Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1 Финансы как целостная экономическая категория. 7
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации 8
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 16
2.1 Характеристика финансовой системы РФ 16
2.2. Анализ финансовой деятельности государства 20
2.3 Перспективы финансового благосостояния населения России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Библиография 38

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ мое.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим перспективы  дальнейшего экономического развития государства с точки зрения стабильности реальных доходов населения.

В уже упоминавшемся  проекте Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) Правительства РФ содержится прогноз основных показателей социально-экономического развития страны (см. Приложение 1), согласно которому уровень безработицы в 2003 году составит 8-8,2 % экономически активного населения России, а реально располагаемые доходы населения возрастут по отношению к 2002 году на 8,3 %.

По мнению Правительства, для создания в среднесрочной  перспективе нормально функционирующего, цивилизованного рынка труда, который  выступает необходимым условием для экономического развития, необходимы следующие меры:

• продолжение работы по приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики;

• подготовка нормативных  правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса;

• реализация Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, предусматривающей подготовку и реализацию комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в долгосрочной перспективе перейти к эффективной занятости населения, обеспечивать развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда;

• введение законодательного запрета увязки приема на работу с  обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы;

• разработка среднесрочного и долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, совершенствование  анализа, прогноза и мониторинга  рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы, разработка системы профессиональных стандартов;

• поэтапное приближение  минимального размера оплаты труда  к величине прожиточного минимума; создание экономических, организационных  и других условий, обеспечивающих своевременную  и в полном объеме выплату заработной платы;

• совершенствование  досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами  защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав;

• совершенствование  коллективно-договорного регулирования  трудовых отношений, процедур переговорного  процесса, обеспечение независимости  профсоюзных организаций от работодателя;

• совершенствование  системы обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности  механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования;

• содействие привлечению  иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения  экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсам. Предполагается как содействие возвращению в  страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, вовлечению их в российский социум, усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда;

• разработка комплекса  мер по содействию добровольному  переселению в Российскую Федерацию  российских граждан из государств –  участников СНГ и стран Балтии; в том числе предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, а также меры по развитию системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств-участников СНГ и стран Балтии;

• оптимизация внутренних миграционных процессов и обеспечение  свободного перемещения рабочей  силы, разработка мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного  населения из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской Федерации.

Целями государственной  политики в области социальной поддержки  населения на рассматриваемый период являются:

• снижение бедности, смягчение  ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

• повышение эффективности  социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

• улучшение положения  и качества жизни граждан из так называемых групп риска;

• расширение рынка и  повышение качества предоставляемых  социальных услуг в целях обеспечения  свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:

• изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной  социальной помощи», а также принятие иных нормативных правовых актов  в сфере оказания государственной  социальной помощи в целях разграничения  полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов; совершенствования процедуры проверки нуждаемости ее получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации;

• развитие программно-целевых  и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению  социальных услуг с целью обеспечения  эффективного доступа граждан к  получению услуг;

• создание условий для  привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций;

• разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих  различные виды социальных услуг, на основе социальных регламентов и системы оценки качества выполнения социальных программ; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств;

• осуществление государственной  поддержки инвалидов в рамках реализации федеральных целевых  программ «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», в том числе и аналогичных региональных целевых программ, а также подпрограммы «Дети-инвалиды на 2003-2006 годы»;

• дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному  обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;

• комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать  единую систему сбора, хранения и  представления информации, характеризующей  состояние социальной сферы Российской Федерации.

Правительство предполагает, что обеспечение в ближайшие два года высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 23-26 %. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, реальная заработная плата возрастет на 27-30 %.

Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров. Уровень бедности снизится с 25 % в 2002 г. до 22-23 % в 2005 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Финансовая политика играет важнейшую  роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный  в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время  в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным — внешним  — характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что же касается внутреннего  устройства и основных принципов  действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.

Среди существенных недостатков  действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

— ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его  благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

— отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в  расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

— нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

Следовательно, все названные  проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в  рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

 

Библиография

 

  1. Конституция Российской Федерации. 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 г.; Часть вторая от 26 января 1996 г.. (с изменениями от 20 февраля 1996 г.; от 12 августа 1996 г.; от 24 октября 1997 г.; от 8 июля 1999 г.; от 17 декабря 1999 г.; от 16 апреля 2001 г.; от 15 мая 2001 г., от 21 марта 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 1998 г. (с изменениями от 5 августа 2000 г.; от 8 августа 2001 г.)
  4. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 1 53 (1). Ст. 5030.
  5. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» // Собрание законодательства РФ. Часть I. 2002. № 52. Ст. 5132.
  6. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 29 апреля 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.
  7. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1 (I). Ст. 10.
  8. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 16. Ст. 1278.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 г. № 1072-р.
  10. Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2004 года // http:// www.budgetrf.ru/
  11. Аванесов А.Н. Экономика Японии: Учебное пособие. — М., 1983.
  12. Банковское дело и финансирование инвестиций / Под ред. Н. Брука. Т. 1. Ч.1. — М., 1995.
  13. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. — М., 1998.
  14. Бирман А.М. Очерки теории советских финансов. — М., 1980.
  15. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1.
  16. Вся Россия. 2003. Май. Статистический справочник. — М., 2003.
  17. В России у человека нет права на достойную жизнь. Интервью с О. Мироновым // Независимая газета. 2002. 
  18. Ефимов В.А. Российские ученые предлагают премьер-министру новую модель развития экономики // Правда. 2002. 19 июня.
  19. Международная научно-практическая конференция по проблемам финансового права (бюджет — налоги — банки) // Государство и право. 1998. № 10. С. 5-14.
  20. Нешитой А.С. О состоянии экономики и финансов Российской Федерации // Финансовый менеджмент. 2001. № 4.
  21. Панов Д. В поисках внутреннего контура развития или Скромное обаяние стабильности // Независимая газета. 2002. 14 декабря.
  22. Финансовое право / Отв. ред. Химичева Н.И. — М., 2002.
  23. Финансы / Под ред. Ковалевой А.М. — М., 1996. 
  24. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник/Под ред. Бабич А. М, Павловой Л. Н. — М., 2000.
  25. Финансы: Учебник/Под ред. Дробозиной Л. А. — М., 2001.
  26. www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ
  27. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»
  28. www.gks.ru  - официальный сайт Госкомстата РФ

Информация о работе Финансовая система РФ