Финансовая система развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Устройство государственных финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой федерации.

Файлы: 1 файл

4к.5Пот.Фик.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные  отношения  приобретают всеохватывающий характер, финансы представляет собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением  и использованием централизованных и   децентрализованных фондов. Финансы неотъемлемая часть денежных ресурсов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Устройство государственных финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой федерации.

Опыт построения и функционирования финансовой системы развитых стран, на данном этапе представляет интерес для нашей страны. Поэтому изучение  финансовой системы развитых стран целесообразно, с точки зрения возможного использования некоторых ее моментов в устройстве государственных финансов России.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы таких развитых стран как США, Япония, Германия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственные финансы развитых стран – их состав и структура.

 

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы".

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно  выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы  – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение  - всегда финансовое отношение.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение  финансов.

Финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

 

 

Рис. 1. Институциональная структура финансовой системы страны

 

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

На современном этапе  государственная финансовая система  в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы  его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно  связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный бюджет развитых стран.

Финансовая система ФРГ.

Финансовая система Германии состоит из трех звеньев: федерального бюджета; региональных (земельных) бюджетов; местных бюджетов (более 11 тыс. общин). Кроме того, в финансовую систему входят специальные правительственные и внебюджетные фонды, Фонды Федеральной железной дороги и Федеральной почты,  государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду.

 

Рис. 2. Финансовая система Германии.

 

Вся страна разбита  на финансовые округа. Связующим звеном  
между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов. 
Формально все звенья бюджетной системы самостоятельно  
составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

Бюджетный год  в ФРГ совпадает с календарным.

Федеральный бюджет состоит из запланированных расходов и запланированных расходов федерации. Доходы формируются путем аккумуляции налоговых и неналоговых платежей. Налоговые поступления составляют четыре пятых всех доходов бюджета. Неналоговые поступления складываются из прибыли государственных предприятий и рентных платежей. К неналоговым также относится многомиллиардная прибыль Немецкого федерального банка. Меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале. Расходы федерального бюджета обеспечивают функционирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

 19 марта 2007г. федеральное статистическое ведомство впервые опубликовало данные о финансовом имуществе госсектора, в который входят федерация, федеральные земли, коммуны, их отдельное имущество, а также объединения целевого назначения. В конец 2005г. общая сумма государственного финансового имущества составляла 229 млрд. евро. Наибольший удельный вес у федерации (31% или 71,5 млрд. евро). Финансовое имущество федеральных земель оценивается в 54,5 млрд. евро (24%), а коммун – в 46,7 млрд. евро (20%). Отдельное имущество федерации составляет 27,9 млрд. евро (12%), федеральных земель – 10,1 млрд. евро (4%), коммун – 2,5 млрд. евро (1%). Сюда относится также отдельное имущество объединений целевого назначения (6,7 млрд. евро или 3%), а также отдельное имущество фондов и предприятий государственного сектора (8,7 млрд. евро или 4%). Основная часть государственного финансового имущества состоит из предоставленных кредитов (83,7 млрд. евро или 37%). Наличные деньги и денежные вклады имеют объем в 58 млрд. евро (25%), а ценные бумаги – 11,3 млрд. евро (5%). Прочие долговые обязательства, которые невозможно статистически подразделить, оцениваются в 75,8 млрд. евро (33%).

При исполнении бюджетного плана федеральное правительство обязано выполнить решение законодателей, но оно осуществляет расходы только в том случае, если они легитимизированы другими специальными законами (например, законом о заработной плате государственных служащих).

Контроль за исполнением бюджета осуществляется в виде “сопровождающего” и “последующего” контроля. “Сопровождающий” проводится Федеральной счетной палатой - независимым постоянным действующим органом государственного финансового контроля. При “последующем” контроле этот орган составляет отчет о результатах ревизии, который становится основой для проведения парламентского контроля. Кругооборот бюджета заканчивается одобрением бундестагом и бундесратом отчета об исполнении бюджета, который составляется Министерством финансов и рассматривается Федеральной счетной палатой.

В первом полугодии 2007 года суммарный баланс центрального, федерального и муниципального бюджетов Германии оказался положительным. Общая сумма профицита составила 1,2 миллиарда евро, или 0,1 процента от ВВП. За тот же период прошлого года Германия получила дефицит бюджета в 23 миллиарда евро. Бюджет Германии вышел в плюс впервые после объединения Западной и Восточной ее частей в 1990 году. Причиной улучшения ситуации стала благоприятная конъюнктура и повышение налога на добавленную стоимость с 16 до 19 процентов в начале 2007 года. Согласно новому прогнозу институтов, в 2008 году реальный ВВП вырастет на 2,2%. и что государственный бюджет должен быть сбалансирован и что профицит бюджета в  2008 году – 0,3% от ВВП. Ожидается, что Европейский центральный банк повысит процентные ставки до 4,25% во второй половине 2008 года. Ключевая процентная ставка в настоящее время составляет 4,0%. А так же на 2008 г. запланирована правительственная реформа налогообложения предпринимателей. Согласно проекту реформы, общий налог на доход компаний будет сокращен до 29,83% по сравнению с 38,65% в настоящее время.

В 2008 году рост экспорта, как ожидается, замедлится до темпов 6,5% по сравнению с весенним прогнозом 8,1%. Как ожидается, импорт повысится на 6,9% в 2008 году. Предыдущий прогноз предполагал рост импорта в 2008 году на 8,4% после роста на 11,1% в 2006 году.

Институты ожидают  роста потребительских цен на 2,0% в 2008 году.

Институты сообщили, что их прогноз действителен при  условии, что цены на нефть в 2007 и 2008 годах составят в среднем 80 долларов за баррель и что евро будет  торговаться около 1,40 доллара США.

Согласно проекту, представленному 11 сентября 2007года министром финансов Пеером Штайнбрюком, общие расходы федерального бюджета в следующем году должны составить 283,2 миллиарда евро, что на 4,7 процента выше уровня текущего года. Налоговые поступления в бюджет, по мнению экспертов, достигнут 237,1 миллиарда. Сумма новых кредитов составит 12,9 миллиарда. Еще 33,2 миллиарда правительство планирует получить из других источников.

Основные правила функционирования финансовой системы Германии закреплены в Финансовой конституции ФРГ, которая является самым крупным разделом Основного закона страны. Этот документ регулирует отношения между федерацией, землями и общинами, гарантируя их устойчивость и предотвращая негативное воздействие политической конъюнктуры (например, в результате смены кабинетов). Главной целью финансовой конституции является достижение единого (и высокого) жизненного стандарта на территории всей страны, для чего государство перераспределяет ресурсы и предоставляет общественные блага в равной мере всем территориям. Под перераспределением понимают совокупность финансовых отношений между звеньями бюджетной системы. Другими словами, при перераспределении ресурсов происходит реализация “механизма финансового выравнивания”, который воплощает на практике идеи бюджетного федерализма.

В Германии существует два  вида финансового выравнивания: вертикальное и горизонтальное.

При вертикальном выравнивании федеральный центр перераспределяет регионам часть своих финансовых ресурсов. Так, в 1999г. из федерального бюджета регионам было перечислено примерно 26 млрд. марок в виде субсидий. Около 6,4 млрд. марок в форме специальных выплат предоставлено городам-землям Берлину, Гамбургу и Бремену. Девять из 16 земель ( в том числе 5 западных) получают федеральные субсидии (ежегодно около 1,5 млрд. марок) в связи с непропорционально высокими расходами на политическое управление.

Горизонтальное выравнивание состоит в помощи более богатых земель (западных: Бавария, Баден-Вюртемберг) менее  богатым (восточным: Саксония) и базируется на двух показателях - финансовой силе и выравнивании. Первый показывает величину собираемых землями налогов, а в отдельных случаях корректируется с учетом их особых финансовых потребностей (например, необходимости содержать порты, которыми пользуются все земли). Второй показатель отражает соотношение доходов, получаемых землей, и численности ее населения (здесь также не обходится без корректировок, учитывающих, например, размеры городов, поскольку считается, что финансовые потребности жителей мегаполисов существенно выше и они играют важную роль в жизни жителей окрестностей). 
В результате горизонтального выравнивания даже в самой бедной земле уровень финансовой обеспеченности достигает 99,5% среднегерманского. Между тем наиболее сильные федеральные земли - Баден-Вюртемберг, Бавария и Гессен - выступили против такого перераспределения, так как оно не стимулирует эффективную экономическую политику. Федеральный конституционный суд вынес решение об отмене механизма горизонтального выравнивания к концу 2004г.

Информация о работе Финансовая система развитых стран