Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии. Объектом курсовой работы – финансовый план на предприятии. Предмет курсовой работы в свою очередь является финансово-хозяйственная деятельность и осуществление финансового планирования на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность финансового планирования
1.2 Методы, принципы и этапы финансового планирования
1.3 Виды финансовых планов
2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ – ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО - ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА
2.1 Сущность и функции бюджетирования
2.2 Виды бюджетных планов
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»
3.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
3.2 Особенность финансового планирования и бюджетирования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

Факультет экономики и права

Специальность 080105.65 «Финансы и кредит»

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

по дисциплине “Финансы”

на тему: «Финансовое планирование на предприятии»

Студент

А.В. Андреева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1  Сущность финансового планирования

1.2 Методы, принципы и этапы финансового  планирования

1.3 Виды финансовых планов

2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ – ТЕОРИЯ И  ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО - ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА

2.1 Сущность и функции бюджетирования

2.2 Виды бюджетных планов

3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯ  ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

3.1 Краткая характеристика деятельности  предприятия

3.2 Особенность финансового планирования  и бюджетирования на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный кризис экономики —  это, прежде всего, кризис ее производственной сферы, основным звеном которой является предприятие. Все направления реформирования экономики в той или иной мере затрагивают предприятие. Именно здесь находится центр всех преобразований. Реформировать предприятия приходится в сложных условиях, которые характеризуются высокой степенью зависимости от импорта сырья и энергоносителей, дефицитом оборотных средств, ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть выделены для стимулирования сферы материального производства.

В то же время практика показывает, что на неритмично работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему внутрифирменного стратегического планирования[1].

В условиях динамизма внешней среды  стало практически невозможным  обеспечивать нормальную работу предприятий, обращая внимание только лишь на текущую  ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение  процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиции поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.

Сложившаяся на предприятиях методология  и методика планирования базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования. Трансформация централизованного планирования в систему государственного регулирования требует кардинального пересмотра всех элементов системы внутрифирменного планирования. Кроме того, планирование на предприятии является важнейшим элементом хозяйственного механизма управления. Попытки создать организационный и экономический механизм управления предприятиями рыночного типа без проработки системы внутрифирменного планирования нельзя считать плодотворными. Планирование является мощным фактором организационного развития предприятия. Оно создает основу для четкой слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение в практику управления рыночных методов хозяйствования. Эффективное внутрифирменное планирование служит основой для разработки системы взаимоувязанных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации на предприятиях и создание предпосылок дальнейшего роста.

Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии. Объектом курсовой работы – финансовый план на предприятии. Предмет курсовой работы в свою очередь является финансово-хозяйственная деятельность и осуществление финансового планирования на предприятии.

Для достижения цели определены следующие  задачи: 1) раскрыть сущность и теоретические  основы финансового планирования на предприятии; 2) рассмотреть сущность бюджетирования, как наиболее эффективного метода финансового планирования; 3) оценить общую экономическую характеристику деятельности предприятия УФПС Хабаровского края – филиала ФГУП «Почта России»; 4) проанализировать систему финансового планирования на данном предприятии;

В процессе разработки курсовой работы применялись научные методы: исторический; описательный; системно-аналитический; документальный, логический, статистический и др.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1  Сущность финансового планирования

Эффективное управление финансами  организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование — это процесс  разработки и принятия целевых установок  в количественном и качественном выражении, а также определения  путей их наиболее эффективного достижения.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или  количественны- ми показателями, ключевыми  для данного уровня управления.

Планирование финансов в организациях осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных данных, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы, получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась[2].

Рыночная экономика как более  сложная и организованная социально-экономическая  система требует качественно  иного финансового планирования, так как за все негативные последствия  и просчеты планов ответственность  несет сама организация ухудшением своего финансового состояния.

Сложившаяся уже за последнее десятилетие  система финансового планирования в организациях имеет ряд серьезных  недостатков.

1. Процесс планирования по традиции  начинается от производства, а  не от сбыта продукции.

2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.

3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4. При планировании преобладает  затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры.

5. В коммерческих организациях, как правило, отсутствует разделение  затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной  прибыли, не всегда проводится  анализ безубыточности продаж.

6. В процессе финансового планирования  не оценивается эффект операционного  рычага, не ведется расчет запаса  финансовой прочности.

7. Существующая система планирования  не дает возможности проводить  достоверный анализ финансовой  устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке[3].

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового  планирования в нынешних условиях действуют  факторы, ограничивающие его использование  на предприятиях;

• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для осуществления  эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

В небольших организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность  в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие — будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит  в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

• обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

• предоставляет возможности определения  жизнеспособности проекта предприятия  в условиях конкуренции;

• служит инструментом получения  финансовой поддержки от внешних  инвесторов.

Планирование связано, с одной  стороны, с предотвращением ошибочных  действий в области финансов, с  другой — с уменьшением числа  неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

К основным задачам финансового  планирования в организации относятся:

• обеспечение необходимыми финансовыми  ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени  рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью  предприятия[4].

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат на осуществление деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана  связаны со всеми экономическими показателями работы организации и  увязаны с основными разделами  предпринимательского плана: производства продукт услуг, научно-технического развития, совершенствования производства и управления, повышения эффективности производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, уда и кадров, прибыли и рентабельности, экономического стимулирования и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

1.2 Методы, принципы и этапы финансового  планирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-патетического моделирования. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимость показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываете непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения ей потребности  в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на деленную дату в перспективе. Большое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

 Метод денежных потоков носит  универсальный характер при составлении  финансовых планов и служит  инструментом для прогнозирования  размеров и сроков поступления  необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков  основывается ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии