фактически сложившееся соотношение и решено было закрепить. Новый рубль был девальвирован и приравнен к двум целым и двум третям франка (2,666). Этот паритет соответствовал золотому содержанию покупательной стоимости двух валют. В 1913 году он колебался в пределах от 2,57 до 2,69 франка.На рубеже 1905-1906 годов курс рубля был поддержан увеличением учетно-ссудной ставки. Это сделало его более дорогим, однако, в дальнейшем российский рубль не нуждался в таком способе поддержки. Учетная ставка с 8 процентов на начало 1906 года снизилась до 4,5 процентов на конец этого же года – самого низкого уровня в дореволюционной России. Действенным средством ограничения массы наличных денег явилось внедрение безналичных расчетов. С этой целью уже 17 ноября 1898 года при Петербургской конторе Государственного банка была открыта расчетная палата. К 1912 году в разных городах России действовало сорок ее отделов. В работе палаты участвовали все частные банки России, крупные банкирские конторы и дома, общества взаимного кредита, большие торгово-промышленные фирмы и местные управления железных дорог.1 августа 1914 года началась Первая мировая война, которая вскрыла несовершенство российской денежной системы. Николай II подписал указ о прекращении размена кредитных билетов на золото и о расширении эмиссионного права Государственного банка до 1,5 млрд. рублей, вместо цифры в 300 млн. рублей, утвержденные еще в 1897 году.Огромные военные расходы Первой мировой войны, неудачи на фронтах пошатнули русскую валюту. За последние пять месяцев 1914 года она подешевела на 16,8 процента. По некоторым подсчетам, к июлю 1917 года рубль обесценился на 62,9 процента по отношению к стабильному франку нейтральной Швейцарии. Военные расходы России с начала войны до конца 1917 года составили около 50 млрд. рублей. До 1917 года было выпущено шесть внутренних займов для покрытия военных расходов на сумму 8 млрд. рублей.Еще больший удар по рублю нанес октябрьский переворот 1917 года. Государственный банк был одним из первых учреждений, захваченных большевиками утром 25 октября (7 ноября) 1917 года. Однако в целях дальнейшего недопущения развала денежной системы России руководство Госбанка отказывалось финансировать большевиков без каких-либо гарантий. Но уже в конце ноября 1917 года, после того как были сняты с постов и уволены все его руководители, большевики сами выдали себе на свои «революционные нужды» 5 млн. рублей.Замена высококвалифицированного персонала Госбанка партийными кадрами, национализация, непрерывная эмиссия в течение последующих трех лет сначала деформировали, а затем привели денежную систему к полнейшему краху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           2.Реформа налогового обложения М. X. Рейтерне.

        М. X. Рейтерн. В 1860—1870-е годы экономическую политику страны во многом определял Михаил Христофорович Рейтерн (1820—1890). Министерство финансов, которое он возглавил в 1862 году, стало главным ее регулятором. Это был самый молодой министр в правительстве. Ему был 41 год. Он оставался на своем посту 16 лет.Рейтерн оказался у финансового руля государства в переломный исторический период, в эпоху глубоких преобразований. Министерство финансов должно было стать их важнейшим инструментом.Раньше главное финансовое ведомство являлось в первую очередь министерством бюджета. Его основные функции сводились к собиранию податей и распределению получаемых средств на различные надобности. Ежегодные сметы ведомств составлялись с большим опозданием, были неполны и часто требовали дополнительных расходов. Каждый министр норовил, в обход министра финансов, получить согласие государя на выделение сверхсметных сумм. И предшественники Рейтерна часто решали одну и ту же задачу: где изыскать деньги для покрытия тех или иных расходов, не предусмотренных заранее. На политику и финансовые аппетиты других высших государственных учреждений Министерство финансов влияния почти не оказывало.Новый министр финансов решил изменить устоявшуюся практику. Рейтерн добился превращения бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Бюджет государства стали публиковать.Важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться формирования бюджета до наступления нового года и впредь неукоснительно соблюдать его позиции. Важно было сбалансировать расходно-приходные статьи, значительно сократить расходы. Многие члены правительства воспротивились новому курсу. У М. X. Рейтерна не раз случались резкие стычки с сановниками. Уже в первый год его пребывания на посту министра (1862) возникла кризисная ситуация. Обычно крупнейшая часть государственных расходов (почти 30%) выделялась Военному министерству. Новый министр финансов, начав политику жесткой экономии, потребовал, чтобы расходы на армию были урезаны на 15 млн рублей.Военный министр Д. А. Милютин назвал это «возмутительным требованием». Мало того, он добился согласия императора на выделение его ведомству дополнительных 21 млн рублей.М. X. Рейтерн счел такую ситуацию недопустимой, он был готов даже уйти в отставку. Фактически царю был поставлен ультиматум. Александр II отменил свое повеление. Это резко повысило престиж и влияние молодого министра. Император понимал, что экономические реформы необходимы и Рейтерн решит эту задачу лучше, чем кто бы т Для укрепления финансов, стабилизации рубля, создания сильного и сбалансированного бюджета требовалось оздоровить всю хозяйственную жизнь страны, раскрепостить частную инициативу, привлечь капиталы из-за границы, дать простор отечественным капиталам.Реализация этой программы открывала хозяйству страны широкие перспективы и вскоре принесла заметные плоды. Именно при Рейтерне Россия начала преобразовываться из страны сугубо аграрной в аграрно-индустриальную. Возникли первые крупные современные предприятия тяжелой промышленности, появились коммерческие банки, были разработаны масштабные проекты строительства железных дорог. Деятельность М. X. Рейтерна была высоко оценена: он удостоился высшего российского ордена — Святого Андрея Первозванного.Развитие торговли и предпринимательства. В 1870-е годы правительство осуществляло жесткий государственный контроль над предпринимательством, проводило протекционистскую таможенную политику.При М. X. Рейтерне была проведена реформа налогового обложения, сняты административные ограничения для занятий предпринимательством, созданы благоприятные условия для деятельности частных компаний, число которых постоянно увеличивалось. За 10 лет, с 1863 по 1872 год, в России было учреждено более 300 акционерных обществ, что во много раз превышало число подобных предприятий, возникших в России ранее (первые акционерные общества появились еще в конце XVIII века) Бурное развитие переживала банковская сфера. Возникли крупнейшие учреждения частного коммерческого кредита, были упорядочены правила операций с ценными бумагами. Был принят новый таможенный тариф, сокративший экспортные пошлины. В то же время снизились пошлины на импорт, особенно в части, касавшейся приобретения машин и сырья для промышленности.Главной статьей вывоза по-прежнему оставалась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерно. В 1863 году Россия экспортировала на мировые рынки 7,7 млн четвертей (четверть — 210 кг) зерна, а в 1867 году — 16,4 млн четвертей. Если в 1863 году общий доход от экспорта составлял 154,5 млн рублей, то в 1867 году — 244, 8 млн рублей. К началу 1870-х годов удалось добиться стабилизации денежного курса. На европейских биржах постоянно повышались в цене акции и облигации российских фондов.Железнодорожное строительство. В модернизации экономики России придавалось огромное значение строительству железных дорог. Крымская война показала, сколь велико значение современных путей сообщения. Обладая паровыми судами, Англия и Франция порой доставляли подкрепления и военное снабжение своим войскам в Крыму быстрее, чем туда прибывали отечественные пополнения. В железнодорожном строительстве Рейтерн видел важнейший рычаг развития всей экономики страны.С 1865 по 1875 год протяженность железнодорожных сетей в стране увеличилась почти в 5 раз: с 3 842 до 19 029 верст (верста — 1,07 км). Невиданные темпы требовали крупных инвестиций. На эти цели Министерство финансов использовало государственные средства и иностранные займы. Для обеспечения транспортных артерий оборудованием и подвижным составом создавались большие машиностроительные и металлургические заводы. Началось быстрое освоение районов Донбасса и Баку, превратившихся впоследствии в крупнейшие промышленно-сырьевые зоны отечественной промышленности.Эти меры требовали больших расходов, но, с другой стороны, увеличивали бюджетные поступления, т.к. построенные железные дороги и заводы давали доход государству. Удешевлялась и упрощалась транспортировка грузов, в том числе и экспортных.Для строительства железных дорог требовались немалые средства. Чтобы получить их, правительству приходилось идти на непопулярные шаги. Одним из них стала продажа США Аляски. Аляска была продана в 1867 г. за небольшую сумму — 7,2 млн долларов (по нынешнему курсу — около 1 млрд долларов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            3.Реформа Н. Х. Бунге и И.А. Вышнеградского.

       Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895 гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председатель Комитета министров в 1887-1895 гг.В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Буше о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной стороны на посту Управляющего Киевской конторой Государственного банка России (1862 г) и ректора Киевского университета (1871-1875; 1879-1880 гг.).Став в 1880 г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881 г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 млн. рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г) в докладах и записках Александру III:обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;преобразовать систему налогов;добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.Итогом явился рост золотого запаса страны.Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб. 
В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870-х гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестъянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сменил Н.X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации крупных военных предприятий России. Самым положительным в деятельности И.А. Вышнеградского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь идей Н. X. Бунге по подготовке денежной реформы и в достижении бездефицитного бюджета; планомерное накопление золотого запаса; продолжение политики протекционизма: если при Н.X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары - металл и машины, то при И.А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в прежние годы, перехода частных железных дорог под контроль государства; продолжение деятельности Крестьянского и Дворянского поземельного банков; изыскивание новых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет.Как ведущий специалист страны в области конструирования машин, министр финансов более других высокопоставленных чиновников того времени разбирался в особенностях индустриализации в стране, понимал необходимость развития отраслевого машиностроения. Для решения этих задач и распределялись денежные потоки из государственной казны. Пристально следил он и за дальнейшим развитием промышленной инфраструктуры, в том числе транспортной сети. Заметной была роль министерства финансов в прокладке с 1876 по 1890 г. более 10 тыс. верст новых железнодорожных путей.Тяжелая промышленность страны в конце 80-х - начале 90-х гг. XIX в. обслуживала не только железнодорожное строительство, но и различные отрасли промышленного производства. В это время усилились вложения в российскую экономику иностранного капитала, который играл немаловажную роль и в развитии кредитной системы России.Целенаправленное инвестирование иностранных банков в российскую промышленность началось с 1886 г. Фирм: Ротшильдов (Париж) приобрела контрольный пакет акций Каспийско-Черноморского нефтепромышленного торгового общества. Скупая нефть в Баку - на первых России нефтяных промыслах - Ротшильды организовал переработку нефти и в большом объеме экспортировали из России керосин. 
История проникновения иностранных капиталов в Россию началась еще в XVIII в., когда правительство Екатерины II в 1769 г. впервые организовало иностранный займ. Вначале инициатива находилась в руках голландских банкирских фирм типа Rosenthal и др. К середине XIX в. с ними стали конкурировать английские банки. 
После отмены крепостного права за границей стали размещаться не только государственные, но и гарантированные правительством облигационные займы учрежденных в России железнодорожных обществ.Основным рынком реализации российских ценных бумаг - государственных и частных (под правительственную гарантию) - становится в 1870-е гг. Германия. Размещением их занимался в этой стране "Русский синдикат", состоявший из ряда банков и банкирских домов Германии. После некоторого охлаждения отношений с Германией во второй половине 1880-х гг. произошел отлив российских ценных бумаг из этой страны, чем и воспользовались французские банки, скупив ценные российские бумаги у германских банков. Такова была предыстория усиления роли французского капитала в России.Общая сумма иностранного капитала в акционерных обществах страны составила в 1890 г.214,7 млн. руб. Вслед за М.X. Рейтерном и Н.X. Бунге регулировал этот процесс в интересах российской экономики И.А. Вышнеградский. Банки России не утеряли независимости и не попали в подчинение иностранным банкам. Дело в том, что финансовая зависимость появляется не на основе капитальных вложений в ту или иную отрасль экономики, как это происходило в России, а в случаях массового финансирования оборотов. Эти явления в Российской экономике не наблюдались вплоть до 1917 г.Главным направлением деятельности И.А. Вышнеградского оставалась подготовка денежной реформы. В 1890 г. были проведены большие закупки золота за границей. Под золотое обеспечение в 1891-1892 гг. было выпущено кредитных билетов на сумму 150 млн. руб.Осуществлению задуманной еще Н. X. Бунге денежной реформы помешало стихийное бедствие: в 1891 г. из-за сильной засухи было собрано очень мало хлеба, ряд губерний империи поразил голод. В 1892 г. И.А. Вышнеградский оставил пост министра финансов.Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849-1915 гг.), одному из крупнейших реформаторов дореволюционной России. Пробыв на посту министра финансов с 1892 по 1903 г., он в 1905-1906 гг. возглавил Совет Министров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            4.Денежная реформа Николая II  1895-1898г.

               Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем "действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб. (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка.  В конце XIX века в России существовало 2 валюты: серебряный рубль и кредитные билеты. Копейка считалась разменной монетой и участвовала только в мелких платежах. Курс кредитного рубля назначался банками, и к 1890-м годам составлял в среднем полтора рубля за один серебряный рубль. Новая денежная реформа должна была объединить серебряный и бумажный рубль, а также предотвратить дальнейшее обесценивание кредитных билетов, выпуск которых уже почти вышел из-под контроля. Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.  
К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки . В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции.  Законом от 8 мая 1895 года было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 года был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. (с 1896 — 7 руб. 50 коп.). 5-ти и 10 рублевые монеты, с меньшим содержанием на 1/3 золота столичные острословы того времени окрестили «матильдорами» (по имени супруги С. Ю. Витте) и «виттекиндерами».  В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы: 1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки. 2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями. 3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой. 4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью. 5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.  Основные положения проекта дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. "Его Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".   К 1897 Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн руб.).  Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания - 3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты-империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рублей кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами.  

Информация о работе Финансовая реформа В.А. Татаринова 1862-1866 г