Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………...4
1.1 Структура финансовой системы………………......................4
1.2 Функции и принципы построения финансовой системы……..9
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………….........13

Файлы: 1 файл

Ф и К в 1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

1. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………...4

    1. Структура финансовой системы………………......................4

1.2 Функции и принципы построения финансовой системы……..9

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованной литературы……………………………….........13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая  система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая  жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи  с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как  таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно  иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

 

 

 

 

  1. Сущность и структура финансовой системы

1.1 Структура финансовой системы

Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: 

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых  способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов; 

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации  составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1) Бюджетная  система, состоящая из федерального  бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2) Государственные  внебюджетные фонды (регулированию  которых посвящена непосредственно  глава 17 БК РФ. Так, согласно  ст. 144 БК, государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) .

3) Фонды страхования.

Фонды страхования - это резервные фонды, которые предусмотрены для того, чтобы при необходимости возмещать ущерб пострадавшим лицам. Подобный фонд неразделимо связан с общественным производством в специализированных сферах.

Такой фонд представляет собой важный элемент и резерв для поступления материальных средств, который формируется из платежей и взносов страхователей.

4) Государственный  кредит.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

5) Финансы хозяйствующих  субъектов (ресурсовые фонды). 

Финансы хозяйствующих  субъектов представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования  их денежных фондов; являясь ведущим  звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением:

  • а) фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли и пр.);
  • б) фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
  • в) фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам).

6) Фондовый рынок.

Сначала рассмотрим общегосударственные финансы. Основой  общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень  – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты  субъектов РФ  и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

третий уровень – местные  бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее государственным  устройством – в унитарных  государствах бюджетная система  имеет два уровня – государственный  бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

К общегосударственным  финансам относятся также государственные  социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

Общегосударственные финансы органически связаны  с другими звеньями финансовой системы.

С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый  в сфере материального производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Финансы предприятий  связаны также с кредитной  системой. При недостатке собственных  денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены их единой сущностью.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.

- Финансы некоммерческих  организаций принимают косвенное  участие в воспроизводственных процессах, так как цель функционирования этих организаций не связана напрямую с получением прибыли. Функционирование некоммерческих организаций направлено на предоставление общественно значимых социальных услуг, потребление которых сопровождается высоким внешним эффектом для общества и каждого конкретного его члена. Например, образование является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное развитие.

 

1.2 Функции  и принципы построения финансовой системы.

 

В современных  условиях наиболее распространенным является принцип фискального («фискал» – казенный, «фискальный» – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при построении финансовой системы России.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

  • экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;
  • формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;
  • взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;
  • доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все  процессы по перераспределению общественного  продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Функции финансовой системы. Американский экономист Р. Масгрейв сформулировал три классические функции, выполняемые финансовой системой: аллокация ресурсов; перераспределение доходов; стабилизация экономики.

Функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может и не желает предоставлять частный сектор: внутренняя и внешняя безопасность (полиция, армия); создание транспортной сети (дороги, освещение); строительство городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация) и т. д. Предоставление такого рода благ предполагает, что часть имеющихся производственных ресурсов будет израсходована иначе, чем это было бы сделано частным сектором, т. е. будет осуществлена аллокация ресурсов.

Целью функции перераспределения доходов является корректировка распределения доходов и имущества для достижения большей социальной справедливости. Перераспределение доходов основывается на двух основных правилах. Во-первых, лица, имеющие повышенный доход, вносят в фонд общества по своим относительным размерам долю, превышающую получаемую ими общественную помощь. Во-вторых, лица с низкими доходами получают от государства больше, чем вкладывают в общий финансовый фонд.

Информация о работе Финансовая система РФ