Финансовая система
включает три основных звена:
государственные финансы, финансы населения и финансы
предприятия. Из этих трех звеньев главным
являются финансы предприятий, ибо первые
два звена формируются на их базе.
Финансовая
система - совокупность сфер и звеньев
финансовых отношений, связанных с ними
денежных фондов и органов управления
финансами.
Внутри каждой сферы финансовой системы
выделяются отдельные звенья. В составе госфинансов обычно выделяют
3 звена:
- бюджетная система;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит.
Каждое из звеньев в соответствии
современному государственному устройству
РФ подразделяется на 3 уровня, соответствующие
уровням государственной власти.
Государственные финансы состоят
из двух основных элементов: государственного
бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный
бюджет - это годовой план доходов и
расходов государства, это деньги, которые
позволяют государству выполнять экономические
и социальные функции (а в последнее время
и политические). Государственный бюджет
состоит из бюджета правительства и местных
бюджетов (области, города, района, поселкового
совета). Поэтому утверждение государственных
бюджетов на очередной год всегда носит
бурный характер. Правительства пытаются
ущемить права регионов, а последние стремятся
оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой
те денежные средства, которые аккумулируются
вне системы государственного бюджета
и имеют строго целевое назначение: пенсионный
фонд, фонд социального страхования и
др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах
с развитой рыночной экономикой доходная
часть бюджета на 80-90% формируется за счет
налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает
от использования государственной
собственности, внешнеэкономической
деятельности. Структура расходной
части бюджета включает в себя
расходы на социально-культурные
нужды (здравоохранение, просвещение,
социальные пособия и др.), расходы
на развитие народного хозяйства,
на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной
экономики налогообложение строится
на принципах обязательности
уплаты, социальной справедливости
и связей с получением блага.
Таким образом, финансовые отношения
охватывают две сферы:
А) экономические денежные отношения,
связанные с формированием и
использованием денежных фондов, аккумулируемых
в государственной бюджетной
системе и правительственных
внебюджетных фондах;
Б) экономические денежные отношения,
опосредствующие кругооборот децентрализованных
денежных фондов предприятий.
Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов.
Деньги являются обязательным условием
существования финансов. Нет денег – не
может быть и финансов, ибо последние есть
общественная форма, обусловленная существованием
первых.
Финансовая
система - форма организации денежных
отношений между всеми субъектами воспроизводственного
процесса по распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.
В зависимости от методов формирования
доходов экономических Субъектов финансовую
систему принято подразделять на сферы
централизованных финансов (публичные
финансы) и децентрализованных финансов
(финансы организаций и финансы домохозяйств).
Финансовая система, как форма
организации денежных отношений,
может быть подразделена на
три взаимосвязанные подсистемы
обеспечивающие формирование и
использование финансовых ресурсов
соответственно:
(а) у хозяйствующих
субъектов,
(б) у населения,
(в) у государства и
органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных
подсистем используются специфические
формы и методы образования
и использования финансовых ресурсов;
каждая из них имеет собственное функциональное
назначение и соответствующий финансовый
механизм, ориентированный на достижение
собственных целей каждого из субъектов
экономических отношений.
Существующие различия, как в
функциональном назначении указанных
подсистем, так и в методах,
способах формирования и использования
финансовых ресурсов делают целесообразным
выделение обособленных систем
финансовых отношений: (1) финансы
организаций (хозяйствующих субъектов);
(2) публичные финансы (государственные
и муниципальные финансы); (3) финансы
домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь,
подразделяются на отдельные
звенья (частные подсистемы) в зависимости
от механизма формирования и
использования денежных фондов
у конкретных экономических субъектов.
Основой финансовой системы
являются децентрализованные финансы,
поскольку именно в этой сфере
формируется преобладающая доля
финансовых ресурсов государства.
Часть этих ресурсов перераспределяется
в соответствии с нормами финансового
права в доходы бюджетов всех
уровней и во внебюджетные
фонды. При этом значительная
часть указанных средств в
дальнейшем направляется на финансирование
бюджетных организаций; коммерческих
организаций виде субвенций, субсидий,
а также возвращается населению
в форме социальных трансфертов
(пенсий, пособий, стипендий и
т. п.).
Среди децентрализованных финансов
ключевое место принадлежит финансам
коммерческих организаций. Здесь
создаются материальные блага,
производятся товары, оказываются
услуги, формируется прибыль, являющаяся
главным источником производственного
и социального развития общества.
Централизованные финансы представлены
бюджетной системой, также государственным
и муниципальным кредитом. В Бюджетной»
кодексе РФ бюджетная система
определена как совокупность
бюджетов всех уровней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
которая регулируется нормами
права и основывается на экономических
отношениях. Финансовые ресурсы
бюджетной системы находятся
в государственной собственности
или собственности органов местного
самоуправления (муниципальной собственности).
Функционирование бюджетной системы
России регламентируется Бюджетным
кодексом РФ.
Федеративное устройство России включает
три уровня управления: федеральный уровень,
уровень субъектов Федерации и местный
уровень (органов местного самоуправления).
Каждый из них предполагает наличие собственных
представительных (законодательных) и
исполнительных органов власти, а также
наличие собственного бюджета. Бюджеты
являются финансовой основой управления
государственных и муниципальных органов
власти. |