Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития. Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить основные направления изменения финансовой системы РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 43.84 Кб (Скачать файл)

Введение

 Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и сущность  финансовой системы в экономике;

- проанализировать современную  структуру финансовой системы РФ и ее состояние;

- выявить основные направления  изменения финансовой системы  РФ.

Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды российских учёных, таких как Литовченко В.П., Грязнова А.Г., Дадашев А.З. и другие.

Информационной базой курсовой работы послужили статьи таких периодических изданий, как «Вопросы экономики», «Проблемы прогнозирования», «Финансы и кредит», «Государство и право», «Финансовое право», «Мировая экономика и международные отношения», а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др.

                          

  Глава 1

1Финансовая система.

1.1 Понятие финансовой системы.

   Имея в виду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

1.2

Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. 
 
Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты: 
 
1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления. 
 
2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)  
 
3. Фонды, консолидированные в бюджете. 
 
4. Внебюджетные децентрализованные фонды. 
 
5. Фонды страхования. 
 
6. Государственный кредит. 
 
7. Финансы хозяйствующих субъектов. 
 
8. Финансы населения. 
 
Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения. 
 
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.  
 
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. 

Финансовый механизм представляет собой «систему организации,

регулирования и планирования финансовых отношений, способов

формирования и использования финансовых ресурсов» [Ковалев,

1999, с. 62].

     В зависимости от методов формирования доходов экономических

субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы цен-

трализованных финансов (публичные финансы) и децентрализован-

ных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отноше-

ний может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы,

обеспечивающие формирование и использование финансовых ресур-

сов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения,

(в) у государства и органов  местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические

формы и методы образования и использования финансовых ресурсов;

каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соот-

ветствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение

собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении ука-

занных подсистем, так и в методах, способах формирования и ис-

пользования финансовых ресурсов делают целесообразным выделе-

ние обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы ор-

ганизаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы

(государственные и муниципальные  финансы); (3) финансы домаш-

них хозяйств (домохозяйств)1.

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные

звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формиро-

вания и использования денежных фондов у конкретных экономиче-

ских субъектов. Состав и классификация финансовой системы Рос-

сии но сферам, подсистемам и звеньям приведены на рис. 1.1 (отме-

тим, что возможны и другие представления финансовой системы с

обособлением тех или иных ее компонентов).

Основой финансовой системы являются децентрализованные фи-

нансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая

доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перерас-

пределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы

1 Понятие «домохозяйство* подразумевает  совместно проживающих людей, ве-

дущих общее хозяйство. Определяющим здесь является наличие функции по веде-

нию общего хозяйства. Это может быть и семья, и один член семьи, имеющий ис-

точник дохода и самостоятельно ведущий хозяйство, а также любые иные формы

организации «ведения общего хозяйства».

16 • Раздел I. Финансовая система  страны: сущность и содержание

Рис. 1.1. Финансоиая система Российской Федерации

бюджетов всех уровней и по внебюджетные фонды. При этом значи-

тельная часть указанных средств в дальнейшем направляется на фи-

нансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в

виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме

социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадле-

жит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются матери-

альные блага, производятся товары, оказываются услуги, формирует-

ся прибыль, являющаяся главным источником производственного и

социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во

всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы фи-

нансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специали-

зирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих времен-

но свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денеж-

ных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых

странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, ис-

пользуемые прежде всего на инвестиционные цели.

 


Информация о работе Финансовая система Российской Федерации