Финансовая система и характеристика ее элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 20:41, реферат

Описание работы

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Файлы: 1 файл

Финансовая система и характеристика ее элементов.docx

— 16.10 Кб (Скачать файл)

Финансовая система  и характеристика ее элементов


 Финансовая система  включает три основных звена:  государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

 
Финансовая  система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. 
Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья. В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена:

 
-    бюджетная система; 
-    внебюджетные фонды; 
-    государственный кредит.

 
Каждое из звеньев в соответствии современному государственному устройству РФ подразделяется на 3 уровня, соответствующие  уровням государственной власти.

 
Государственные финансы состоят  из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

 
Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

 
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.

 
  Остальная часть поступает  от использования государственной  собственности, внешнеэкономической  деятельности. Структура расходной  части бюджета включает в себя  расходы на социально-культурные  нужды (здравоохранение, просвещение,  социальные пособия и др.), расходы  на развитие народного хозяйства,  на оборону, государственное управление. В условиях социально-ориентированной  экономики налогообложение строится  на принципах обязательности  уплаты, социальной справедливости  и связей с получением блага.

 
Таким образом, финансовые отношения  охватывают две сферы:

 
А) экономические денежные отношения, связанные с формированием и  использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной  системе и правительственных  внебюджетных фондах; 
Б) экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

 
Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

 
  Финансовая  система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В зависимости от методов формирования доходов экономических Субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

 
  Финансовая система, как форма  организации денежных отношений,  может быть подразделена на  три взаимосвязанные подсистемы  обеспечивающие формирование и  использование финансовых ресурсов  соответственно:

(а) у хозяйствующих  субъектов,

(б) у населения,

(в) у государства и  органов местного самоуправления.

 
  В каждой из выделенных  подсистем используются специфические  формы и методы образования  и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

 
  Существующие различия, как в  функциональном назначении указанных  подсистем, так и в методах,  способах формирования и использования  финансовых ресурсов делают целесообразным  выделение обособленных систем  финансовых отношений: (1) финансы  организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные  и муниципальные финансы); (3) финансы  домашних хозяйств (домохозяйств).

 
  Эти подсистемы, в свою очередь,  подразделяются на отдельные  звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и  использования денежных фондов  у конкретных экономических субъектов.

 
  Основой финансовой системы  являются децентрализованные финансы,  поскольку именно в этой сфере  формируется преобладающая доля  финансовых ресурсов государства.  Часть этих ресурсов перераспределяется  в соответствии с нормами финансового  права в доходы бюджетов всех  уровней и во внебюджетные  фонды. При этом значительная  часть указанных средств в  дальнейшем направляется на финансирование  бюджетных организаций; коммерческих  организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению  в форме социальных трансфертов  (пенсий, пособий, стипендий и  т. п.).

 
  Среди децентрализованных финансов  ключевое место принадлежит финансам  коммерческих организаций. Здесь  создаются материальные блага,  производятся товары, оказываются  услуги, формируется прибыль, являющаяся  главным источником производственного  и социального развития общества.

 
   Централизованные финансы представлены  бюджетной системой, также государственным  и муниципальным кредитом. В Бюджетной»  кодексе РФ бюджетная система  определена как совокупность  бюджетов всех уровней и бюджетов  государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами  права и основывается на экономических  отношениях. Финансовые ресурсы  бюджетной системы находятся  в государственной собственности  или собственности органов местного  самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы  России регламентируется Бюджетным  кодексом РФ. 
Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.



Информация о работе Финансовая система и характеристика ее элементов