Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:04, контрольная работа
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
ВВЕДЕНИЕ
1. Финансовая система и ее структура
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой системы
1.2 Структура финансовой системы РФ
2. Основные направления развития финансовой системы
2.1 Основные закономерности развития финансовой системы России
2.2 Финансовые связи государства и предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное агентство по образованию
Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Контрольная работа
По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Вариант № 12
Выполнил студент группы08-ЗА-
факультета ЗиДО специальность 190701
Результаты проверки преподавателем:
______________________________
Профессор, д.т.н
ВВЕДЕНИЕ
1. Финансовая система и ее
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой
системы
1.2 Структура финансовой системы РФ
2. Основные направления развития финансовой
системы
2.1 Основные закономерности развития финансовой
системы России
2.2 Финансовые связи государства и предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема курсовой работы является очень актуальной
для сегодняшнего дня. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой предпосылкой
роста и стабильности экономики в целом.
Эта система является основой, мобилизующей
и распределяющей сбережения общества
и облегчающей его повседневные операции.
Следовательно, хотя структурный переход
от в основном централизованно планируемой
и контролируемой экономики к экономике,
функционирующей в соответствии с рыночными
принципами, включает в себя многие элементы,
самое важное - создать надежную финансовую
систему. После того, как создана надежная
финансовая система, могут развиваться
рынки денег и капитала, особенно первичный
и вторичный рынки национальных государственных
ценных бумаг.
1.Финансовая система
и ее структура
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой
системы
Финансы являются неотъемлемым элементом
общественного производства на всех уровнях
хозяйствования. Без финансов невозможно
обеспечивать индивидуальный и общественный
кругооборот производственных фондов
на расширенной основе, регулировать отраслевую
и территориальную структуру экономики,
стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических
достижений, удовлетворять другие общественные
потребности.
Такие потребности у хозяйствующих субъектов
и государства обусловливают возникновение
разнообразных видов финансовых отношений.
Финансовые отношения складываются между
государством, с одной стороны, юридическими
и физическими лицами, с другой; между
двумя юридическими лицами; между юридическими
лицами, с одной стороны, и физическими
лицами – с другой. Отношения между двумя
физическими лицами в настоящее время
некоторыми экономистами не признаются
финансовыми, хотя появляются издания
о личных финансах, финансах домашних
хозяйств (финансах населения), семейном
бюджете.
При всём своём разнообразии финансовые
отношения имеют некоторые общие черты,
что позволяет объединять их в отдельные
группы.
Группировку финансовых отношений можно
проводить по разным признакам, но наиболее
обоснованной является классификация
этих отношений в соответствии с объективными
критериями. Финансовые отношения являются
по своей природе распределительными,
так как распределяют часть стоимости
общественного продукта по субъектам.
Именно субъекты формируют фонды целевого
назначения в зависимости от их роли в
общественном производстве. Поэтому наиболее
приемлемым критерием классификации является
роль субъекта в общественном производстве.
В зависимости от этого критерия определяются
способы организации финансов. Порядок
образования и использования финансовых
ресурсов и финансовых фондов.
Сгруппированные по определенному признаку
финансовые отношения образуют финансовую
систему. Финансовые отношения при всём
их многообразии можно объединить в отдельные,
относительно обособленные группы – сферы
и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны
между собой. Каждой группе финансовых
отношений соответствуют денежные фонды,
а соответствующие финансовые органы
осуществляют управление этими отношениями
и фондами.
Таким образом, финансовая система – это
совокупность сфер и звеньев финансовых
отношений, связанных с ними денежных
фондов и органов управления финансами.
Финансы представляют собой довольно
сложное общественное явление. Они охватывают
широкую гамму обменно-распределительных
отношений, которые отображаются в различных
денежных потоках. При единой сущности
этих отношений в них выделяются отдельные
элементы, которые имеют свои характерные
признаки и особенности. Изучение финансов
основывается как на понимании их необходимости,
сущности и роли в обществе, так и на детальном
усвоении конкретных форм финансовых
отношений.
Выделение форм финансовых отношений
характеризует относительное отделение
отдельных составляющих финансов. Совокупность
этих составляющих определяется термином
«финансовая система». Как и всякая другая
система, она является не простым набором
отдельных элементов, а совокупностью
взаимосвязанных элементов, которые имеют
однородные признаки.
Финансовая система государства является
отображением форм и методов конкретного
использования финансов в экономике и
соответственно к задействованной модели
экономики в значительной мере обозначается
ею.
Финансовые системы некоторых государств
могут отличаться по своей структуре.
Но они все имеют общий признак – это различные
фонды финансовых ресурсов, которые отличаются
по методам мобилизации и их использованию,
однако тесно связаны между собой, имеют
прямое и обратное влияние на экономические
и социальные процессы в государстве,
а также на формирование и использования
фондов финансовых ресурсов в разрезе
отдельных звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой
системы является независимым её элементом,
но эта самостоятельность относительна
в средине единого целостного. Финансовая
система – это совокупность разнообразных
видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих субъектов),
отдельных финансовых институтов и населения
(домохозяйств) для исполнения возложенных
на них функций, а также для удовлетворения
экономических и социальных потребностей.
1.2 Структура финансовой
системы РФ
Понятие «финансовая система» употребляется
в различных значениях. Во-первых, как
совокупность финансовых учреждений (институциональная
структура финансовой системы) и, во-вторых,
с точки зрения экономического содержания
как совокупность финансовых отношений.
Само понятие «система» предполагает
наличие определенных составляющих элементов
и связи между ними. Структурная организация
совокупности финансовых отношений позволяет
упорядочить и целенаправленно управлять
элементами системы, отслеживать и корректировать
финансовые связи.
Построение финансовой системы основывается
на следующих признаках:
· В функциональном назначении той или
иной группы финансовых отношений;
· В наличии определенной специфики в
финансовых отношениях;
· В единстве и взаимодействии подсистем;
·В наличии специального обслуживающего
аппарата;
·В наличии собственной финансовой базы.
Итак, финансовая система - это совокупность
различных сфер (звеньев) финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в жизни
общества.
В зависимости от признака, закладываемого
в основу построения финансовой системы,
можно представить ее разное структурное
понимание. Рассмотрим структуры финансовой
системы Российской Федерации.
1. По фондовому признаку различают централизованные
и децентрализованные финансы.
Централизованные (государственные) финансы
включают:
· государственные бюджеты;
· государственные социальные внебюджетные
фонды;
· государственный кредит;
· государственное страхование.
К децентрализованным финансам относят:
· финансы коммерческих предприятий и
организаций;
· финансы некоммерческих организаций;
· финансы домохозяйств.
Централизованные фонды денежных средств
формируются, распределяются и используются
государством. Для них жестко определены
источники средств, направления ,расходования
устанавливаются на основе законодательно-правовых
актов. В отношении децентрализованных
финансов нет жесткого контроля за финансовыми
потоками: предприятия, организации действуют
по принципу хозяйственной самостоятельности,
самофинансирования, ответственности,
домохозяйства сами определяют структуру
своих доходов и расходов. И хотя нормативное
регулирование (налогообложение, контроль
за законностью финансовых операций),
социальное страхование присутствуют,
децентрализованные финансы имеют определенную
свободу и независимость.
2. По сфере финансовых отношений финансовая
система РФ включает:
· финансы экономических субъектов: предприятий,
организаций по секторам (коммерческий,
некоммерческий). По отраслям экономики
(промышленные, сельскохозяйственные,
транспортные и др.); банковско-кредитных
организаций; участников фондового рынка;
· финансы государства: федерального уровня;
регионального уровня; местного (муниципального)
уровня;
· фонды страхования: государственного,
частного;
· финансы домохозяйств.
Государственные и муниципальные финансы
являются частью финансовой системы РФ,
охватывают часть денежных отношений,
в процессе которых происходит формирование,
распределение и использование государственных
и муниципальных фондов денежных средств,
необходимых для выполнения общественных
функций и задач.
Основными функциями государства являются:
создание адекватной требованиям экономики
нормативно-правовой базы и контроль за
выполнением законов и нормативных актов.
Предоставление общественных благ; поощрение
свободной конкуренции и антимонопольное
регулирование; защита производителей
от несправедливой конкуренции; стимулирование
развития новых прогрессивных технологий;
защита окружающей среды; организация
общественных работ; поддержка развития
фундаментальной науки; поддержка культуры,
искусства, образования, здравоохранения;
обеспечение социальной защиты населения,
социальная поддержка малообеспеченных
слоев; защита прав потребителей и др.
Государственные и муниципальные финансы
играют важную роль в решении социально-экономических
задач. Выполняя распределительную функцию,
государственные и муниципальные финансы
перераспределяют финансовые ресурсы
между различными регионами и муниципальными
образованиями, различными отраслями
экономики, производительной и непроизводительной
сферами, различными социальными группами
населения.
3.Посредством государственного и муниципального
контроля отслеживается весь механизм
финансовых отношений в обществе, финансовое
состояние звеньев финансовой системы
РФ, эффективность применяемых правительством
программ социально-экономического развития
и эффективность, законность деятельности
самой исполнительной власти.
· основные элементы системы (финансы
государства, финансы коммерческих предприятий,
организаций, финансы домохозяйств);
· вспомогательные элементы системы (финансы
банковско-кредитных организаций, страховых
групп, финансы участников рынка ценных
бумаг).
4. Институциональная структура финансовой
системы РФ состоит из разных уровней.
На федеральном уровне институциональная
структура включает:
· комитеты Государственной Думы и Совета
Федерации;
· Министерство финансов Российской Федерации
и в его составе: Федеральную налоговую
службу; Федеральную службу страхового
надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного
надзора, Финансовую службу по финансовому
мониторингу, Федеральное казначейство
(службу);
· Центральный банк Российской Федерации;
· Счетную палату Российской Федерации;
· Федеральную таможенную службу;
· Федеральную службу по финансам и рынкам;
· Исполнительные дирекции (правления)
федеральных внебюджетных фондов.
На уровне субъектов РФ:
· комиссии по бюджету и финансам в законодательном
органе, соответствующие федеральным
структурам исполнительной власти;
· министерства (управления, департаменты)
финансов субъекта РФ, в том числе региональные
аппараты Департамента контроля Минфина
России, управления казначейства Министерства
финансов РФ или управления казначейства
субъекта Федерации, территориальные
управления Федеральной службы РФ по страховому
надзору;
· главные управления Банка России субъектов
Федерации;
· Федеральную налоговую службу (инспекцию)
субъекта Федерации;
· Таможенную службу субъекта Российской
Федерации;
· Территориальные органы Федеральной
службы по финансовым рынкам;
· Региональные дирекции (правления) федеральных
внебюджетных фондов.
На муниципальном уровне:
· комиссии по бюджету и финансам в представительном
органе местного самоуправления;
· управления (департаменты, отделы) финансов;
· аппарат Департамента контроля Минфина
России;
· городские (районные) органы (отделения)
Федерального казначейства или муниципальное
казначейство;
· городские (районные) управления Главного
управления Банка России субъекта РФ;
· городские (районные) налоговые службы;
· счетную комиссию представительного
органа местного самоуправления;
· городскую (районную) таможню.
На уровне хозяйствующих субъектов управление
финансами осуществляется финансовой
службой (отделом), дирекцией по финансам,
департаментом финансов.
Финансовая система Российской Федерации
в соответствии со структурным делением
финансовой системы в экономически развитых
странах включает следующие звенья:
· государственный бюджет;
· государственные внебюджетные фонды;
· государственный кредит;
· фонд страхования;
· фондовый рынок;
· финансово-кредитную систему;
· финансы предприятий различных форм
собственности.
2.Основные направления
развития финансовой системы
2.1 Основные закономерности развития финансовой
системы России
Состояние государственных финансов определяется,
прежде всего, степенью сбалансированности
государственного бюджета. Бюджету России
на протяжении XIX в., был свойственен хронический
дефицит. С таким бюджетом Россия вошла
и в XX век.
Достаточно талантливые руководители
финансовых ведомств и члены правительства,
курирующие эти ведомства в XIX в. понимали,
что сбалансированность доходов и расходов
бюджета зависела, прежде всего, от уровня
развития и состояния отечественной экономики
и государственной политики в области
социально-экономических преобразований.
Довольно быстрое развитие России в XIXв.
– переход от мануфактуры к машинной индустрии
и довольно крупному промышленному производству
в начале XX века; развитие внутренней и
внешней торговли; переход от крепостничества
к вольнонаёмному труду сопровождалось
реформированием всех сторон жизни общества
вплоть до государственного устройства.
Политические и социально-экономические
реформы сопровождались изменениями в
организации финансовых отношений. Но,
с другой стороны, реформирование финансовой
системы обеспечивало претворение в жизнь
политики, направленной на достижение
Россией подобающего ей места в мировой
экономике.
Доходы и расходы государственного бюджета
взаимосвязаны, действующая налоговая
система, как правило, определяет основную
часть доходов государственного бюджета.
Увеличение расходов обычно диктуется
экстраординарными событиями: войнами,
природными катаклизмами – засуха, наводнение,
град и др. или социальными «взрывами».
Эти события негативно влияют на динамику
доходов от народного хозяйства, сокращают
товарооборот, а значит, и сокращаются
поступления налогов в бюджет. Возможности
налогового бремени ограничены уровнем
платёжеспособности населения, а переход
этих границ чреват появлением и обострением
социальной напряжённости.
Более лёгким путём сбалансирования бюджета
является покрытие бюджетного дефицита
либо дополнительной эмиссией, либо ростом
государственного долга. Таким путём шла
и Россия в XIX-XX веках.
Последствия чрезмерной эмиссии – расстройство
денежного обращения и как следствие:
нарушение денежных отношений во всех
сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.
Свертывание денежных отношений – переход
все большей части товара товарооборота
к натуробмену – ведёт к подрыву покупательной
способности и авторитета национальной
денежной единицы
Расстройство денежной системы становится
основной из причин расстройства финансов,
и непременным условием оздоровления
финансов является оздоровление денежного
обращения.
История развития России XIX – XX вв. – яркая
иллюстрация чередования войн, обострения
противоречий между нарождающимся российским
предпринимательством и помещиками землевладельцами,
преобразований в государственном управлении
и периодического расстройства денежного
обращения, роста бюджетного дефицита
и реформ в области государственных финансов,
денежного обращения и банков.
2.2 Финансовые связи государства и предприятий
Финансы предприятий – важнейшая составная
часть единой системы финансов государства.
Это предопределяется, прежде всего, тем,
что в структуре финансовых отношений
финансы предприятий занимают исходное,
определяющее положение, т.к. обслуживают
основное звено общественного производства,
где создаются валовой внутренний продукт,
национальный доход и национальное богатство.
Финансы предприятий - это система денежных
отношений, выражающих формирование и
использование денежных фондов в процессе
их кругооборота. Финансы коммерческих
организаций занимают определяющее положение
в структуре финансовой системы страны,
так как именно на уровне коммерческих
организаций формируется основная масса
финансовых ресурсов государства.
Финансы предприятий - это относительно
самостоятельная сфера системы финансов
государства, охватывающая широкий круг
денежных отношений, связанных с формированием
и использованием капитала, доходов, денежных
фондов в процессе кругооборота финансовых
средств.
Именно в этой сфере финансов формируется
основная часть доходов, которые, в последующем,
по различным каналам перераспределяются
в народнохозяйственном комплексе и служат
основным источником экономического роста
и социального развития общества. Финансы
предприятий связаны непосредственно
с производством и отражают состояние
экономики страны.
Задачами финансов субъектов хозяйствования
(предприятий, организаций и учреждений)
независимо от их организационно – правовой
формы является:
- формирование, поддержание оптимальной
структуры и наращивание производственного
потенциала предприятия;
- обеспечение текущей финансово-хозяйственной
деятельности;
- обеспечение участия хозяйственного
субъекта в осуществлении социальной
политики.
В отраслях материального производства
возникают разнообразные финансовые отношения.
Необходимым условием возникновения финансовых
отношений является движение стоимости
в процессе создания, распределения и
использования совокупного общественного
продукта, национального дохода и национального
богатства.
Учитывая специфику формируемых на их
основе денежных фондов целевого назначения,
в составе финансовых отношений можно
выделить следующие группы финансовых
отношений:
- с контрагентами – по поводу формирования
первичных доходов, образования и использования
целевых фондов внутрихозяйственного
назначения (уставного капитала, фонда
развития производства, поощрительных
фондов и др.);
- с предприятиями – по поводу распределения
финансовых ресурсов; при этом движение
финансовых ресурсов осуществляется в
нефондовой форме (уплата и получение
штрафов при нарушении договорных обязательств,
внесение различных паевых взносов, участие
в распределении прибыли от совместной
деятельности, приобретение ценных бумаг
других предприятий и государства, получение
по ним дивидендов и др.);
- с потребителями продукции, вступая в
контакты с которыми предприятия самостоятельно
выбирают форму и вид договоров, определяют
условия выполнения обязательств и порядок
установлений санкций, формируют цены
на свою продукцию и услуги и оценивают
обоснованность цен поставщиков. Перечисленные
факторы существенно влияют на конечные
финансовые результаты:
- со страховыми организациями
– по поводу различных видов обязательного
и добровольного страхования.
- с банковской системой – по
поводу расчетно-кассового обслуживания
в связи с получением и погашением ссуд,
уплатой процентов, а также предоставлением
банкам во временное пользование свободных
денежных средств за определенную плату.
- с государством – по поводу
образования и использования бюджетных
и внебюджетных фондов. Эта группа денежных
отношений реализуется через внесение
в бюджет и внебюджетные фонды различных
налогов, сборов, взносов и др. С другой
стороны, осуществляется бюджетное финансирование
непроизводственной сферы, целевых программ
и др.
- с вышестоящими управленческими
структурами – «вертикальные» взаимосвязи
по поводу внутриотраслевого перераспределения
финансовых ресурсов.
Эти группы денежных отношений и составляют,
в целом, содержание финансов предприятий,
связанные с формированием и распределением
денежных доходов и накоплений у субъектов
хозяйствования. И их использованием на
выполнение обязательств перед финансовой
и банковской системами, на финансирование
текущих затрат и затрат по расширенному
воспроизводству, социальному обеспечению
и материальному стимулированию работающих.
Каждая из перечисленных групп отношений
имеет свои особенности и сферу применения.
Однако все они носят двусторонний характер,
и их материальной основой является движение
денежных средств. Движением денежных
средств сопровождается формирование
собственного и в его составе уставного
капитала предприятия, формирование и
использование денежных фондов и резерв.
Финансовая система представляет собой
совокупность различных сфер или звеньев
финансовых отношений, каждая из которых
характеризуется особенностями в формировании
и использовании фондов денежных средств,
различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансы являются неотъемлемым элементом
общественного производства на всех уровнях
хозяйствования. Без финансов невозможно
обеспечивать индивидуальный и общественный
кругооборот производственных фондов
на расширенной основе, регулировать отраслевую
и территориальную структуру экономики,
стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических
достижений, удовлетворять другие общественные
потребности.
Необходимость концентрации в распоряжении
государства значительной части финансовых
ресурсов вызвана той важной ролью, которую
оно выполняет в области экономического
и социального развития страны.
Формами использования этих ресурсов
являются бюджетные и внебюджетные фонды,
обеспечивающие потребности государства
при решении экономических, политических
и социальных задач. Страховыми звеньями
финансовой системы применяются другие
формы и методы образования и использования
денежных фондов. Что касается финансов
предприятий, то эти децентрализованные
фонды денежных средств образуются из
денежных доходов и накоплений самих же
предприятий.
Финансовая политика играет важнейшую роль
для достижения целей, поставленных перед
государством. Финансовая политика определяет
основные направления использования финансов.
С помощью финансовой политики реализуется
цель повышения эффективности использования
финансовых ресурсов, достижение более
высокого уровня жизни.
Список литературы
1. Лушин СИ. Об эффективности государственного бюджета //Финансы. 2004. № 10.
2. Максимов В.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. 2005. № 1.
3. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. 2004. №5. Налоги. Словарь-справочник. — М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Парамонова Т.В. От стабилизации к устойчивому развитию: итоги, стратегия и перспективы // Деньги и кредит. 2002. № 6.