Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление
Введение
1. Финансовая система: понятие и структура
2. Централизованные и децентрализованные финансы как звенья финансовой системы
3. История развития финансовой системы России
Заключение
Список литературы
В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа финансовых систем: закрытые и открытые.
Закрытая
система имеет жесткие
Открытая
финансовая система характеризуется достаточно
частым и интенсивным взаимодействием
с внешней средой. Финансовые ресурсы,
информация — это объекты обмена с вешней
средой через проницаемые границы открытой
системы. Финансы организационно-
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
Каждое финансовая система представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Управление
распределительными и перераспределительными
процессами осуществляется, как правило,
с помощью аккумулирования
Фонды денежных средств бывают централизованные и децентрализованные.
К централизованным относятся: федеральные, региональные, местные бюджеты и внебюджетные фонды. К децентрализованным относятся: финансы предприятий и домашнего хозяйства.
Децентрализованные
денежные фонды создаются
Централизованные
денежные фонды создаются на базе
перераспределения финансовых ресурсов
через финансово-кредитные
Таким образом, объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках. Децентрализованные фонды денежных средств создаются на микроуровне, а централизованные – на макроуровне.
Децентрализованные
финансы, финансы предприятий различных
форм собственности, являются основой
всей системы. Поскольку именно здесь,
в сфере материального
Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – научного дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей народного хозяйства.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, распоряжаются прибылью по своему усмотрению, формируют производственные и социальные фонды, ищут необходимые им срества для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.
Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение страны.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Через бюджет производится мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.
Согласно
Бюджетному кодексу Российской Федерации,
бюджет является формой образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
По материальному содержанию государственный бюджет – представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода. Бюджет, являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций федеральных, региональных и местных органов, занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Функции бюджета:
Государственный
бюджет дает органам власти реальную экономическую
вохможность осуществления властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и определяет
тем самым налоговую политику в стране.
3.
История развития финансовой
системы России
Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.
Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.
Довольно быстрое развитие России в XIXв. – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.
Политические
и социально-экономические
Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».
Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряжённости.
Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.
Последствия чрезмерной эмиссии – расстройство денежного обращения и как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.
Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы
Расстройство денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.
История
развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация
чередования войн, обострения противоречий
между нарождающимся российским предпринимательством
и помещиками землевладельцами, преобразований
в государственном управлении и периодического
расстройства денежного обращения, роста
бюджетного дефицита и реформ в области
государственных финансов, денежного
обращения и банков.
Заключение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.
Без
финансов невозможно обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономики, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.