Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……….3Глава 1. Финансовая система……………………………………………………….5
1.1. Понятие финансовой системы……………………………………………....5
1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………….…6
Глава 2. Анализ финансовой системы России……………………………………15
2.1. Дореволюционная финансовая система России………...…...…………...15
2.2. Финансовая система советского периода………………………….……...19
2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время….……...26
Глава 3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..……32
Заключение……………………………………………………………..………......36
Список используемой литературы……………….…………………….…………39

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ФИНАНСЫ !!!.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

     б) Государственный бюджет СССР.

     Государственный бюджет СССР являлся центральным  и ведущим звеном финансовой системы  СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл  важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

     Ежегодно, на основе заданий народнохозяйственного плана министерства финансов союзных республик, и Министерство финансов СССР разрабатывали проекты соответствующих бюджетов, которые в конечном итоге сводились в единый государственный бюджет СССР. После его рассмотрения и утверждения Верховным Советом СССР он становился законом. Оперативное исполнение государственного бюджета осуществляли в основном Министерство финансов СССР и его республиканские и местные органы. Кассовое исполнение государственного бюджета осуществлял в основном Государственный банк СССР. По поручениям финансовых органов учреждения банка принимали, учитывали и выдавали средства государственного бюджета.

     1) Доходы государственного бюджета  СССР. Прибыль - главная хозрасчетная  форма чистого дохода предприятия  - распределялась между хозяйством и бюджетом в определенных пропорциях (в последние годы примерно 40 и 60% соответственно). Отчисления прибыли в бюджет осуществлялись предприятиями в виде платы за фонды; в виде фиксированных и рентных платежей и в виде отчислений от прибыли.18

     После прибыли шли в бюджет налог с оборота, отчисления предприятий органам социального страхования (около 14%) подоходный налог с колхозов и предприятий потребительской кооперации (примерно 25%), а также доходы от населения (подоходный, местные налоги). Все эти платежи аккумулировался государственным бюджетом.

     2) Расходы государственного бюджета  прямо и непосредственно выражали  экономические отношения по распределению  (целевому направлению) основного  централизованного денежного фонда  государства. При этом достигалось планомерное обеспечение финансовыми ресурсами потребностей народного хозяйства.

     Затраты на развитие народного хозяйства  составляли более половины государственного бюджета. В условиях социалистической системы хозяйства они носили производительный характер и выражали использование на практике той части национального дохода, которая шла на накопление. Затраты на социально-культурные мероприятия составляли примерно 1/3 общей суммы расходов государственного бюджета. Расходы на оборону трактовались, как не вытекающие из внутренней природы советского государства, но необходимые для борьбы с империалистическими странами - противниками социализма и коммунизма во всем мире. Затраты на управление - затраты по содержанию органов власти и государственного управления.

     в) Государственное страхование.

     В имущественном страховании различали  объекты и условия страхования. При этом страховались:

     - посевы;

     - животные и птица; 

     - здания, сооружения, машины, инвентарь.

     Имущество граждан страховалось в обязательном порядке в размере 40% его стоимости. Остальная часть стоимости имущества граждан (в пределах до 80%) страховалось ими в добровольном порядке.

     В личном страховании различали следующие  виды (добровольное страхование):

     - смешанное страхование жизни.  Страховались граждане в возрасте от 16 до 65 лет на различные страховые суммы;

     - страхование детей (обычное и  свадебное).

     Важным  видом личного страхования являлось также страхование от несчастных случаев (добровольное и обязательное) и обязательное страхование пассажиров в пути.19

     Госстрах  республики и его местные органы находились в ведении министерства финансов республики и свою деятельность организовали на началах хозрасчета. Прибыль Госстраха республики распределялась: 80% - в бюджет, 20% - в фонды Госстраха республики.20

     Все финансовые отношения в СССР концентрировало на себе государство. Основными источниками финансовых средств были государственные предприятия. Государственные органы решали, какие объемы продукции будут выпущены на том или ином предприятии, сколько денежных средств необходимо предприятиям для обновления основных фондов, куда пойдет прибыль предприятий и др. Средствами, поступающими в качестве страховых взносов, государство также распоряжалось по своему усмотрению, и не всегда они шли на страховые выплаты. При такой организации звеньев финансовой системы очень много денежных средств уходило на развитие неперспективных отраслей, особенно в союзных республиках, которые впоследствии отделились от СССР. 

     2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время

     Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось  полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И  хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.

     За  последние несколько лет российские фондовые индексы достигли рекордных  значений, также на рекордный уровень  вышли и международные финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского финансового рынка  в привлечении инвестиций в национальную экономику в несколько раз ниже аналогичных показателей США, Германии и Франции. Но высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований крупнейших отечественных предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу.21

     Положительная динамика финансового баланса с  внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок. Действительно, последнее обстоятельство коснулось в первую очередь крупных и крупнейших российских предприятий, в то же время внешнее финансирование малого и среднего бизнеса по-прежнему весьма ограничено. Но и посредничество в обеспечении финансовыми ресурсами крупнейших производителей внесло свою лепту в сравнительно высокие темпы экономического роста.

     Таким образом, можно говорить о том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.

     Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически приостановлены. С 2006 года произошли изменения в одном из основных элементов финансовой системы - бюджетной системе РФ. С 2006 года на уровне местных органов власти появились бюджеты муниципальных образований и городских поселений. Также не так давно были внесены изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".22 В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года – на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет. Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа, введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:

     - общие требования к прогнозам  социально-экономического развития; требования к содержанию среднесрочного финансового плана;

     - условия прогнозирования доходов  и планирования расходов бюджета,  в том числе раздельного планирования  расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств;

     - состав показателей, утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете, и требования к прилагаемым к нему материалам и документам (в том числе исключение из их состава материалов, реально не используемых при составлении бюджетов);

     - порядок утверждения и реализации  долгосрочных целевых программ;

     - общие требования к составлению  проектов бюджетов.

     - четкие требования к формированию  целевых статей и видов расходов  бюджетов, которые должны отражать  соответствующие расходные обязательства  (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти). Это обеспечивает прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

     - переход от составления трехлетнего  перспективного финансового плана к трехлетнему «скользящему» бюджету. Таким образом, первый год сегодняшнего перспективного финансового плана является проектом бюджета на очередной год, а остальные проектировки задают предсказуемые параметры расходов и доходов на следующие два года. На данном этапе необходимо определиться и со степенью детализации трехлетнего бюджета на второй и третий годы, а также с принципами и предельными объемами изменения бюджета при их наступлении.

     - изменения в части процедур утверждения федерального бюджета, упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более чем за три месяца.

     - единую методологию и порядок  составления, проверки, рассмотрения  и утверждения бюджетной отчетности.23

     Вместе  с тем российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.

     При этом рассматриваются следующие ключевые проблем, которые требуют решения:

     - чрезмерная «зарегулированность»  рынка; 

     - высокие издержки участников  рынка, в основном связываемые  с избыточным государственным регулированием;

     - отсутствие единообразия норм  регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов и инструментов рынка и их несоответствия;

     - неравные условия конкуренции  на финансовом рынке, обусловленные  в первую очередь присутствием  на нем государства, в том  числе через государственные финансовые институты.

     Естественно, что немаловажное влияние на текущее  состояние финансовой системы России оказывает разразившийся мировой  финансовый кризис. Многие эксперты и  аналитики прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося положения в сфере финансов лежит на госорганах, регулирующих данную сферу – Министерство Финансов, ЦБ РФ, и подчиненные им ведомства и подразделения.

     Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых  цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается – впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы.24

     Одним из ключевых рисков финансовой системы  России является рост просроченной задолженности  по банковским кредитам, который в  последнее время составляет около 14% в месяц, о чем заявил в апреле текущего года вице-премьер, глава Минфина  РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.

     Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля.

Информация о работе Финансовая система России