Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Финансово-кредитная система - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и, прежде всего, бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….....3
Финансовая система, её звенья……………………………………………………...3-4
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации………….4-5
Федеральный бюджет РФ…………………………………………………………..5-6
Внебюджетные фонды……………………………………………………………...6-7
Правовые основы государственного кредита……………………………………….7
Основы классификации государственных займов………………………………..8-9
Фонды страхования………………………………………………………………….9-10
Особенности финансов хозяйствующих субъектов………………………………10-11
Среднесрочный прогноз развития финансовой системы РФ (2010 – 2015 гг.)…..11
Динамика глобальной экономики: воздействие на финансовые системы мира и России……………………………………………………………………………….11-12
Мировая финансовая архитектура и динамика: прогнозируемое воздействие на финансовую систему России………………………………………………………..12
Прогноз развития финансовой системы России на основе ее сложившейся модели, архитектуры, долгосрочных тенденций, деформаций…………………………..12-13
Потенциал системного риска финансовой системы России, угрозы локальных финансовых кризисов в 2010 – 2015 гг……………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….13-14
Литература…………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Финансовая система РФ .doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального  страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,

следовательно, целевые федеральные бюджетные  фонды, средства которых

консолидируются в федеральном бюджете это:

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

Фонд Министерства Российской Федерации по атомной  энергии;

Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной  службы

налоговой полиции Российской Федерации,

новым законодательством  не включаются в состав государственных  внебюджетных фондов. Причина состоит  в том, что в настоящее время  средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность.       Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

 

                4. Правовые основы государственного кредита.

 

В настоящее время государственный  кредит регулируется Законом “О государственном  внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным  внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит  из задолженности прошлых лет  и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут  быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных  займов, осуществляемых посредством  выпуска ценных бумаг от имени  Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта  деятельность называется управлением  государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего  валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение  задолженности Внешэкономбанка  физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности  физическим лицам - резидентам бывшего  Союза ССР использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими  предприятиями, организациями, в том  числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению  внутреннего валютного долга. Нужно  иметь в виду, что государство  ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены.

4.1. Основы классификации государственных займов.

 

Основными видами ценных бумаг  по государственному кредиту являются государственные займы, государственные  казначейские обязательства (КО) и государственные  краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные  займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

  1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
  2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
  3. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на :

    а) реализуемые только  среди населения. Так, специально    для населения был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года”;

    б)  реализуемые только среди юридических  лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

    в) реализуемые как  среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

  1. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

      а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

   б)  выигрышные, где получатель  получает доход в форме выигрыша  в момент погашения облигации,  доход выплачивается только по  тем облигациям, которые попали  в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако  они сейчас в РФ не выпускаются;

    в) беспроцентные (целевые)  займы предусматривают выплату  доходов держателям облигаций  или гарантируют получение соответствующего  товара, спрос на который в  момент выпуска займа не удовлетворяется.

  1. Займы могут делиться по методам размещения. Они  делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

    Принудительные займы  применяются только в   тоталитарных  государствах. Займы по подписке  близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

  1. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

    Безоблигационные займы  оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей  в долговых книгах и выдачей  особых обязательств.

    Все условия межправительственных  займов фиксируются в специальных  соглашениях, где оговаривается  уровень процента, валюта предоставления  и погашения займа и другие  условия.

    Внешние облигационные  займы на иностранных денежных  рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

  1. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена  обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных  займов.

На банковскую систему возложена  обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению  и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов  и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными  и исполнительными органами государственной  власти.

В соответствии с Законом “О государственном  внутреннем долге РФ”. Правительство  РФ публикует ежегодно, не позднее  мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

 

 

5. Фонды страхования.

 

       Из фондов, традиционно  относящихся к учреждениям социального  страхования, у нас действуют  только следующие:

  • пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по большей степени не к сфере социального страхования;
  • фонд социального страхования, также не могущий служить основой для создания в России стройной системы социального страхования;
  • фонд занятости, основной задачей которого должно быть страхование на случай безработицы;
  • фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.

Нет в России такого важного вида социального страхования, как страхование  от несчастных случаев.

      В связи с различиями в объектах  страхования всю совокупность  страховых отношений можно разделить  на пять отраслей: имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков

   Социальное  страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

       Социальное страхование как финансовая  категория представляет собою  часть денежных отношений по  распределению и перераспределению  национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

   Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц.

Информация о работе Финансовая система РФ