Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:09, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране. Финансовая система охватывает следующие звенья:
финансы хозяйствующих субъектов;
финансы домашних хозяйств;
государственные финансы;
финансы общественных организаций.

Содержание работы

1. Финансовая система. Её звенья.
2. Основные источники формирования доходной части бюджета.
3. Принципы организации финансов предприятия различных форм собственности.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

План  работы:

1. Финансовая система. Её звенья.

2. Основные источники  формирования доходной части  бюджета.

3. Принципы организации  финансов предприятия различных  форм собственности.

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Финансовая  система. Её звенья.

Финансовая  система - это совокупность различных  сфер финансовых отношений, существующих в стране.         Финансовая система охватывает следующие звенья:

  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • финансы домашних хозяйств;
  • государственные финансы;
  • финансы общественных организаций.

 

Каждое звено  финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.        Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обеспечивают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным источником формирования государственного бюджета. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государственного бюджета финансовыми ресурсами. Важное место в финансовой системе занимают финансы домашних хозяйств (граждан).       Финансы домашних хозяйств (граждан) - это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета.          Раньше отечественная финансовая наука не признавала существования финансов домашних хозяйств. На Западе финансы домашних хозяйств давно рассматриваются как составная часть финансовой системы. В нашей экономической литературе только в последние годы появились публикации по вопросам финансов домашних хозяйств, и экономисты стали рассматривать эти финансы как часть общей финансовой системы.  Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета.    Доходная часть семейного бюджета формируется за счет следующих источников:

  • заработная плата;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;
  • доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

 

 

Денежные расходы  семейного бюджета подразделяются на три группы:

  • Налоги, платежи;
  • Потребительские расходы;
  • Сбережения и накопления.

Расходы семейного  бюджета выполняют очень важную роль для воспроизводства обеспечения  жизнедеятельности семьи. За счет расходов создается финансовый портфель. Финансовый портфель - это совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи.

Финансовый  портфель состоит из трех портфелей:

  • Потребительский портфель (покупка товаров длительного пользования);
  • Накопительный портфель (покупка ювелирных изделий, антиквариата, произведения искусства и др.);
  • Инвестиционный портфель с целью получения дохода и увеличения капитала (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.).

Сущность государственных  финансов состоит в том, что они  охватывают ту часть денежных отношений  по поводу распределения и перераспределения  стоимости ВВП, которая в установленном  размере аккумулируется в руках  органов государственной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.           Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет. Государственный бюджет утверждается Федеральным собранием Российской Федерации как закон.           Государственный бюджет рассматривается как централизованный фонд денежных средств государства и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода.           Одним из звеньев государственных финансов являются внебюджетные фонды.  Внебюджетные фонды - средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.         

 

Специфическим звеном финансовой системы выступает  государственный кредит, который  отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования государственных расходов.        Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем выпуска и продажи на рынке государственных долговых обязательств: облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг.    Особенность государственного кредита заключается в том, что аккумулируемые финансовые ресурсы не участвуют в воспроизводстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита. Обращение государственных долговых обязательств на рынке ценных бумаг служит объектом регулирования со стороны государственных институтов и центрального банка страны методами кредитно-денежной политики. Через рынок ценных бумаг и банковскую сферу кредитно-денежная политика оказывает значительное влияние на хозяйственную жизнь.     Региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.          Роль региональных финансов заключается в том, что они обеспечивают территориальные органы власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами.  Региональные финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территории.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет двух источников:

  • Закрепленных, т.е. собственных;
  • Регулирующих, в которые входят отчисления от государственных доходов, средства, полученные в форме дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего бюджета.

 

 

 

 

 

 

2. Основные источники формирования доходной части бюджета.

 

Доходы бюджетов представляют собой часть национального  дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.        Доходы государственного бюджета состоят их трех основных источников:

1) налогов, прямых  и косвенных, взимаемых как  центральными, так и местными  финансовыми структурами;

2)государственных  займов;

3)поступлений  из так называемых внебюджетных  или целевых фондов, значимость  которых в современных условиях чрезвычайно высока, поскольку они имеют социально-экономическую направленность — социальное страхование, подготовку и переподготовку рабочей силы, строительство дорог, охрану окружающей природной среды и т. д., хотя и невелика их налогооблагаемая база.         В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.            В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.           Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.  К налоговым доходам относятся:

• предусмотренные  налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы;

 

• пени и штрафы.            

 

 

К неналоговым  относятся доходы:

 

• от использования  имущества, находящего в государственной  и муниципальной собственности;

 

• от продажи или другого  возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

 

• от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями;

 

• полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

 

• в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы;

 

• другие неналоговые доходы.         В доходах бюджетов учитываются:

 

• средства, получаемые в  виде арендной либо другой платы за сдачу во временное владение и  пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

 

• средства, получаемые в  виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях;

 

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

 

• средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных ссуд, в том  числе средства, получаемые от продажи  имущества и другого обеспечения;

 

• плата за пользование  предоставленными бюджетными средствами;

 

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

 

• часть прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

 

• другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности.         Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов.   Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты.   Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств отражается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.     В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, по взаимным расчетам — операциям по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.          Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.        Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся:

 

• налоговые  доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством;

 

• часть неналоговых  доходов;

 

• безвозмездные  перечисления.

Финансовая  помощь не относится к собственным  доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.       Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.            Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы  организации финансов предприятий  различных форм собственности.

 

Финансовые  отношения коммерческих организаций  и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.           Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует коммерческие организации и предприятия к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации и предприятия всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику.     Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих предприятий и организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд.    Принцип материальной ответственности означает четкую систему ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Для занятия определенными видами деятельности требуется государственная лицензия, отсутствие которой наказывается штрафом. За нарушения договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства организации уплачивают штрафы, пени, неустойки. В случае неэффективной деятельности организация может быть признана в судебном порядке несостоятельной (банкротом). К руководителям и отдельным работникам организаций могут быть применены различные виды наказаний (штрафы, лишения премий, административные взыскания, вплоть до увольнений) за нарушения установленных законодательством правил работы организаций, трудовой и производственной дисциплины.         Принцип материальной заинтересованности — объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в настоящее время имеются слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации и предприятия не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.  Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.  Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.        Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Информация о работе Финансовая система