Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Введение 3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. 4
2. Государственный бюджет как центральное звено финансов государства. 8
3. Главные черты финансового развития России в прошедшем и текущем годах. 11
Заключение 15
КТЗ 16
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение 3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. 4
2. Государственный бюджет как центральное звено финансов государства. 8
3. Главные черты финансового развития России в прошедшем и текущем годах. 11
Заключение 15
КТЗ 16
Список использованной литературы 17
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы.
Финансы любого государства
составляют целостную систему, включающую
в себя несколько взаимосвязанных
звеньев (институтов) и органов. Наличие
различных институтов внутри финансовой
системы объясняется тем, что
финансы обслуживают
Тема курсовой работы является
очень актуальной для сегодняшнего
дня. Надежная финансовая система является
стержнем в развитии и успешного
функционирования рыночной экономики
и необходимой предпосылкой
роста и стабильности экономики
в целом. Эта система является
основой, мобилизующей и распределяющей
сбережения общества и облегчающей
его повседневные операции. Самое важное
- создать надежную финансовую систему.
После того, как создана надежная финансовая
система, могут развиваться рынки денег
и капитала, особенно первичный и вторичный
рынки национальных государственных ценных
бумаг.
Имея ввиду финансовую
систему, рассматривается вся
Финансы являются неотъемлемым
элементом общественного
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Финансовая система
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.2
Все вышеперечисленные финансовые
отношения можно разбить на две
подсистемы. Это общегосударственные
финансы, обеспечивающие потребности
расширенного воспроизводства на макроуровне
и финансы хозяйствующих
Разграничение финансовой системы
на отдельные звенья обусловлено
различиями в задачах каждого
звена, а также в методах формирования
и использования
Важная роль, которую выполняет
государство в области
Основой единой финансовой
системы служат финансы предприятий,
поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального
производства. Источником централизованных
государственных фондов денежных средств
выступает национальный доход, создаваемый
в сфере материального
Общегосударственным финансам
принадлежит ведущая роль: в обеспечении
определенных темпов развития всех отраслей
народного хозяйства; перераспределении
финансовых ресурсов между отраслями
экономики и регионами страны,
производственной и непроизводственной
сферами, а также формами собственности,
отдельными группами и слоями населения.
Эффективное использование
Общегосударственные финансы
органически связаны с
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Финансовая система Российской Федерации
Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.3
Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.
Через бюджетную систему
в целом и государственный
бюджет в частности реализуются
распределительная и
Распределительная функция
предполагает концепцию формирования
денежных средств в государстве
через различные каналы поступления
и их использование для выполнения
государственных целей и
Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.
Бюджет имеет свою структуру. Структура бюджета по доходам выглядит следующим образом:
Основные направления
расходов государственного бюджета: расходы
на здравоохранение, образование, пособия,
субсидии региональным властям на эти
цели; расходы на поддержание конъюнктуры
и экономический рост: инвестиции,
дотации, осуществление целевых
программ и планов; расходы на оборону;
расходы на обеспечение внешней
политики, займы иностранным
Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.
Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.
Социально-экономическая
сущность бюджета государства –
это денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими
и физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода в связи
с образованием и использованием
бюджетного фонда, необходимого для
выполнения государством его функций.
Эти отношения называются бюджетными,
и их совокупность составляет содержание
понятия «государственный бюджет»,
они носят объективный
В каждой
стране структура бюджета
Россия подверглась
Перемены начала 1990-х годов не могли не сказаться на экономике страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно снижался. После распада СССР, первый незначительный экономический рост в России произошел только в 1997 году. В 1997 году, однако, начался азиатский финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это привело к тому, что в 1998 году Правительство России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее за этим резкое падение курса рубля значительно снизило и без того низкий уровень жизни простых граждан. Таким образом, 1998 год остался в истории как год кризиса и большого оттока капиталов из страны.
Несмотря на столь значительный спад, уже в 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста. Стабильный экономический рост в последние годы стал возможен, в первую очередь, благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в 2000-2001 годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны.