Финансовая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы.
Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.
Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями в их хозяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе производства. Материальной основой финансов является производство.
Изучение экономической структуры

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы……………………………..6
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ………….………………………..11
ГЛАВА 3. . Финансовый контроль. Управление
финансами …………………………………………………………………….17
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА..…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………….34

Файлы: 1 файл

Финансовая система в РК.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

    Государственный бюджет - экономическая категория, свойственная различным общественным формациям.

    Госбюджет является основным финансовым планом, выражает совокупность экономических отношений, возникающих в связи с распределением общественного продукта в масштабе государства. Как основной финансовый план госбюджет является формой проявления этой категории.

    Доходы  госбюджета складываются из статей:

  • НДС
  • акцизы (косвенный налог)
  • налог на прибыль предприятий, объединений, организации
  • налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринимательской деятельности)
  • госпошлина, местные налоги и доходы
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, импортные, пошлины)
  • плата за природные ресурсы
  • прибыль Нацбанка РК
  • земельный налог, рентные платежи и др.

    Расходы госбюджета РК:

  • финансирование народного хозяйства (АПК, транспорт и др.)
  • финансирование социально-культурных мероприятий
  • финансирование науки на оборону
  • на содержание органов государственной власти
  • на содержание правоохранительных органов

    Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономических, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.

    Формирование  доходов Государственного бюджета - важный процесс, определяющий возможности государства в направлении средств на основные цели: развитие производственное и социальной сферы, финансирование социально-культурных мероприятий, затраты на содержание органов хозяйственной власти и управления, оборону. Порядок исчисления различных видов поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования, объемов поступления платежей в бюджет, при этом главным условием является обеспечение устойчивого поступления средств.

    Важным  требованием к государственному бюджету является его адекватность общеэкономическому развитию. Это объясняется использованием среднесрочного финансового планирования, которое позволяет осознать потребность в действиях в рамках финансовой политики.

    Другим  важным требованием к организации государственного бюджета является включение в него лишь тех расходов, которые необходимы для выполнения госзадач. Это обеспечивается острой "конкуренцией потребностей" за ограниченные финансовые средства. Важным условием является отработанные процедуры контроля, осуществляемого как парламентом, так и министерством финансов.

    Бюджет  должен быть информативен и содержать  сведения в наиболее ясной для  понимания форме. В связи с  этим важное значение приобретает принцип  единства и полноты бюджета. Это означает, что доходы и расходы должны быть объединены в рамках одного бюджета и должны быть представлены все поддающиеся предвидению расходы и доходы.

    Принцип достоверности бюджета означает, что все доходы и расходы следует  определить и отразить в бюджете с наиболее важной точностью. Цифровые величины и отраженные в них обстоятельства не подлежат искажению или сокрытию. Точность отображения в проекте бюджета всех намеченных доходов и расходов зависит от наличия информации о текущем бюджете.

    Экономическая сущность расходов госбюджета выражается в том. что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопления капитала. Бюджетные расходы служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.

    Состав  и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим  содержанием и задачами, которые стоят перед государством.

     Расходы по роли в общественном воспроизводстве  можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.

     Ко  второй группе относятся затраты  бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, оборону и управление государством.

     Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств.

     Бюджет  в основном несет расходы, связанные  с экономическими функциями государства. С переходом на рыночные условия  хозяйствования бюджет должен изменяться. Реализация расходной части бюджета может быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только самых необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно по прямому назначению предприятиям.

     Существенным  в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности госпредприятий за финансовые результаты.

     Распределительный характер бюджетных операций позволяет  государству превратить бюджет в экономический рычаг воздействия на производство, стимул общественного процесса; в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами - ценой и т.д. Однако, государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой, в основной финансовый план РК. Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование  предусмотренных  государством  мер  по  социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов в распоряжении государства, а с другой стороны, оказывать активное влияние на выявление дополнительных внутрихозяйственных резервов. улучшение качественных показателей работы предприятий и отраслей, проведение режима экономии во всех звеньях народного хозяйства.

    Государственный бюджет характеризуется такими важными  чертами: он имеет силу закона; в  нем находят непосредственное отражение  программы, направленные на развитие общественного  производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

    В процессе становления госбюджета используются и уточняются макроэкономические, финансовые и производственные показатели, выявляются дополнительные доходы и неиспользованные резервы, координируются связи всех звеньев финансово-кредитной системы, а также достигается согласование показателей экономического и социального развития с финансовыми и кредитными ресурсами.

    Государственный бюджет - действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных показателей, отражающих многообразные связи бюджета с хозяйством создает основу для их использования, в целях контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.

    Для стабилизации поступлений доходов  в госбюджет в 2000 г. правительству необходимо:

  1. Взимание налогов обеспечить в соответствии с налоговым кодексом РК.
  2. Исключить практику предоставления налоговых льгот, не предусмотренных законодательством РК.

    В целях сокращения расходов госбюджета требуется правительству:

  1. ограничить объем субсидий из республиканского бюджета;
  2. проводить разумную стратегию в области внешнего заимствования, предоставляя гарантии только в отношении валютоокупаемых проектов;
  3. установить жесткий контроль за использованием направляемых на эти цели средств;
  4. сократить уровень дотирования сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

    Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм. отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

    Еще одним важным звеном являются местные  финансы, роль и влияние которых  повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

    Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. 
 
 
 

 

ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ 

      Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

      По  определению, финансовый контроль - это  совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

      Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

      Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

      Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

      Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

      Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

      Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

      Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан