Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление

Содержание работы

Введение
1. Финансовая система: понятие и структура
2. Централизованные и децентрализованные финансы как звенья финансовой системы
3. История развития финансовой системы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Dusmatova (Фин).doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

    В менеджменте по характеру и частоте  взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа финансовых систем: закрытые и открытые.

    Закрытая  система имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что

  • курс валюты был строго фиксирован;
  • собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство; 
  • предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
  • имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах
  • цены не выражались в отечественной валюте;
  • валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

    Открытая  финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация — это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка — это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

    Такое многообразие форм собственности открывает  возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

    Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.

  1. Централизованные и децентрализованные финансы как звенья финансовой системы

    Каждое  финансовая система представляет собой  определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом  – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

    Управление  распределительными и перераспределительными процессами осуществляется, как правило, с помощью аккумулирования финансовых ресурсов в целевых фондах. Фонд финансовых ресурсов – это совокупность денежных средств, объединяющая их по качественному признаку, а именно целевому использованию в соответствии сос сметой, являющейся финансовым документом, фиксирущим конкретные направления использования финансовых ресурсов. Эти фонды выступают в качестве инструмента реализации целей развития государства, предприятия, домашнего хозяйства

    Фонды денежных средств бывают централизованные и децентрализованные.

    К централизованным относятся: федеральные, региональные, местные бюджеты и внебюджетные фонды. К децентрализованным относятся: финансы предприятий и домашнего хозяйства.

    Децентрализованные  денежные фонды создаются непосредственно  в предприятиях (т.е. там, где образуются финансовые ресурсы) и являются результатом  распределительных процессов в  экономике. На предприятиях идет процесс  вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования).

    Централизованные  денежные фонды создаются на базе перераспределения финансовых ресурсов через финансово-кредитные институты  государства и муниципальных  образований. Таким образом они  являются способом решения общегосударственных задач на основе перераспределительных процессов. В качестве инструментов формирования централизованных фондов выступают налоги, арендные платежи, дивиденды, которые также производны от денег, но отличаются более сложным экономическим содержанием.

    Таким образом, объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в  двух блоках. Децентрализованные фонды  денежных средств создаются на микроуровне, а централизованные – на макроуровне.

    Децентрализованные  финансы, финансы предприятий различных  форм собственности, являются основой  всей системы. Поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть  финансовых ресурсов страны. От состояния финансов предприятия во многом зависит общее финансовое положение страны.

    Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального  источника всех денежных фондов страны – научного дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей народного хозяйства.

      В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

    Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, распоряжаются прибылью по своему усмотрению, формируют производственные и социальные фонды, ищут необходимые им срества для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.

    Финансы домашнего хозяйства лишь недавно  включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение страны.

    Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Через бюджет производится мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.

    Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджет является формой образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

    По  материальному содержанию государственный бюджет – представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода. Бюджет, являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций федеральных, региональных и местных органов, занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

    Централизация средств имеет важное экономическое  и политическое значение, поскольку  мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в  жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Функции бюджета:

  • Бюджет – основное орудие перераспределния национального дохода и ВВП, который широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом трбований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.
  • Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструметом регулирования и стимулирования экономики и инвесиций, повышения эффективности производства.
  • Впроцессе финансового планирования бюджет оказыввает наибольшее влияние на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациямми.
  • Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной стуктуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
  • В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

    Государственный бюджет дает органам власти реальную экономическую вохможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. История развития финансовой системы России 

    Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету  России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.

    Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.

    Довольно  быстрое развитие России в  XIXв. – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.

    Политические  и социально-экономические реформы  сопровождались изменениями в организации  финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение  в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике.

    Доходы  и расходы государственного бюджета  взаимосвязаны. действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

    Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряжённости.

    Более лёгким путём сбалансирования бюджета  является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путём  шла и Россия в XIX-XX веках.

      Последствия чрезмерной эмиссии – расстройство денежного обращения и как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.

    Свертывание денежных отношений – переход  все большей части товара товарооборота  к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы

    Расстройство  денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и  непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного  обращения.

       История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Финансовая  система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

     Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием  общества: чем сложнее и выше уровень  отношений между людьми, тем более  совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.

    Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы  использования  финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.

     Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. 
 
 

Информация о работе Финансовая система