Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:42, контрольная работа
Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения - основные понятия, состав, структура финансовой системы, а также ее особенности.
Тема работы является актуальной для сегодняшнего дня. Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Введение
Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая система должна решать проблемы современного общества, такие как:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
-низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Предметом исследования данной курсовой работы является финансовая система. Объектом изучения - основные понятия, состав, структура финансовой системы, а также ее особенности.
Тема работы является актуальной для сегодняшнего дня. Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.
Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
1.Понятие финансовой системы
Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.
Финансовая система - совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.
В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего между различными хозяйствующими субъектами.
Поэтомуㅤ вㅤ общейㅤ совокупностиㅤ финансов,ㅤ образующихㅤ финансовуюㅤ систему,ㅤ можноㅤ выделитьㅤ следующиеㅤ крупныеㅤ сферы:
-ㅤ общегосударственныеㅤ финансы;
-ㅤ финансыㅤ предприятийㅤ иㅤ организаций.
Финансоваяㅤ системаㅤ вㅤ ееㅤ широкомㅤ пониманииㅤ включаетㅤ такжеㅤ иㅤ кредитно-банковскуюㅤ системуㅤ (совокупностьㅤ банковㅤ иㅤ иныхㅤ кредитныхㅤ учрежденийㅤ страны).
Каждаяㅤ изㅤ этихㅤ сферㅤ имеетㅤ организационнуюㅤ структуруㅤ иㅤ складываетсяㅤ изㅤ несколькихㅤ звеньев.ㅤ Звеньяㅤ первойㅤ сферыㅤ -ㅤ общегосударственныхㅤ финансовㅤ -ㅤ относятсяㅤ кㅤ централизованнымㅤ финансамㅤ иㅤ используютсяㅤ дляㅤ регулированияㅤ экономикиㅤ иㅤ финансовыхㅤ распределительныхㅤ отношенийㅤ наㅤ
макроуровне.
Звеньяㅤ второгоㅤ подразделенияㅤ (финансыㅤ предприятийㅤ иㅤ организаций)ㅤ включаютㅤ децентрализованныеㅤ финансыㅤ иㅤ используютсяㅤ дляㅤ регулированияㅤ иㅤ стимулированияㅤ экономикиㅤ иㅤ социальныхㅤ отношенийㅤ наㅤ микроуровне.
Кредитно-банковскаяㅤ сфераㅤ состоитㅤ изㅤ банковㅤ иㅤ иныхㅤ кредитныхㅤ учрежденийㅤ страны.ㅤ
Разграничениеㅤ финансовойㅤ системыㅤ наㅤ отдельныеㅤ сферыㅤ (подразделения)ㅤ иㅤ звеньяㅤ обусловленоㅤ особенностямиㅤ функционированияㅤ каждогоㅤ звена,ㅤ различиямиㅤ вㅤ методахㅤ распределенияㅤ иㅤ использованияㅤ фондовㅤ денежныхㅤ средствㅤ и,ㅤ следовательноㅤ особойㅤ рольюㅤ вㅤ финансовойㅤ системе.ㅤ
Приㅤ всёмㅤ своёмㅤ разнообразииㅤ финансовыеㅤ отношенияㅤ имеютㅤ некоторыеㅤ общиеㅤ черты,ㅤ чтоㅤ позволяетㅤ объединятьㅤ ихㅤ вㅤ отдельныеㅤ группы.ㅤ Группировкуㅤ финансовыхㅤ отношенийㅤ можноㅤ проводитьㅤ поㅤ разнымㅤ признакам,ㅤ ноㅤ наиболееㅤ обоснованнойㅤ являетсяㅤ классификацияㅤ этихㅤ отношенийㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ объективнымиㅤ критериями.ㅤ Финансовыеㅤ отношенияㅤ являютсяㅤ поㅤ своейㅤ природеㅤ распределительными,ㅤ такㅤ какㅤ распределяютㅤ частьㅤ стоимостиㅤ общественногоㅤ продуктаㅤ поㅤ субъектам.ㅤ Именноㅤ субъектыㅤ формируютㅤ фондыㅤ целевогоㅤ назначенияㅤ вㅤ зависимостиㅤ отㅤ ихㅤ ролиㅤ вㅤ общественномㅤ производстве.ㅤ Поэтомуㅤ наиболееㅤ приемлемымㅤ критериемㅤ классификацииㅤ являетсяㅤ рольㅤ субъектаㅤ вㅤ общественномㅤ производстве.ㅤ Вㅤ зависимостиㅤ отㅤ этогоㅤ критерияㅤ определяютсяㅤ способыㅤ организацииㅤ финансов.ㅤ Порядокㅤ образованияㅤ иㅤ использованияㅤ финансовыхㅤ ресурсовㅤ иㅤ финансовыхㅤ фондов.ㅤ
Особоеㅤ финансовоеㅤ звеноㅤ образуютㅤ специальныеㅤ правительственныеㅤ фонды,ㅤ которыеㅤ имеютㅤ определеннуюㅤ самостоятельность,ㅤ отделеныㅤ отㅤ государственногоㅤ бюджетаㅤ иㅤ управляютсяㅤ непосредственноㅤ центральными,ㅤ аㅤ вㅤ отдельныхㅤ случаяхㅤ -ㅤ иㅤ местнымиㅤ властями.ㅤ Кㅤ нимㅤ относятсяㅤ фондыㅤ социальногоㅤ страхования,ㅤ различныеㅤ целевыеㅤ фонды,ㅤ аㅤ такжеㅤ государственныеㅤ иㅤ полугосударственныеㅤ финансово-кредитныеㅤ учреждения.ㅤ
Первоначальнойㅤ задачейㅤ этихㅤ фондовㅤ являлосьㅤ финансированиеㅤ отдельныхㅤ целевыхㅤ мероприятий.ㅤ Впоследствииㅤ ониㅤ приобретаютㅤ значениеㅤ резерва,ㅤ кㅤ которомуㅤ правительстваㅤ прибегаютㅤ вㅤ случаяхㅤ финансовыхㅤ затруднений,ㅤ т.е.ㅤ используютсяㅤ дляㅤ повышенияㅤ маневренностиㅤ финансовойㅤ системы.ㅤ Вㅤ отличиеㅤ отㅤ государственныхㅤ бюджетовㅤ специальныеㅤ фондыㅤ подлежатㅤ значительноㅤ меньшемуㅤ контролюㅤ соㅤ стороныㅤ парламентов,ㅤ чтоㅤ облегчаетㅤ ихㅤ использованиеㅤ иㅤ повышаетㅤ заинтересованностьㅤ правительствㅤ вㅤ ихㅤ росте.ㅤ Самостоятельноеㅤ финансовоеㅤ звеноㅤ образуютㅤ финансыㅤ государственныхㅤ предприятий.ㅤ
Егоㅤ возникновениеㅤ связаноㅤ сㅤ развитиемㅤ государственногоㅤ сектораㅤ вㅤ экономикеㅤ рядаㅤ странㅤ Западнойㅤ Европыㅤ (Великобритания,ㅤ Франция,ㅤ Италия,ㅤ ФРГ,ㅤ Австрия)ㅤ -ㅤ процессом,ㅤ которыйㅤ получилㅤ наибольшееㅤ распространениеㅤ послеㅤ второйㅤ мировойㅤ войны.ㅤ Егоㅤ главнойㅤ задачейㅤ являетсяㅤ оказаниеㅤ поддержкиㅤ частномуㅤ хозяйствуㅤ путемㅤ сохраненияㅤ иㅤ развитияㅤ важныхㅤ отраслейㅤ производства,ㅤ которыеㅤ вㅤ силуㅤ своейㅤ спецификиㅤ имеютㅤ низкуюㅤ рентабельностьㅤ иㅤ темㅤ самымㅤ невыгодныㅤ дляㅤ предпринимательстваㅤ (железнодорожный,ㅤ воздушныйㅤ транспорт,ㅤ электроэнергетическая,ㅤ газовая,ㅤ угольнаяㅤ промышленностиㅤ иㅤ т.п.).ㅤ
Государственныеㅤ предприятия,ㅤ такимㅤ образом,ㅤ представляютㅤ собойㅤ попыткуㅤ разрешитьㅤ противоречиеㅤ междуㅤ частнопредпринимательскимиㅤ интересамиㅤ иㅤ общенациональнымиㅤ экономическимиㅤ проблемами.ㅤ Вㅤ тоㅤ жеㅤ времяㅤ финансыㅤ государственныхㅤ предприятийㅤ -ㅤ этоㅤ звеноㅤ финансовойㅤ системы,ㅤ посредствомㅤ которогоㅤ государствоㅤ участвуетㅤ вㅤ первичномㅤ распределенииㅤ национальногоㅤ дохода,ㅤ аккумулируяㅤ вㅤ своихㅤ рукахㅤ частьㅤ дохода,ㅤ создаваемогоㅤ наㅤ этихㅤ предприятиях.ㅤ Государственныеㅤ предприятияㅤ имеютㅤ закрепленныеㅤ заㅤ нимиㅤ основныеㅤ иㅤ оборотныеㅤ фонды,ㅤ находятсяㅤ наㅤ самостоятельнойㅤ сметеㅤ иㅤ осуществляютㅤ регламентированныеㅤ закономㅤ взаимоотношенияㅤ сㅤ государственнымㅤ бюджетом.ㅤ Вㅤ зависимостиㅤ отㅤ типаㅤ предприятияㅤ ониㅤ обладаютㅤ различнойㅤ степеньюㅤ автономности,ㅤ производственнойㅤ иㅤ финансовойㅤ самостоятельности.ㅤ
Второйㅤ сферойㅤ финансовойㅤ системыㅤ развитыхㅤ зарубежныхㅤ странㅤ выступаютㅤ финансыㅤ частныхㅤ предприятий,ㅤ корпораций,ㅤ монополий,ㅤ которыеㅤ возникаютㅤ вㅤ ходеㅤ экономическойㅤ деятельностиㅤ иㅤ обеспечиваютㅤ процессㅤ производстваㅤ иㅤ полученияㅤ прибыли.ㅤ Ониㅤ материализуютсяㅤ вㅤ видеㅤ денежногоㅤ капитала,ㅤ различныхㅤ денежныхㅤ фондовㅤ предприятия.ㅤ
Вㅤ связиㅤ сㅤ тем,ㅤ чтоㅤ деятельностьㅤ предприятийㅤ осуществляетсяㅤ наㅤ основеㅤ индивидуальногоㅤ кругооборотаㅤ капитала,ㅤ этиㅤ денежныеㅤ фондыㅤ носятㅤ обособленный,ㅤ децентрализованныйㅤ характер.ㅤ Вㅤ тоㅤ жеㅤ времяㅤ государствоㅤ имеетㅤ непосредственныеㅤ взаимоотношенияㅤ сㅤ финансамиㅤ частныхㅤ предприятий.ㅤ Ониㅤ выражаютсяㅤ вㅤ видеㅤ взиманияㅤ платежейㅤ вㅤ государственныйㅤ бюджет,ㅤ формированияㅤ амортизационногоㅤ фонда,ㅤ регламентацииㅤ кредитныхㅤ отношений,ㅤ предоставленияㅤ государственныхㅤ субсидий.ㅤ
Частныеㅤ предприятияㅤ составляютㅤ подавляющуюㅤ частьㅤ материальногоㅤ производства,ㅤ наㅤ нихㅤ приходитсяㅤ главнаяㅤ доляㅤ создаваемогоㅤ валовогоㅤ внутреннегоㅤ продуктаㅤ иㅤ национальногоㅤ дохода.ㅤ Поэтомуㅤ государствоㅤ используетㅤ различныеㅤ методыㅤ (вㅤ т.ч.ㅤ финансовые)ㅤ дляㅤ стимулированияㅤ деятельностиㅤ этихㅤ предприятий,ㅤ ростаㅤ ихㅤ накоплений,ㅤ различныхㅤ денежныхㅤ фондов,ㅤ связанныхㅤ сㅤ ускорениемㅤ научно-техническогоㅤ прогресса,ㅤ созданиемㅤ резервов,ㅤ повышениемㅤ квалификацииㅤ работающих.ㅤ Государствоㅤ устанавливаетㅤ льготныйㅤ режимㅤ налогообложенияㅤ прибыли,ㅤ системуㅤ ускореннойㅤ амортизации,ㅤ предоставляетㅤ вㅤ рядеㅤ случаевㅤ бюджетныеㅤ кредиты,ㅤ оказываетㅤ другиеㅤ формыㅤ финансовойㅤ поддержки.ㅤ Вㅤ своюㅤ очередь,ㅤ частныеㅤ предприятияㅤ своимиㅤ платежамиㅤ участвуютㅤ вㅤ формированииㅤ доходнойㅤ базыㅤ государственногоㅤ бюджета,ㅤ другихㅤ государственныхㅤ фондов.ㅤ
Сㅤ учетомㅤ вышеизложенногоㅤ можноㅤ расширитьㅤ определениеㅤ финансовойㅤ системы.ㅤ Каждоеㅤ звеноㅤ финансовойㅤ системыㅤ представляетㅤ собойㅤ определеннуюㅤ сферуㅤ финансовыхㅤ отношений,ㅤ аㅤ этаㅤ системаㅤ вㅤ целомㅤ -ㅤ совокупностьㅤ различныхㅤ сферㅤ финансовыхㅤ отношений,ㅤ вㅤ процессеㅤ которыхㅤ образуютсяㅤ иㅤ используютсяㅤ фондыㅤ денежныхㅤ средств.
Другимиㅤ словами,ㅤ финансоваяㅤ системаㅤ -ㅤ этоㅤ системаㅤ формㅤ иㅤ методовㅤ образования,ㅤ распределенияㅤ иㅤ использованияㅤ фондовㅤ денежныхㅤ средствㅤ государстваㅤ иㅤ предприятий.
Такимㅤ образом,ㅤ финансоваяㅤ системаㅤ -ㅤ этоㅤ совокупностьㅤ различныхㅤ сферㅤ иㅤ звеньевㅤ финансовыхㅤ отношений,ㅤ вㅤ системеㅤ которыхㅤ разнымиㅤ методамиㅤ формируютсяㅤ иㅤ используютсяㅤ денежныеㅤ фондыㅤ государства,ㅤ организацийㅤ иㅤ домашнихㅤ хозяйств.
2.Составㅤ иㅤ структураㅤ финансовойㅤ системы
Финансоваяㅤ системаㅤ РФㅤ имеетㅤ триㅤ уровня:ㅤ центра,ㅤ регионовㅤ иㅤ местныхㅤ органовㅤ самоуправления.ㅤ Этаㅤ частьㅤ финансовойㅤ системыㅤ находитсяㅤ вㅤ распоряженииㅤ государстваㅤ иㅤ выступаетㅤ какㅤ централизованныеㅤ финансы.ㅤ Одновременноㅤ функционируютㅤ децентрализованныеㅤ финансы.
Централизованныеㅤ финансыㅤ -ㅤ важнаяㅤ частьㅤ финансовойㅤ системы.ㅤ Ониㅤ находятсяㅤ вㅤ собственностиㅤ государстваㅤ иㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ Бюджетнымㅤ кодексом,ㅤ действующимㅤ сㅤ 1ㅤ январяㅤ 2000ㅤ г.,ㅤ объединяютсяㅤ вㅤ бюджетнуюㅤ системуㅤ (федеральный,ㅤ региональный,ㅤ местныйㅤ бюджеты)ㅤ иㅤ внебюджетныеㅤ специальныеㅤ фонды.ㅤ
Российскаяㅤ Федерацияㅤ являетсяㅤ федеративнымㅤ государством,ㅤ признающимㅤ праваㅤ местногоㅤ самоуправления.ㅤ Поэтомуㅤ бюджетнуюㅤ системуㅤ РФㅤ можноㅤ определитьㅤ какㅤ основаннуюㅤ наㅤ экономическихㅤ отношенияхㅤ иㅤ юридическихㅤ нормахㅤ совокупностьㅤ республиканскогоㅤ (федерального)ㅤ бюджетаㅤ РФ,ㅤ бюджетовㅤ субъектовㅤ Российскойㅤ Федерацииㅤ иㅤ местныхㅤ бюджетов.
Вㅤ соответствииㅤ сㅤ Конституциейㅤ РФㅤ (ст.ㅤ 71ㅤ иㅤ 132)ㅤ иㅤ Бюджетнымㅤ кодексомㅤ РФㅤ (ст.ㅤ 10),ㅤ бюджетнаяㅤ системаㅤ Российскойㅤ Федерацииㅤ состоитㅤ изㅤ трехㅤ уровней:
-ㅤ федеральногоㅤ бюджетаㅤ иㅤ бюджетовㅤ государственныхㅤ внебюджетныхㅤ фондов;
-ㅤ бюджетовㅤ субъектовㅤ Российскойㅤ Федерацииㅤ (региональныхㅤ бюджетов)ㅤ иㅤ бюджетовㅤ территориальныхㅤ государственныхㅤ внебюджетныхㅤ фондов;
-ㅤ местныхㅤ бюджетов.
Бюджетнаяㅤ системаㅤ Российскойㅤ Федерацииㅤ включает:ㅤ федеральныйㅤ бюджет,ㅤ 21ㅤ республиканскийㅤ бюджетㅤ республикㅤ вㅤ составеㅤ РФ,ㅤ 55ㅤ краевыхㅤ иㅤ областныхㅤ бюджетовㅤ иㅤ бюджетаㅤ городовㅤ Москвыㅤ иㅤ Санкт-Петербурга,ㅤ одинㅤ областнойㅤ бюджетㅤ автономнойㅤ области,ㅤ 10ㅤ окружныхㅤ бюджетов,ㅤ автономныхㅤ округовㅤ иㅤ околоㅤ 29ㅤ тысячㅤ местныхㅤ бюджетовㅤ (районные,ㅤ городские,ㅤ поселковыеㅤ иㅤ сельскиеㅤ бюджета).ㅤ
Бюджетыㅤ -ㅤ финансоваяㅤ основаㅤ управленияㅤ государственныхㅤ органовㅤ властиㅤ иㅤ органовㅤ местногоㅤ самоуправления.ㅤ Каждыйㅤ бюджетㅤ функционируетㅤ автономно,ㅤ т.е.ㅤ нижестоящийㅤ бюджетㅤ своимиㅤ доходамиㅤ иㅤ расходамиㅤ неㅤ включаетсяㅤ вㅤ вышестоящийㅤ бюджет.ㅤ Дляㅤ целейㅤ планированияㅤ бюджетныхㅤ ресурсовㅤ составляетсяㅤ консолидированныйㅤ бюджетㅤ -ㅤ статистическийㅤ сводныйㅤ бюджет,ㅤ которыйㅤ объединяетㅤ финансовыеㅤ ресурсыㅤ всехㅤ уровнейㅤ бюджетнойㅤ системы.ㅤ Заㅤ счетㅤ финансовыхㅤ ресурсовㅤ бюджетнойㅤ системыㅤ обеспечиваетсяㅤ структурнаяㅤ перестройка,ㅤ развитиеㅤ наукиㅤ иㅤ техники,ㅤ повышениеㅤ эффективностиㅤ производства,ㅤ военнаяㅤ реформаㅤ иㅤ реформаㅤ жилищно-коммунальногоㅤ хозяйства.ㅤ Вㅤ целомㅤ этоㅤ должноㅤ способствоватьㅤ стабильномуㅤ ростуㅤ жизненногоㅤ уровняㅤ населенияㅤ страны.ㅤ
Информация о работе Финансовая система, ее состав и структуры