Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

Содержание работы

Финансовая система Российской Федерации: понятие и состав…
3
Бюджетная классификация…………………………………………..
11
Государственные внебюджетные фонды: необходимость формирования и виды……………………………………………………..

14
Организационно-правовые формы коммерческих организаций и их финансовые особенности………………………………………………

18
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Финансовая система Российской Федерации.docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы  и методы образования и использования  денежных фондов и доходов.

Финансовые системы разных стран  имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно – правовыми формами.

В учебниках советского периода  в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные  финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный  кредит. Сравнительно простая система  финансов СССР соответствовала его  экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально  новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение  новых звеньев финансовых отношений.

В целом, вся система финансов состоит  из двух укрупнённых подсистем (сфер):

  • государственных и муниципальных финансов;
  • финансов хозяйствующих субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием  имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники  общественного воспроизводства, организации  и граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, производят товары и  занимаются оказанием услуг.

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Группировка финансовых отношений  внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники  формирования финансовых ресурсов и  порядок их использования. Часть  организаций в качестве целей  своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ. Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Таким образом, выделяют следующие  звенья в сфере субъектов хозяйствования:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы ПБЮЛ.

Сфера финансов государственных и  муниципальных финансов состоит  из двух звеньев:

  • финансы государственного бюджета;
  • финансы внебюджетных фондов.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства на текущий год. Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 

  1. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

 

Все доходы и расходы в бюджетах располагаются по единой бюджетной  классификации.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением обьектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В соответствии с Федеральным  законом «О бюджетной классификации» от 15.08.1996г. №115-ФЗ состав бюджетной  классификации может быть представлен  схемой на Рис.2.

Классификация доходов бюджета:

  1. Состав бюджетной классификации
  2. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
  3. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
  4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета РФ
  5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита Федерального бюджета
  6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субьектов РФ
  7. Классификация видов государственного внешнего долга  и внешних активов РФ
  8. Ведомственная классификация расходов Федерального бюджета.

 

 Бюджетная классификация в части  обозначенной на схеме номерами 1, 2, 3, 4, 6 является единой и используется при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней и  составлении консолидированных  бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субьектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении  бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию обьектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

 

Рис.2 Состав бюджетной классификации

 

Классификации, обозначенные на схеме  номерами 5, 7, 8 используются при составлении, утверждении и исполнении только федерального бюджета.

Ведомственная классификация бюджетов РФ утверждается законодательными (представительными  органами субьектов РФ.

Ведомственная классификация местных  бюджетов утверждается решениями соответствующих  органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных системах РФ, определяющих источники их формирования.

Функциональная классификация  расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов субьектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субьектов федерации.

Экономическая классификация бюджетов РФ - это группировка расходов всех уровней по их экономическому содержанию.

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ.

 

Важным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения национального  дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед  экономикой задачи обеспечения подъема  производства, преодоления временной  стагнации и неустойчивости кризисных  явлений.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение  окружающей среды;

оказывать социальные услуги населению  путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

предоставлять займы, в том числе  зарубежным партнерам, включая иностранные  государства.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены  от уплаты налогов, государственных  и таможенных пошлин.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми  ресурсами важнейшие отрасли  и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать  социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся  в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как  правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим  лицом;

займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. Начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических  фондов, в том числе

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды , Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических  лиц, должны объединиться с федеральным  бюджетом РФ и бюджетами субъектов  Федерации (соответственно). В федеральный  бюджет на 1996 г. включаются средства следующих  внебюджетных фондов: Федерального дорожного  фонда РФ, Федерального экономического фонда РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда  борьбы с преступностью и др. Для  учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются  специальные бюджетные счета, руководство  которыми возлагается на государственные  органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Информация о работе Финансовая система России