Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 13:35, курсовая работа
Любая экономическая деятельность представляет собой сложное явление, которое предусматривает постоянное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. В их распоряжении находятся различные ресурсы — материальные, финансовые, трудовые. Для успешной деятельности хозяйствующим субъектам необходимо осуществлять управление своими ресурсами, в т.ч. и финансовыми.
Введение
1. Финансовое планирование и прогнозирование
1.1 Содержание и задачи финансового планирования
1.2 Виды финансовых планов и методы финансового планирования
1.3 Финансовые прогнозы в системе финансового планирования
2. Анализ федерального бюджета РФ как финансового плана
3. Пути совершенствования финансового планирования
3.1 Зарубежный опыт финансового планирования и прогнозирования
3.2 Пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в России
Заключение
методы финансовой математики - основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Неравноценность определяется тем, что любая сумма может быть инвестирована и может принести доход. Следовательно, сегодняшние деньги в этом смысле ценней будущих, а будущие поступления менее ценны, чем современные. «Очевидным следствием принципа «неравноценности» является неправомерность суммирования денежных величин, относящихся к разным моментам времени. Подобного рода суммирование допустимо лишь тогда, когда фактор времени не имеет значения.»29.
Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации. Для обработки информации широко применяются компьютерная техника и специализированные пакеты программного обеспечения.
Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, бюджетные учреждения согласно Бюджетному кодексу РФ, финансовые прогнозы составлять не обязаны. Остальные некоммерческие организации также обычно их не разрабатывают. Коммерческие же, напротив, разрабатывают с особой тщательностью, обычно по форме, аналогичной финансовому плану. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, движения денежных средств, прогноз пассивов и активов.
Финансовое прогнозирование обычно считается подготовительным этапом к составлению финансового плана. Однако, грань между финансовым прогнозом и финансовым планом на практике очень тонка. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем. Обычно финансовый план отличает большая степень определенности, хотя в нем и содержится определенная доля прогноза. Финансовый прогноз всегда предшествует составлению финансового плана, он не является обязательным для исполнения, более того, иногда прогноз составляется с целью именно избежать прогнозируемых последствий. План же обязателен для исполнения, его отличает адресность и конкретность, он утверждается соответствующими органами или должностным лицом.
Успешное управление финансами на макроуровне безусловно подразумевает составление и использование различных прогнозов. На общегосударственном и территориальном уровнях финансовый прогноз составляется в виде баланса финансовых ресурсов (страны, региона)30. «Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов»31. Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов
финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (ст. 175 БК РФ). Составление баланса финансовых ресурсов является одним из подготовительных этапов к составлению проект бюджета РФ. Планирование финансовых ресурсов в системе управления финансами на макроуровне в РФ осуществляется при помощи системы бюджетов, которая включает в себя три уровня: федеральный, региональный, местный.
Составление проекта бюджета основывается на:
Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
прогнозе социально-экономического развития, который разрабатывается на период не менее трех лет.
основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего финансового плана. После утверждения проекта бюджета соответствующим законодательным органом начинается его исполнение - действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Важным этапом управления финансами государства является контроль за исполнением бюджета, осуществляемый согласно текущему законодательству, представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
Произведем анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ.
планирование финансовый прогнозирование
2. Анализ федерального бюджета РФ как финансового плана
Государственный бюджет, как и любой другой вид финансового плана, включает в себя доходную и расходную части. Доходы государственного бюджета делятся на налоговые и неналоговые и на безвозмездные поступления. Выделяют следующие основные направления расходов федерального бюджета: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография и средства массовой информации, здравоохранение и спорт, социальная политика, межбюджетные трансферты.
Таблица 1 Исполнение федерального бюджета РФ в 2005-2008 годах
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 (прогноз)32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, руб. |
5,125 |
6,28 |
7,76 |
9,276 |
6,561 |
Расходы |
3,539 |
4,28 |
6,13 |
7,571 |
9,845 |
Профицит |
1,586 |
2,00 |
1,63 |
1,705 |
-3,028 |
В таблице 1 приведены данные об исполнении федерального бюджета по доходам и расходам в 2005-2008 гг. В зависимости от ситуации в стране объем доходов и расходов меняется.
Таблица 2 Темпы роста и прироста доходов и расходов федерального бюджета за 2005-2008 г
Год |
Доходы |
Абсолютный прирост (цепной), млн. руб., |
Темп роста, % цепной, |
Темп прироста, % цепной, |
Расходы |
Абсолютный прирост (цепной), млн. руб., |
Темп роста, % цепной |
Темп прироста, % цепной, |
2005 |
5,125 |
- |
- |
- |
3,539 |
- |
- |
- |
2006 |
6,28 |
1,16 |
122,54 |
22,537 |
4,28 |
0,74 |
120,94 |
20,938 |
2007 |
7,76 |
1,48 |
123,57 |
23,567 |
6,13 |
1,85 |
143,22 |
43,224 |
2008 |
9,28 |
1,52 |
119,59 |
19,588 |
7,571 |
1,44 |
123,51 |
23,507 |
Из таблицы 2 видно, что на протяжении 2005-2008 годов наблюдался рост доходов и расходов федерального бюджета в абсолютном выражении — об этом свидетельствуют положительные значения абсолютных приростов и темпов роста и прироста. Наблюдает восходящий тренд. Обычно, при наличии устойчивой тенденции можно применить метод экстраполяции для прогнозирования. Однако, в данном случае тренд был нарушен в конце 2008 года в результате экономического кризиса. Несмотря на это, в ноябре 2008 года был принят закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», где устанавливались следующие доходы и расходы федерального бюджета:
Таблица 3
Начальные показатели федерального бюджета на 2009-2011 г
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
Доходы, трлн. руб. |
10,93 |
11,73 |
12,84 |
Расходы, трлн. руб. |
9,02 |
10,32 |
11,32 |
Показатели в табл. 3. довольно оптимистичные, поэтому они будут скорректированы еще не раз. По позднейшим прогнозам (табл. 1, графа 6), в 2009 году федеральный бюджет будет дефицитным. В абсолютных цифрах дефицит бюджета в 2010 году составит 3 трлн. руб., в 2011 году - 2,012 трлн. руб., в 2012 году - 1,5559 трлн. руб.33 В данный момент для прогнозирования в основном используются экспертные оценки.
В идеале доходная и расходная части должны быть равны друг другу т.е. бюджет должен быть сбалансирован, но на практике этого сложно добиться. Если расходы превышают доходы, то образуется дефицит, который покрывается путем эмиссии денег (как сейчас поступают США), выпуском государственных займов, путем ужесточения налогообложения, или из других источников (например, как в России в 2009-2010 — из Резервного фонда). Если же доходы больше расходов, то образуется профицит, который не считается однозначно положительным явлением, поскольку он может означать, что расходы бюджет недостаточны, что налоговое бремя слишком велико. Кроме того, несбалансированность бюджета может возникать как в результате случайных обстоятельств, так и в результате ошибок в планировании и прогнозировании макроэкономических событий.
В России с начала 2000-х наблюдалось постоянное превышение доходов над расходами — профицит, который направлялся в специальный Стабилизационный фонд, который на 1 января 2007 г. в рублевом эквиваленте составлял 2,34 трлн. руб., на 1 января 2008 г. — 3,84 трлн. руб.34 В дальнейшем с 1 февраля 2008 г. Стабфонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В условиях благоприятной внешней конъюнктуры Резервный фонд на 1 февраля 2009 возрос до 4,9 трлн. руб., ФНБ увеличился в 2,5 раза и составил 2,9 трлн. руб.35 Однако уже на начало 2010 Резервный фонд РФ года составит 1,55 трлн. руб., ФНБ на конец 2009 года будет равен 2,8 трлн. руб., к концу 2012 года его размер уменьшится до 0,94 трлн. руб. 36, поскольку этими деньгами будет покрываться дефицит бюджета. Налоговые доходы составляют значительную часть доходов бюджета (табл. 2.)
Таблица 4
Доходы федерального бюджета РФ в 2006-2008 гг., трлн. руб
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 | |||
В трлн. руб |
В % |
В трлн. руб |
В % |
В трлн. руб |
В % | |
Доходы |
6,28 |
100 |
7,76 |
100 |
9,27 |
100 |
Налоговые |
3,76 |
59,87 |
4,66 |
60,05 |
5,34 |
57,61 |
Неналоговые |
2,52 |
40,13 |
3,10 |
39,95 |
3,93 |
42,39 |
Если рассмотреть структуру доходов федерального бюджета, то можно увидеть, что соотношение между налоговыми и неналоговыми доходами остается приблизительно одинаковым, рост наблюдается в абсолютном выражении (рис.1.)
Рис. 1. Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета в 2006-2008 гг
Если рассмотреть структуру налоговых доходов федерального бюджета, то наибольший вклад в формирование доходов вносят следующие налоги (рис.2.): НДС, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций.
Рис. 2. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2008 г
Расходы бюджета — затраты, формируемые в связи с выполнением государством своих конституционных и уставных функций. Расходы бюджета отличает: распределение и использование средств на законодательной основе; безвозмездность и безвозвратность, целевой характер использования, ориентация на максимальный результат при минимальных затратах.
Таблица 5. Расходы федерального бюджета в 2006-2008 гг
Расходы в 2007 |
2006 |
2007 |
2008 |
общегосударственные вопросы |
533 |
852,5 |
777,1 |
национальная оборона |
682 |
835,6 |
562,9 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
550 |
668 |
574 |
национальная экономика |
345 |
704,4 |
1014 |
ЖКХ |
53 |
294,3 |
120,9 |
расходы на социальную сферу37 |
616 |
843,7 |
996,1 |
охрана окружающей среды |
6,6 |
8,2 |
10,2 |
межбюджетные трансферты |
1499 |
1900 |
2674,6 |
Информация о работе Финансовое планирование в системе управления финансами