Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:08, доклад
Франция – одна из ведущих стран Евросоюза с развитой высокотехнологической экономикой, имеющая унитарную форму государственного устройства. В соответствии с государственным устройством и формировалась современная финансовая система Франции. Как и в большинстве стран мира, природа финансовых отношений во Франции имеет распределительный характер по субъектам нижних уровней, которые формируют собственные бюджеты и фонды, в зависимости от их целевого назначения.
Франция – одна из ведущих стран Евросоюза с развитой высокотехнологической экономикой, имеющая унитарную форму государственного устройства. В соответствии с государственным устройством и формировалась современная финансовая система Франции. Как и в большинстве стран мира, природа финансовых отношений во Франции имеет распределительный характер по субъектам нижних уровней, которые формируют собственные бюджеты и фонды, в зависимости от их целевого назначения. Основой деятельности любого государства является создание эффективной финансовой базы для решения им социально – экономических задач, стоящих на данный момент перед обществом. И главным инструментом в обеспечении успешного их решения являются бюджеты всех уровней. Первое место в структуре финансовой системы Франции занимает имеющий силу закона государственный бюджет, и так как Французская республика имеет унитарное двухуровневое государственное устройство с очень высокой степенью централизации функций, то её центральный бюджет составляет почти 80% государственного бюджета всех уровней.
Он включает в себя следующие
бюджеты:
• Общий государственный бюджет;
• Бюджеты государственных организаций
Франции;
• Специальные казначейские счета.
Длительность бюджетного процесса
во Французской республике составляет
3 – 3,5 года. При этом он проходит через
4 стадии осуществления:
1. Проектирование бюджета.
2. Утверждение бюджета.
3. Финансовый год или исполнение бюджета.
4. Отчёт об исполнении бюджета.
На стадии бюджетного проектирования,
которая длится около 9-ти месяцев – происходит
составление проекта этого бюджета. Все
государственные ведомства и министерства
составляют собственные бюджеты, которые
рассматриваются правительством. Консолидированный
государственный бюджет направляется
в парламент, где происходит его обсуждение,
правка и утверждение. На утверждение
парламентом консолидированного бюджета
отводится до 3-ох месяцев. Исполнение
государственного бюджета (финансовый
год) имеет протяжённость в один календарный
год. Распределение бюджетных средств
в финансовой системе Франции происходит
через подразделения казначейских касс,
имеющих свои текущие счета в центральном
банке Франции. Этот процесс называется
кассовым исполнением государственного
бюджета. Финансовая система Франции, и
её главный объект – государственный
бюджет, находится под пристальным вниманием
Счётной Палаты, в обязанности которой
входит полный и всеобъемлющий финансовый
контроль над процессом исполнения государственного
бюджета. Последняя, четвёртая стадия
бюджетного процесса финансовой системы
Франции (отчёт об исполнении) - начинается
немедленно по истечению финансового
года (исполнения бюджета). На первый взгляд
бюджеты всех уровней в финансовой системе
Франции выглядят обособленно. Но на самом
деле все нижестоящие бюджеты второго
уровня утверждаются органами исполнительной
власти вышестоящего уровня, что гарантирует
высочайшую степень централизации финансовой
системы Франции.
Следует отметить, что общая исполнительская
культура в области государственных финансов
чрезвычайно высокая. Во Франции никому
из чиновников и в голову не придёт нарушать
бюджетную дисциплину, тем более – воровать
бюджетные деньги. Наказание за это последует
неотвратимое и жестокое, с полной конфискацией
имущества и поражением в правах. Вторая по важности
составляющая финансовой системы Франции
– это её налоговая система, с
помощью которой формируется почти 90%
государственного бюджета. Налоговая
система Французской республики отличается
высокой степенью социальной направленности,
гибкостью, прозрачностью и предельно
высокой собираемостью налогов. Не менее
важной в финансовой системе Франции является
кредитно-денежная система, отличающаяся
очень жёстким и гибким регулированием
кредитно-финансовыми учреждениями. Основу
кредитной системы страны составляют:
Центральный Банк Франции, большое разнообразие
кредитных банков, а также – различные
специализированные кредитные организации и учреждения. Устойчивость и сбалансированность
всех ветвей финансовой системы Франции
предопределяет её место в числе ведущих
развитых стран мира. Если сравнивать
финансовые системы двух стран: Франции
и Российской Федерации, то очевидны недостатки
второй, в первую очередь по причине крайне
низкого качества нормативной базы функционирования
финансовой системы России, критически
низкой исполнительской дисциплины в
этой сфере деятельности государства,
коррупционной составляющей и многочисленных,
масштабных хищений бюджетных средств.