Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:26, шпаргалка
Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.
1. Понятие финансовой системы, ее сфера и звенья
2. Краткая характеристика звеньев государственных финансов
3. Субъекты управления финансовой системой
Заключение
Таким образом, в рамках финансовой системы выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.
Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. Кратко охарактеризуем их.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах).
Основными задачами Минфина России являются:
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;
и другие.
Федеральное казначейство Российской Федерации образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.
Основные задачи, возложенные на органы казначейства, следующие:
организация и контроль над исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства;
регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;
сбор,
обработка и анализ информации о
состоянии государственных
ведение операций по учету государственной казны РФ;
управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.
Главными задачами данного министерства являются:
контроль
над соблюдением
контроль
правильности исчисления, полноты и
своевременности внесения в соответствующие
бюджеты налогов и иных платежей,
установленных законодательство
Таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г.
Таможенные органы выполняют следующие основные задачи в области финансов:
обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность и защищают экономические интересы страны;
взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;
ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства;
осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции.
Система
кредитных учреждений возглавляется
Центральным банком РФ (Банком России),
который осуществляет руководство
в области кредита и
Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ) созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации” от 05.08.00 изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога (взноса). При этом контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в указанные фонды возложен на налоговые органы Российской Федерации.
Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности предприятий и организаций создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.
В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. В настоящей статье финансовая система рассматривается как элемент государственного хозяйства, обеспечивающий взаимосвязанное развитие всех его территориальных частей. Другими словами, речь идет о региональной (территориальной) проекции финансовой системы, то есть об организации финансовых потоков между центром, регионами и населением. Целью данного сегмента системы государственных финансов является согласование локальных (региональных) и общих (государственных) интересов в социально-экономическом развитии страны.
Особенности становления понимаемой таким образом финансовой системы России определялись, в первую очередь, особенностями устройства государства, отличавшими наше отечество от европейских стран.
Развитие финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Об этом свидетельствуют уже первые известные факты экономической истории нашей страны.
Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.
Структура финансовой системы:
1. бюджетная система;
2. внебюджетные целевые фонды;
3. финансы предприятий и организаций;
4. фонды имущественного и личного страхования;
5. кредит (государственный,
муниципальный и банковский).СП
1. Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 2002 год. 7 марта 2002 г.
2. Социально-экономическое положение России. 1993 - 1994. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике. 1995.
3. О ходе выполнения
Уточненного плана действий
4. Проект программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 годах.” М. 24 марта 1998 г.
5. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.
6. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 3 - 6.
7. Долгосрочная концепция
развития денежно-кредитной
8. Заявление правительства
Российской Федерации и
9. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 17.
10. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С. 21 - 22.
11. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Гл. 16, 17.
12. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 27, 29.
13. Чекмаева Е. Н. Межбанковский
кредитный рынок и его