Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:22, дипломная работа

Описание работы

Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.
Цель представленной дипломной работы — выявление основных экономических и юридических характеристик действующей в настоящее время финансовой системы Российской Федерации, а также — определение текущего состояния финансов населения России как одной из составляющих финансовой системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………… 3

Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38

Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61

Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82

Библиография………………………………………………………………..…..84

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

Если же говорить о  финансах в целом, то они представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Являясь экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода, в масштабах государства финансы играют роль средства контроля за производством и распределением материальных благ, а также средства стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

 

1.2. Финансовая  политика государства 

В настоящее время, когда Россия находится в процессе преобразования своего общественного порядка, представляется целесообразным рассмотрение и анализ зарубежного и отечественного  опыта организации и строительства социально-экономического пространства. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

В связи с этим,  правительству  необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства.

Однако для правильного осуществления  поставленных перед финансовой политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей  и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес  представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

 В последние годы вопросам  проведения государственной финансовой  политики и проблемам финансового  регулирования экономики переходного  периода посвящается значительное  количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, С. Фишер, Р. Дорнбуш  и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Марксисты, видят под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Таким образом, в марксистской трактовке  финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики  практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

Такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также  и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование  финансовых ресурсов с целью повышения  уровня жизни граждан.

Итак, исходя из задач, поставленных перед  финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

  — снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее  время имеется сбалансированный бюджет, финансовая  политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Политика стабилизации предполагает  формирование благоприятных условий  для постепенного увеличения объема ВВП и инвестиций в основной капитал, рост объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение темпов инфляции и дефицита бюджета , укрепление национальной валюты и , как следствие, увеличение  доли расходов на конечное  потребление домашних хозяйств в используемом ВВП. В результате реализации политики финансовой стабилизации в России должны быть созданы экономические предпосылки для повышения занятости и доходов  населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. В свою очередь, улучшение  социального положения абсолютного большинства граждан создаст благоприятные условия для устойчивого развития экономики страны, увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

В течение последних лет политика финансовой стабилизации является приоритетным направлением в деятельности правительства РФ, которое пытается  создать условия для широкомасштабных инвестиций, что в свою очередь создаст объективные предпосылки для начала экономического роста и будет способствовать раскрытию социальной природы рыночных отношений.  Фискальная политика, использующая в качестве инструмента государственные расходы, которые влияют на совокупный спрос, имеет в общественно-политических кругах России много сторонников и она при определенных условиях может отвечать тем реалиям, которые сложились в экономике России в условиях переходного периода. Необходимо также отметить, что абсолютное большинство специалистов как российских, так и зарубежных занимающихся государственными финансами, считают, что за реализацию стабилизационной функции в обществе, т.е. обеспечение полной занятости, экономический рост, минимальную инфляцию, должно нести ответственность федеральное правительство.

При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

В 1991-1992 гг. в России произошла смена  политических ориентаций. В стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведении в экономике  рыночных реформ.

Был взят курс на либерализацию экономики. Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, отмене государственного дотирования убыточных отраслей. Было отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации (переводу из государственной собственности в частную). На месте государственных предприятий возникли различного рода акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом, арендные и малые предприятия. Возникли структуры рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды, фирмы, концерны и т. п. Стало сокращаться производство.

В условиях упадка производства образовался товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение. Экономика страны находилась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен, инфляция и безработица. Начался резкий спад инвестиционной деятельности, сопровождающийся оттоком российских капиталов за рубеж. В стране начал разрастаться кризис неплатежей. Государственный бюджет из года в год оставался дефицитным. Крупномасштабными стали внешние займы.

Государственное регулирование экономики  в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса.

Но, тем не менее, в финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться  перспективные направления, которыми предусмотрено:

  • добиться снижения дефицита бюджета путем регулирования налогообложения предприятий и граждан, таможенных тарифов, уменьшения государственных расходов на содержание аппарата управления. Принять меры для установления размера первичного профицита федерального бюджета на уровне 2,5-3% ВВП;
  • упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов;
  • снизить уровень инфляции, создать свободу предприятиям в выборе предпринимательской деятельности;
  • оживить промышленное и сельскохозяйственное производство в стране, расширить подготовку специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения;
  • поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики. Для этого следует провести реформирование банковской системы с тем, чтобы целью банков было не извлечение максимальной прибыли в своих корыстных интересах, а обслуживание предприятий и населения за минимальную плату;
  • упорядочить систему кредитных отношений. Развитие кредитных отношений должно служить расширению производства и сферы услуг;
  • осуществить концентрацию в руках государства (в федеральном бюджете) значительной части финансовых ресурсов страны для финансирования общегосударственных мероприятий в производственной и непроизводственной сферах;
  • обеспечить в перспективе социальную направленность государственного бюджета, выделение финансовых ресурсов на социальные потребности.

 

1.3. Основные  звенья финансовой системы Российской

Федерации

 

Финансы любого государства  составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Информация о работе Финансовая система