Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Содержание работы

Введение 3

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. 4

2. Государственный бюджет как центральное звено финансов государства. 8

3. Главные черты финансового развития России в прошедшем и текущем годах. 11

Заключение 15

КТЗ 16

Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. 4

2. Государственный бюджет как центральное звено финансов государства. 8

3. Главные черты финансового развития России в прошедшем и текущем годах. 11

Заключение 15

КТЗ 16

Список использованной литературы 17

 

 

Введение

Экономическая структура  любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы.

Финансы любого государства  составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом.1

Тема курсовой работы является очень актуальной  для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики  в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции. Самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг. 

  1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура.

Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные  сферы и звенья финансовых отношений.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без  финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами – с другой. Отношения  между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые  общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии  различных форм собственности.2

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две  подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне  и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются  путем распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет  государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации  в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами  их использования являются бюджетные  и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении  экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования  и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств  выступает национальный доход, создаваемый  в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении  финансовых ресурсов между отраслями  экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы  органически связаны с финансами  предприятий. С одной стороны, главным  источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в  сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств  предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных  ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных  средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные  средства. Посредством заключения договоров  со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских  рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

 

Финансовая  система Российской Федерации


 

  1. Государственный бюджет как центральное звено финансов государства.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.3

Структура бюджетной системы  той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное  устройство, бюджетная система имеет  двухъярусное построение – государственный  и местный бюджет. В странах  с федеральным государственным  устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья –  бюджеты штатов, земель, субъектов  Федерации.

Через бюджетную систему  в целом и государственный  бюджет в частности реализуются  распределительная и контрольная  функции бюджета.

Распределительная функция  предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве  через различные каналы поступления  и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию  выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется  в проведении контролирующих мер  за процессом формирования и использования  денежных средств в различных  структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции  и налоговая полиция, государственные  казначейства, Центральный банк и  другие органы.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет имеет свою структуру. Структура бюджета по доходам  выглядит следующим образом:

  • налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.
  • доходы от государственной собственности, государственных предприятий;
  • поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • прочие доходы.

Основные направления  расходов государственного бюджета: расходы  на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти  цели; расходы на поддержание конъюнктуры  и экономический рост: инвестиции, дотации, осуществление целевых  программ и планов; расходы на оборону; расходы на обеспечение внешней  политики, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, полиции, юстиции и др.; платежи по государственному долгу; прочие расходы.4

Расходная часть бюджета  характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета  на целевое развитие называется бюджетным  финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского  кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

Социально-экономическая  сущность бюджета государства –  это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, необходимого для  выполнения государством его функций. Эти отношения называются бюджетными, и их совокупность составляет содержание понятия «государственный бюджет», они носят объективный характер, так как служат: для обеспечения  расширенного воспроизводства, решения  социальных, управленческих задач в  масштабе всего общества бюджетные  отношения невозможны без государства; неотъемлемой частью экономической  структуры общества, поскольку государству  нужна материально-техническая база для выполнения своих функций.       

      В каждой  стране структура бюджета имеет  свои особенности. Она определяется  экономическим потенциалом страны, уровнем развития экономики, масштабностью  задач, решаемых государством  на данном этапе развития, роль  государства в экономике, состоянием  международных отношений и рядом  других факторов.

 

  1. Главные черты финансового развития России в прошедшем и текущем годах.

Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась  последние 20 лет по пути от глобально  изолированной, централизованно планируемой  экономики к рыночной, глобально  интегрированной экономической  системе. В ходе экономических реформ в 1990-ых было приватизировано большинство  промышленных предприятий. Между тем, защита прав собственности в России все еще слаба, и частный сектор подвергается значительному вмешательству  со стороны государства.

Перемены начала 1990-х годов  не могли не сказаться на экономике  страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно  снижался. После распада СССР, первый незначительный экономический рост в России произошел только в 1997 году. В 1997 году, однако, начался азиатский  финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это  привело к тому, что в 1998 году Правительство  России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее  за этим резкое падение курса рубля  значительно снизило и без  того низкий уровень жизни простых  граждан. Таким образом, 1998 год остался  в истории как год кризиса  и большого оттока капиталов из страны.

Несмотря на столь значительный спад, уже в 1999 году российская экономика  начала восстанавливаться. Главным  стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению  к ведущим мировым валютам, что  очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра  стабильного экономического роста. Стабильный экономический рост в  последние годы стал возможен, в  первую очередь, благодаря высоким  ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в 2000-2001 годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности  деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны.

Информация о работе Финансовая система