Финансовая система РФ и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи исследования: изучить теоретические основы функционирования финансового рынка, подчеркнуть особенности российского фондового рынка, сформулировать тенденции и направления развития российского рынка ценных бумаг и его регулирования на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие, структура и функции финансового рынка 5
2.Структура финансового рынка в РФ 8
3.Проблемы финансового рынка в РФ. 10
4.Перспективы развития 20
Заключение 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 74.67 Кб (Скачать файл)

1) Законодательство РФ не в полной мере обеспечивает защиту прав собственности на ценные бумаги, в частности:

а) практически отсутствует необходимая законодательная база учета прав на ценные бумаги,

б) не решена проблема незаконного использования инсайдерской информации,

в) меры административной ответственности не адекватны тяжести нарушений при осуществлении учета прав на ценные бумаги,

г) не установлены меры уголовной ответственности за нарушение при осуществлении учета прав на ценные бумаги.

В качестве одной из важных мер решения перечисленных проблем может стать развитие деятельности Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка. Однако, эта мера должна сопровождаться законодательными мерами, направленными на совершенствование учета прав на ценные бумаги.

2) Существенной проблемой остается управление рисками операторов фондового рынка (брокеров, дилеров, доверительных управляющих).

Это связано с отсутствием эффективной системы пруденциального надзора за их деятельностью, в том числе с отсутствием полномочий регулятора фондового рынка по введению временных администраций, ограничению операций, по осуществлению организационных мер, направленных на восстановление финансовой устойчивости операторов фондового рынка с целью защиты интересов инвесторов.9

Серьезным источником рисков на фондовом рынке является наличие конфликта интересов в деятельности операторов рынка. При этом существующее сегодня правовое регулирование российского фондового рынка закрепляет принцип интересов инвесторов, однако не содержит других необходимых ограничений.

Остается актуальной проблема мультипликации рисков, являющаяся результатом совмещения брокерско-дилерской и банковской деятельности. В этой связи необходимо ограничить деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг и (или) создать систему контроля за рисками в деятельности кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг.

3) Отсутствует специальное регулирование «розничных» финансовых брокеров, дающих рекомендации инвесторам по вопросам инвестиций. Их решению посвящены специальные рекомендации IOSCO, принятые в сентябре 2003 года и направленные на предотвращение конфликта интересов, который возникает при совмещении брокерами собственной инвестиционной деятельности с деятельностью по предоставлению инвесторам рекомендаций, а также на предотвращение использование аналогичной информации до ее раскрытия.

4) Недостаточно эффективна деятельность организаторов торговли по обеспечению справедливого ценообразования.

Необходима реализация ряда мер, направленных на повышение эффективности организаторов торговли. Одной из таких мер является преобразование организаторов торговли в акционерные общества с разделением интересов их акционеров и участников торговли.

Кроме того, недопустимо сохранение в капитале организаторов торговли преобладающей доли отдельного участника, в том числе государственных организаций.

5) Важной проблемой современного российского фондового рынка остается недостаточная капитализация финансовых посредников на различных секторах финансового рынка, одной из причин которой является неблагоприятный налоговый режим, препятствующий росту собственных средств финансовых организаций.

Для операторов фондового рынка капитализация не имеет такого принципиального значения, как для банковского или страхового сектора, так как они не берут на себя риски, связанные с исполнением обязательств перед вкладчиками или застрахованными лицами, Однако размер собственного капитала операторов фондового рынка должен быть адекватен их операционным рискам.10

6) Недостаточное развитие первичного рынка ценных бумаг.

Начинает активизироваться процесс выхода предприятий «второго эшелона» на рынок корпоративных облигаций. Однако динамика этого процесса недостаточна.

Необходимо иметь в виду, что получение внешнего финансирования на фондовом рынке доступно лишь относительно крупным предприятиям. Мелкие предприятия никогда не смогут получить финансирование с фондового рынка.

Привлечение инвестиций на рынке акций - дело более отдаленного будущего. Это связано с последовательностью прихода предприятий - реципиентов на различные сектора финансового рынка. Как показывает опыт стран с развивающимися финансовыми рынками, в первые 10-15 лет развития рыночной экономики внешнее финансирование (имеется в виду финансирование за счет внешних по отношению к самому предприятию источников - то есть кроме собственных средства) носит преимущественно долговой характер - через банковские кредиты и облигационный рынок, и лишь после этого начинается период финансирование через размещение акций.11

Переход к долевому финансированию в значительной мере сдерживается недостаточной емкостью долговых рынков - рынка банковского кредитования (вследствие неэффективности банковской системы) и облигационного рынка (начавшего интенсивное развитие лишь с 2001 года после принятия Стандартов эмиссии), развитию рынка IPO также препятствуют и те негативные условия хозяйствования, в которых находятся российские предприятия.

Числу таких условий относятся незащищенность прав собственника, широкое распространение нерыночных форм присвоения корпоративных доходов менеджерами и собственниками, не стимулирующий инвестиции налоговый режим и другое. И при этом, что сам фондовый рынок проявляет все больший интерес к акциям «второго эшелона».

В 2008 году начался российский финансовый кризис. Начался он как «кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

Удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта; политических ошибок российского руководства. Если все три фактора сравнимы, то «с середины года рынок потерял около 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России - из-за конфликта с Грузией и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки на «Мечел»12

Начавшееся в конце мая 2008 года снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвал в конце июля. По мнению ряда СМИ и финансовых аналитиков, первое резкое падение котировок произошло вследствие заявлений премьер-министра Владимира Путина в адрес руководства компании «Мечел» 24 июля. Начался кризис фондового рынка.

Если говорить о современных тенденциях развития финансового рынка и экономики страны в целом, то мы наблюдаем восстановление экономики из-за притока инвестиций, повышению котировок, что несомненно говорит о повышении инвестиционного климата в России.13

 

 

  1. Перспективы развития

Условия развития мирового финансового рынка осложняются в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности  российского финансового   рынка и формирование  в   России  самостоятельного  финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической  политики.14

Задача создания самостоятельного  финансового  центра  в   России  предполагает совершенствование налогообложения  на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата  невозможно качественно повысить ликвидность  рынка финансовых инструментов и  привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного  развития  организованного рынка финансовых инструментов.

В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения  на российском финансовом рынке, чем  налоговые режимы, существующие в  странах, в которых действуют  конкурирующие финансовые центры. Такие  меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период.

Сложившаяся ситуация на мировых  финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому  финансовому рынку требуют не только скорейшего завершения выполнения положений Стратегии  развития   финансового   рынка  Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, но прежде всего формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию  регулирования  финансового  рынка  в Российской Федерации. Отдельные ранее высказанные инициативы и предложения необходимо концептуально пересмотреть с учетом новых вызовов, предъявляемых динамично меняющимся устройством мирового финансового   рынка .

В 2006-2008 годах в соответствии со стратегией развития финансового  рынка  Российской Федерации на 2006 - 2008 годы были разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.15

Для обеспечения доступности  информации о ценных бумагах и  прозрачности сделок с ними подготовлены изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.

В целях создания условий  для дальнейшего развития рынка  производных финансовых инструментов был разработан в 2008 году проект федерального закона "О внесении изменений  в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации", который предполагает совершенствование режима налогообложения  операций с производными финансовыми  инструментами налогом на добавленную  стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.16

Также подготовлен проект федерального закона, направленный на введение механизма ликвидационного  неттинга. Отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам в случае введения процедур банкротства в отношении одного из ее участников в настоящее время является одним из факторов, сдерживающих развитие рынка производных финансовых инструментов.

Вместе с тем по состоянию  остаются нереализованными отдельные  важные задачи, определенные Стратегией  развития   финансового   рынка  Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в частности:

- создание правовых механизмов, направленных на предотвращение  инсайдерской торговли и манипулирования  на финансовом рынке;

- построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- создание условий для  секьюритизации финансовых активов;

- правовое регулирование  осуществления выплат компенсаций  гражданам на рынке ценных  бумаг;

- формирование массового  розничного инвестора;

- развитие производных  финансовых инструментов.

В части определения путей  построения инфраструктуры финансового рынка  ряд инициатив требует корректировки подходов к их реализации.

До 2020 года необходимо решить следующие задачи  развития   финансового   рынка :

- повышение емкости и  прозрачности финансового рынка;

- обеспечение эффективности  рыночной инфраструктуры;

- формирование благоприятного  налогового климата для его  участников;

- совершенствование правового  регулирования на финансовом  рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка  потребуется:

1)внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

2) расширение спектра  производных финансовых инструментов  и укрепление нормативной правовой  базы срочного рынка; 

3) создание возможности  для секьюритизации широкого круга активов;

4)повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.17

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

1) унификация регулирования  всех сегментов организованного  финансового рынка;

Информация о работе Финансовая система РФ и перспективы ее развития