Финансовая система России периода первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой.

Содержание работы

Введение
Финансовая система России перед первой мировой войной
Финансовая система во время войны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история фин-кредит отношений.docx

— 41.24 Кб (Скачать файл)

Однако самые существенные изменения в доходах бюджета вызвало решение о прекращении продажи водки. Одновременно снизились доходы бюджета от железных дорог (на 80,3 млн. руб.) и таможенных доходов ( на49 млн. руб.) только в  1916 году правительству удалось несколько увеличить доходы путем повышения ставок акцизов на сахар, табак, спички и др. предметы первой необходимости, а также введения новых акцизов.

Изменения в налоговой системе в лучшем случае могли компенсировать «ущерб» доходов бюджетов от введения сухого закона, то есть речь идет об обычных бюджетных доходах и расходах.

Состояние государственного бюджета в первые годы войны характеризуется следующими данными (фактически, в млн. руб.)

 

1914 г.

1915 г.

1916 г.

Доходы обыкновенного бюджета

2898

2835

3978

Чрезвычайные доходы (прочие кредитные операции)

8

127

327

Итого доходов

2906

2962

4305

Расходы обыкновенного бюджета

2927

2644

2922

Чрезвычайные расходы, не вызванные войной

276

195

230

Итого расходов

3203

2839

3152

Расходы, включаемые в «военный фонд»

185

511

504

Итого действительные расходы

3388

3350

3656

Дефицит по обыкновенному бюджету

А)показанный

Б)фактический

 

297

482

 

-----

338

 

-----

-----

Расходы, вызванные войной

1471

8213

14445

Общий дефицит бюджета

1953

8601

13796


 

      Доходы  обыкновенного бюджета в 1914 году  сократились по сравнению с 1913 годом на 537 млн. руб. однако уже  в 1916 году они превзошли уровень 1913 года на 543 млн. руб., то есть  возросли за три года на 1080 млн. руб.

     Рост доходов  обыкновенного бюджета был обеспечен  усилением налогового гнета. При  этом надо иметь в виду, что  война значительно ухудшила экономическое  положение трудящихся и усилила диспропорции в экономике. Мобилизация квалифицированной рабочей силы привела к  падению производительности труда. Ориентация промышленности и сельского хозяйства на иностранный рынок привела во время войны к катастрофическим для России последствиям. На 30-80% сокращается производство угля, нефти, металла, станков и т.д. особенно катастрофично было положение железнодорожного транспорта. Другими словами, сокращается экономическая база обложения – вместе с сокращением национального дохода.

     Выше названные  причины привели к следующим  изменениям в структуре обыкновенных  доходов ( в% к итого):

 

1913 г.

1914 г.

1915 г.

1916 г.

Прямые налоги

7,9

9,7

12,7

15,4

Косвенные налоги (вкл. Винную монопролию)

53,8

47,4

39,8

40,1

Итого  налогов

61,7

57,1

52,5

56,3

Доходы от винной монополии

26,3

17,4

1,1

0,8

Общая сумма налогов и пошлин ( вкл. Доходы от винной монополии), млн. руб.

2110

1655

1488

2241

Сумма налогов и пошлин без доходов от  винной монополии, млн.руб.

1211

1151

1457

2208


 

     Война привела  к резкому сокращению русского  экспорта и росту импорта. Однако  вместо товаров потребления, облагаемых  таможенными пошлинами, в импорте  стали преобладать военные поставки. Изменяется и состав стран  – партнеров. Из среднегодового  импорта за 1909 – 1913 годы в 1139 млн. руб. на долю Германии приходилось 497,1 млн. руб., то есть 43, %. Место Германии  в числе экспортеров занимает  Великобритания и США. Однако  США, увеличив поставки, практически  не изменяет свой импорт из  России. Точно также, Англия, традиционный  торговый партнер России, увеличивает свой экспорт и уменьшает импорт из России. До войны торговый баланс России по отношению к Англии был всегда активным. При этом русский экспорт в два раза превышал импорт из Англии.

     Торговый баланс  России во время войны выглядел  следующим образом (в млн. руб.):

 

 

   

Всего

Великобритания

США

1909 - 1913

Импорт

Экспорт

1139

1501

150,4

307,4

80,3

13,3

1914

Импорт

Экспорт

1098

956

171,1

169,6

80,2

8,6

1915

Импорт

Экспорт

1139

402

287,4

155,6

258,7

3,8

1916

Импорт

Экспорт

1717

470

616,2

173,3

422,4

14

1917

Импорт

Экспорт

1966

464

737,2

236.7

486,3

26,5


 

     Такая структура  торгового баланса, естественно, должна  была привести к сокращению  золотых запасов России, либо  к росту ее государственного  долга. Такая структура торгового баланса привела и к утечке золота из России и к росту государственных долгов. В этих процессах,  конечно, основную роль играли огромные военные расходы, послужившие и причиной изменения торгового баланса России.

     Падение уровня  производства, огромный рост прямых и косвенных налогов, непосильные военные расходы привели к резкому падению покупательской способности рубля и, соответственно, к падению реальной заработной платы.

     Налоговая  система в этих условиях могла  в какой-то степени решить финансовые  проблемы лишь при условии  повышенного обложения имущих  классов. Однако буржуазные теоретики  финансов и в этих условиях  стараются оберегать капиталистов  от равного их доходам обложения, подводя «научную базу» под  налоговую политику царизма.

     При всем  старании оберегать интересы  класса буржуазии, чьими апологетами  они были, эти ученые приходят  к выводу о необходимости введения  подоходного и имущественного  обложения. Одновременно предлагалось  поднять ставки налога с наследства.

     Под давлением  прогрессивных слоев общества  правительство в 19161 году принимает  закон о введении общеподоходного  налога и налога на военную  прибыль.

     Фактически, как  известно, платежи по подоходному  налогу так и не поступили  в бюджет, и они были взысканы  только после революции. Для всех воюющих стран основным источником покрытия расходов на ведение войны выступали займы и эмиссия денег.

     Расходы, связанные  с войной, значительно превышали  возможности бюджета. Известный  буржуазный ученый М.И. Туган –  Барановский в  статье «Военные  займы в теоретическом освещении»  подвел теоретическую базу для  использования займов и эмиссии  денег как источников покрытия  военных расходов: «Выпуски бумажных  денег представляют собой, к сожалению, необходимое условие финансирования  войны… Страны, отсталые по своему  экономическому развитию… вообще  не могут вести значительных  войн иначе, как при помощи  выпусков новых бумажных денег…  Важнейшим финансовым ресурсом  для покрытия военных расходов  в том случае, когда эти расходы  велики, являются военные займы».

     В связи с необходимостью разместить на внутреннем рынке значительные выпуски указанных займов Государственным банком был предпринят ряд мер, не практиковавшихся ранее, направленных на популяризацию этих займов, а также на улучшение и упрощение подписки на них. С этой целью к приему подписки на займы 1916 г. кроме учреждений, участвовавших в размещении предыдущих займов, были привлечены общества взаимного кредита и городские общественные банки, зернохранилища и Финляндский банк, а при подписке на 2 выпуск займа 1916 г., кроме того учреждения Дворянского Земельного и Крестьянского Поземельного банков, городские и земские управы, биржевые комитеты, нотариусы, не кредитные кооперативы, фабрично-заводские и торговые предприятия.

     После начала Первой мировой войны министерством финансов был предпринят ряд мер по регулированию спроса и предложения на иностранную валюту. На территории Российской империи вводился разрешительный принцип сделок с валютой и ограничено право передачи принадлежавшей российским гражданам валюты в руки иностранных граждан путем ее продажи или вывоза за пределы страны. Постановлением Совета Министров от 15 октября 1914 г. был запрещен вывоз кредитных билетов за границу на сумму свыше 500 рублей (на одного человека).[20]

     С началом войны стали приниматься меры по увеличению валютных ресурсов Государственного банка, хранившихся за границей в различных финансово-кредитных учреждениях. Эти ресурсы (так называемое «золото за границей») использовались для оплаты некоторых военных заказов и других внешних расчетов, а также для поддержания внешнего (валютного) курса рубля.

     Вследствие того, что кассы казначейства были слиты с кассами Государственного банка, последнему приходилось во время войны авансировать Государственному казначейству довольно крупные суммы для возмещения превышения расходов над доходами в местных казначействах. Так, на 1 января 1917 г. временные заимствования казначейства у Государственного банка составляли 924 миллиона руб. В начале 1917 г. финансирование казны и кредиты, связанные с войной, составляли около 3/4 всего баланса банка.

     По закону  от 27 июля 1914 года эмиссионное право  Государственного банка было  увеличено на 1200 млн. руб.,то есть  Госбанк мог выпускать в обращение  теперь до 1500 млн. руб. без золотого  обеспечения.

     Золотой запас  России в первые годы войны  даже увеличивается – за счет  активизации его добычи в стране, а также за счет займов и  перевода золотых денег в золотой  запас.

     Золотой запас  Госбанка характеризуется следующими  данными (в млн. руб. по состоянию  на начало года):

 

1913г.

1914 г.

1915 г.

1916 г.

1917 г.

Золото в России

1327,9

1527,8

1560

1640

1474,9

Золото за границей

227,7

167,5

172,5

646,1

2149,7


 

     Вся разница  между золотым обеспечением покрывалась  краткосрочными обязательствами  казначейства, выдаваемыми Госбанку. Это особый вид ценных бумаг, имевших хождение на рынке ценных бумаг. Краткосрочные казначейские обязательства были своего рода ничем не обеспеченными …векселями, которые увеличивались Государственным банком наравне с коммерческими векселями. Разница между ними заключалась лишь в том, что в последнем случае банк удерживал проценты сразу же при выдаче ссуды, а в первом – они выплачивались государством раз в год в размере 5%. Вся сумма краткосрочных обязательств учитывалась как задолженность Государственного казначейства банку. По механизму действия они ничем не отличались от обычных векселей с той разницей, что за коммерческим векселем всегда стоят материальные ценности, по реализации которых банк всегда может вернуть свои деньги.

Информация о работе Финансовая система России периода первой мировой войны