Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:26, шпаргалка

Описание работы

Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.

Содержание работы

1. Понятие финансовой системы, ее сфера и звенья
2. Краткая характеристика звеньев государственных финансов
3. Субъекты управления финансовой системой
Заключение

Файлы: 1 файл

для курсовой 1.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в рамках финансовой системы выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. Кратко охарактеризуем их.

Министерство  финансов Российской Федерации в  соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах).

Основными задачами Минфина России являются:

разработка  и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

концентрация  финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

совершенствование бюджетной системы, разработка проекта  федерального бюджета и обеспечение  его исполнения;

осуществление в пределах своей компетенции  государственного финансового контроля;

разработка  и реализация единой политики в сфере  развития финансовых рынков;

и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации  образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.

Основные  задачи, возложенные на органы казначейства, следующие:

организация и контроль над исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства;

регулирование финансовых отношений между федеральным  бюджетом и государственными внебюджетными  фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

сбор, обработка и анализ информации о  состоянии государственных финансов, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии  бюджетной системы Российской Федерации;

ведение операций по учету государственной  казны РФ;

управление  и обслуживание совместно с Центральным  банком РФ и другими уполномоченными  банками государственного внутреннего  долга.

Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.

Главными задачами данного министерства являются:

контроль  над соблюдением законодательства о налогах и сборах;

контроль  правильности исчисления, полноты и  своевременности внесения в соответствующие  бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Таможенные  органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и  представляют собой единую систему, в которую входят: Государственный  таможенный комитет, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г.

Таможенные  органы выполняют следующие основные задачи в области финансов:

обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность и защищают экономические интересы страны;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

участвуют в разработке мер экономической  политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют  эти меры;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями  таможенных правил и налогового законодательства;

осуществляет  валютный контроль в пределах своей  компетенции.

Система кредитных учреждений возглавляется  Центральным банком РФ (Банком России), который осуществляет руководство  в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. Банк России действует в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями). Он является юридическим лицом, осуществляя при этом функции органа государственного управления, имеющего властные полномочия. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. (Более подробные сведения о деятельности главного банка Российской Федерации будут даны в последующих материалах настоящего пособия.)

Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ) созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации” от 05.08.00 изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога (взноса). При этом контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в указанные фонды возложен на налоговые органы Российской Федерации.

Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности предприятий и организаций создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.

В самом общем  виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного  государства. В настоящей статье финансовая система рассматривается  как элемент государственного хозяйства, обеспечивающий взаимосвязанное развитие всех его территориальных частей. Другими словами, речь идет о региональной (территориальной) проекции финансовой системы, то есть об организации финансовых потоков между центром, регионами и населением. Целью данного сегмента системы государственных финансов является согласование локальных (региональных) и общих (государственных) интересов в социально-экономическом развитии страны.

Особенности становления  понимаемой таким образом финансовой системы России определялись, в первую очередь, особенностями устройства государства, отличавшими наше отечество от европейских стран.

Развитие финансовой системы России происходило в  непосредственной связи с эволюцией  институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Об этом свидетельствуют уже первые известные факты экономической истории нашей страны.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1. бюджетная  система; 

2. внебюджетные  целевые фонды; 

3. финансы предприятий  и организаций; 

4. фонды имущественного и личного страхования;

5. кредит (государственный,  муниципальный и банковский).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Заявление  Правительства и Центрального  банка Российской Федерации об  экономической политике на 2002 год. 7 марта 2002 г.

2. Социально-экономическое  положение России. 1993 - 1994. М.: Государственный  комитет Российской Федерации  по статистике. 1995.

3. О ходе выполнения  Уточненного плана действий Правительства  Российской Федерации по реализации  Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)” и программы Правительства Российской Федерации “Развитие реформ и стабилизация российской экономики”. М. 2002 г.

4. Проект программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 годах.” М. 24 марта 1998 г.

5. Булатова А. С. Экономика:  учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.

6. Денежно-кредитная система  России: состояние и пути выхода  из кризиса // Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 3 - 6.

7. Долгосрочная концепция  развития денежно-кредитной системы  Россиии // Деньги и кредит. 1993. № 1. С. 3 - 23.

8. Заявление правительства  Российской Федерации и Центрального  банка Российской Федерации об  экономической политике в 1994 году // Деньги и кредит. 1994. № 4. С. 3 - 7.

9. Макконнелл К. Р., Брю  С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 17.

10. Обухов Н. П. Кредитный  рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С. 21 - 22.

11. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Гл. 16, 17.

12. Фишер С. Дорнбуш Р.  Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 27, 29.

13. Чекмаева Е. Н. Межбанковский  кредитный рынок и его регулирование  // Деньги и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 - 71.


Информация о работе Финансовая система государства