Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства в условиях рыночных отношений со стороны ее сущности, роли и влияния на экономику и рассмотрение особенностей данной проблемы применительно к экономике России.
Задачи работы:
- дать определение «финансовой политики государства», выяснить ее задачи;
- описать принципы формирования финансовой политики государства;
- изучить составляющие финансовой политики государства;
- рассмотреть современную финансовую политику в России.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3

1. Финансовая политика государства: понятие, задачи___________________ 5

2. Принципы формирования финансовой политики государства___________ 8

3. Составляющие финансовой политики государства___________________ 11

4. Современная финансовая политика в России________________________ 15

Заключение _____________________________________________________ 19

Список литературы _______________________________________________ 20

Файлы: 1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

7. Большое значение  имеет стабилизация валютного  курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.

8. Одна из  проблем федерального бюджета - повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.

9. Для формирования  доходной базы бюджетов всех  уровней особое значение имеет  проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми  потоками государства возникают  временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета. Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.

10. Необходима  ориентация финансовой и денежно-кредитной  политики России на ее геополитические  интересы. А они, прежде всего,  находятся в пределах стран  СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов

Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:

обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

сформировать  систему доверительного управления государственной собственностью в  России и за рубежом;

реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование  процентных ставок.

Важно проводить  согласованную финансовую, денежно-кредитную  и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России. 

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. 
Если учесть нынешнюю ситуацию в России, т.е. все еще низкий уровень производства, расстроенные финансы, низкий уровень доходов и капитализации в хозяйстве, то есть основания для специфической трактовки финансовой политики в России и ее основных показателей. В частности, желательно добиться повышения роли кредитной системы и, прежде всего коммерческих банков, а также фондового рынка в мобилизации свободных денежных средств и в направлении их наиболее удачно работающим предприятиям, осваивающим новые виды продукции, успешно конкурирующим с импортными товарами, ведущим активную экспортную деятельность . 
В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства (таблица 1), и вся перспектива экономического роста отдается "на откуп" частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией. Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.
 

Заключение   
Результативность финансовой политики тем, выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. 
Финансовая политика государства имеет большую специфику, оно не ставит своей целью получение прибыли, как обычно экономический субъект, его решения диктуются общественными интересами. 
Ведущее значение имеет финансовая политика государства. В условиях рынка – это главный рычаг экономического воздействия государства. 
Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления использования финансовых ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе. 
Качество финансовой политики оценивается в соответствии с тем, насколько она отвечает интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.  
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку. 
 
Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные  стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

Мешают адекватной оценке экономической ситуации также  требования сельскохозяйственного, промышленного  и военного лобби. В свою очередь  стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, - все это, безусловно, негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете - уровне жизни населения.

Курьезные случаи, когда еще не полученные кредиты  МеждународногоВалютного фонда уже закладывается в бюджет, тоже не прибавляет уверенности в завтрашнем дне. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, я хотел бы выразить надежду, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста.

Кроме этого, я  полагаю, что посильную помощь в  реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно - командного управления государством.   

  

Таблица 1 - Тенденция  сокращения государственных доходов  и расходов в Российской Федерации (в% ВВП) [10, c. 35]

 
Консолидированный бюджет
 
1997г.
 
1998г.
 
2000 г.
 
2001 г.
 
2002 г.
 
2003 г. (оценка)
 
2004 г.
 
2005 г.
 
2008 г.
 
Доходы
 
28,7
 
25,1
 
28,7
 
29,7
 
32,4
 
27,8
 
26,8
 
-
 
-
 
Расходы
 
33,9
 
30,7
 
26,8
 
26,8
 
31,3
 
26,5
 
24,8
 
23,2
 
22,5

 
 
 
Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении, как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов. 
В России проводилась политика сжатия денежной массы как основного рычага против инфляции. Рублевая денежная монетизация ВВП упала с 73,2% в 1990 г. до 12,3% в 1995 г. и находится на уровне 15,9%, по данным за 2002г.  
Российский монетаризм в отличие от западного носил жесткий директивно-рестрикционный характер, что было одной из главных причин (другая - массовая приватизация государственных предприятий) спада, разрушения передовых отраслей, резкого сокращения потребностей в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах. Денежная масса не компенсировала рост цен, что привело к истощению оборотных средств предприятий. . 
В рамках директивной либерально-монетаристской политики не удается эффективно сочетать политику ограничения инфляции и политику экономического роста, поскольку главные факторы инфляции в переходной экономике - неконтролируемое формирование затрат и доходов хозяйствующих субъектов и отсутствие конкуренции во многих секторах рынка, в том числе и на потребительском рынке, в сфере услуг. В России лишь с помощью открытости внутреннего рынка для импортных товаров удается сбалансировать товарное предложение и денежный спрос, причем за счет вытеснения с платежеспособного рынка отечественного производства. Политика ограничения бюджетных расходов и денежной массы порождает отрицательные последствия и для социальной сферы [8, c. 255]. 
 
Таким образом, в России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов. 
 
Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается. 
 
Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ: как минимум удвоение ВВП до 2010 г.; создание современной сильной российской экономики и эффективного государства; преодоление бедности. Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе (налоги) и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики (возврат части ресурсов на восстановление и развитие доходообразующих отраслей). Бюджетная система - это посреднический механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой сферы, социальной сферы и сектора домашних хозяйств (населения) [10, c. 36]. 
 
Государственная финансовая политика выступает важнейшим фактором регулирования финансовой политики предприятий и населения. Переход к рыночным условиям обеспечил расширение финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, укрепив тем самым материальную базу для проведения ими собственной финансовой политики. В сфере финансовой политики предприятий должно быть обеспечено лучшее, чем сейчас сочетание интересов предприятий и государства, резко снижен уровень конфликтности интересов. Это - общее дело и государства, и предприятий. От достижения такого сочетания во многом зависит успех реализации финансовой политики всех уровней. 
 
Российская практика показала, что прямолинейное расширение финансовых прав экономических субъектов не всегда обеспечивает большую эффективность производства и разумное согласование интересов всех участников производства и распределения.  Здесь полезен зарубежный опыт.  
 
Мировой практикой развития рыночных отношений накоплен богатый опыт сочетания финансовой политики разных уровней, главными результатами которого являются: стабильная система законодательства и разумная налоговая система, не побуждающая предприятия к сокрытию доходов, обеспечивающая реальные льготы предприятиям тех сфер хозяйства, развитие которых представляет наибольшую необходимость на данном этапе развития экономики, стимулирование общего роста производства и доходов в стране [8, c. 257]. 
 
С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления: первое - денежно-кредитная политика; второе - налогово-бюджетная политика. В условиях России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является Центральный банк и Правительство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирование объема денежной массы, установление уровня процента. И воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, т.е. ограничение по возможности роста цен, а также валютный курс и формирование валютных резервов. В сферу налогово-бюджетной политики, естественно, входит формирование налоговой системы (ставок налогов и условий их взимания), сбор налогов и, конечно же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными принципами, возникновение дефицита или профицита бюджета. 
 
Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ. 
 
Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит и от денежной, и от бюджетной политики, то же самое относится к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использования всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития [9, c. 63]. 
 
Следует отметить, что в условиях современной России государственная финансовая политика одной из своих главных целей имеет создание цивилизованного рынка. Десятилетние реформы, к сожалению, не привели к образованию нормального (по мировым стандартам) рынка, и сложившаяся экономическая система нуждается в значительном усовершенствовании. 
 
Главная цель очевидна и всем понятна - подъем производства, известен и главный ответственный за достижение этой цели - государство. Но государство после всех прошедших преобразований может воздействовать на экономический рост в основном через свою финансовую политику, именно она и оказывается главным средством обеспечения роста экономики. Поэтому государственная финансовая система, как решающее звено всех финансовых отношений общества, должна стимулировать развитие хозяйства и рост уровня жизни населения. Общеэкономические задачи в современных условиях (в отличие от социализма) выступают прежде всего как финансовые проблемы. 
 
Коренное отличие рыночной системы экономики от централизованного планирования состоит не в том, что в первой все продается и покупается, а во второй сфера купли-продажи резко ограничена. Различие в том, что рыночная экономика делает каждого самодеятельного гражданина ответственным за уровень своих доходов, заставляет его самого искать возможности повышения своего благосостояния и своих близких. Он сам принимает решения и сам за них отвечает. Регулируя условия получения доходов самостоятельными экономическими субъектами (а это и есть финансовое регулирование), государство в рыночной системе оказывает мощное воздействие на развитие производства. В руках государства имеется два направления воздействия на развитие хозяйства финансовыми методами: установление норм обязательных платежей с владельцев дохода и имущества и выделение финансовых ресурсов как непосредственно для реального сектора (инвестиции, дотации и т.п.), так и на общесоциальные цели, достижение которых существенно влияет на объем и качество производимой продукции. Имеется в виду финансирование науки, создание новых технологий, улучшение образования. Последнее особенно важно, так как в настоящее время решающим фактором увеличения производства и прогресса во всех отраслях жизни общества становится формирование и использование человеческого капитала [9, c. 65]. 
 
Человек в нынешнем производстве выступает именно как капитал, постоянно действующий фактор роста, а не только как источник текущих затрат (труда), компенсируемых заработной платой. Уровень образования, степень квалификации, творческие способности — вот главные параметры человеческого капитала. Сформировать такой капитал в обществе можно только на основе систематического повышения уровня образования и науки. Поэтому и расходы государства на образование, и науку приобретают «производительный» характер. И во всей «расходной» сфере государственных финансов главным направлением с точки зрения развития производства становится именно совершенствование образования и научных исследований, а вовсе не конкретные затраты в виде прямых инвестиций и дотаций реальному сектору. 
 
Государство — менее эффективный хозяин, чем частные коммерческие фирмы, поэтому увлекаться государственным финансированием реального сектора нецелесообразно. К сожалению, жизнь показала, что полностью отказаться от государственных расходов в реальном секторе, пока невозможно и в какой-то степени эти расходы необходимы. Но, признавая эту необходимость, нельзя забывать точной роли и общественной оценки этих расходов, они есть второстепенный фактор развития производства и общества. Но это понимание не всегда обнаруживается при составлении и обсуждении проектов бюджетов. Мощные команды лоббистов отстаивают интересы многих отраслей хозяйства, но фактически нет лоббирования интересов образования и науки. В принципе подобных заявлений достаточно много, но реального влияния на принятие решений соответствующие люди и организаций имеют очень мало. Это и понятно, так как их финансовые возможности несоизмеримы с теми, которыми располагают лоббисты «нефти», сельского хозяйства, алюминия и др. И вот тут-то и нужно мнение власти, государства, его структур. Но, разумеется, это мнение должно быть «правильным». Его надо настойчиво формировать [10, c. 39]. 
 
Обеспечив за счет текущих мер финансовой политики, подъем производства и рост доходов и их дальнейшее последовательное увеличение, следует определить перспективные цели развития общества, а соответственно и направления финансовых ресурсов. Эти цели хорошо известны, так как непрерывная дискуссия по поводу состояния нашего общества и мер по его улучшению идет уже более 10 лет. В ходе широких обсуждений, в которых участвовали и представители законодательной и исполнительной власти, названы проблемы и цели, которые можно назвать стратегическими для финансовой (бюджетно-налоговой) политики, все они называются реформами, и это вполне естественно, так как экономические реформы неизбежно влекут за собой социальные изменения. 
 
В настоящее время в разных документах и по разным поводам признаны необходимыми следующие реформы: военная, судебная, пенсионная, государственной службы, образования, жилищно-коммунальная и др. Можно указать на общие принципы проведения реформ. Прежде всего, эти реформы должны быть ранжированы по значимости, и с этим в большой мере связана последовательность их осуществления, необходимо определить примерные сроки осуществления каждой из них. Определение сроков, в свою очередь, связано с тем, чего, собственно,  ждем от каждой из этих реформ. Другими словами, по каждой реформе надлежит сформулировать перечень поставленных целей (задач) и возможные сроки их достижения. Лучше всего, если каждая реформа будет представлена в нескольких вариантах (по набору целей, по срокам их достижения, по объемам финансирования). Вопрос оценки реформ самый важный. Делать эту оценку должны нейтральные эксперты. Но резонно поставить вопрос, что проведение некоторых из этих реформ должно сократить, а не увеличить государственные расходы. Возможен и «нулевой» вариант: на что-то требуется больше денег, а где-то средства экономятся, а в целом реформа может быть проведена при прежнем объеме государственного финансирования. Обязательным требованием к проектам реформ должна быть оценка их эффективности. Если она невозможна в денежной форме, надо дать строгое описание результатов реформы, ее возможных социальных последствий. Идеальным положением было бы одновременное рассмотрение проектов всех реформ, оцененных в деньгах, с вариантами по целям и срокам исполнения. В этом случае можно было бы осознанно выбирать наилучшие варианты и превращать их в программу бюджетного финансирования [8, c. 259]. 
 
В настоящее время можно выделить следующие стратегические линии финансовой политики:  
 
- обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики с целями развития экономики; 
 
- повышение эффективности финансового регулирования; 
 
- интеграция финансовой системы России в международную финансовую систему; 
 
- укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам; 
 
- развитие отраслей экономики, имеющих высокую финансовую отдачу (производство топливно-энергетических ресурсов), и отраслей с высокой оборачиваемостью капитала (пищевая и легкая промышленность); 
 
- обеспечение сбалансированности бюджета; 
 
- повышение роли бюджета развития как важнейшего инструмента инвестиционной политики; 
 
- совершенствование налоговой система государства, развитие налоговой политики с учетом финансового положения предприятий4 
 
- увеличение коэффициента монетаризации (параметра М2) до 505 к 2015 году; 
 
- налаживание работы фондового рынка.   
 
Таким образом, именно финансовая политика государства является в нынешних условиях главным фактором и выхода из кризиса, и организации экономического развития, именно она совершенствует наши рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов [10, c. 40]. 
 
 
 
 
 
Финансовая система РФ, ее состав

Информация о работе Финансовая система РФ