Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Содержание работы

Введение
1. Необходимость и содержание финансового планирования
2. Задачи финансового планирования
3. Этапы и методы финансового планирования
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

фин планирование.docx

— 29.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Необходимость и содержание финансового планирования

2. Задачи финансового планирования

3. Этапы и методы финансового планирования

Список используемой литературы

 

Введение

 

Финансовое  планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов  управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и  местного самоуправления оценивают  состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и  способы увеличения их объема, направления  наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения  финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения  доходов, прибыли, финансового обеспечения  решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется  воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

 

1. Необходимость и содержание  финансового планирования

 

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению  к материально-вещественным элементам  производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие  через распределение на процесс  воспроизводства обусловливают  необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования  финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются  параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень  соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень  дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством  финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования  на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение  между объемом и темпами роста  ВВП и консолидированного бюджета  страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового  планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает  источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования  бюджетов разных уровней, государственных  внебюджетных фондов; создает предпосылки  для обеспечения стабильности в  масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового  планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый  план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые  планы служат инструментом экономической  проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично  развивающейся рыночной экономики  в отдельные конкретные периоды  на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

 

2. Задачи финансового  планирования

 

Задачи, решаемые в процессе финансового  планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями  формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях  должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов  хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций  между движением материальных и  финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) определение экономически обоснованного  размера финансовых резервов, что  позволяет предупреждать возникновение  диспропорций при переходе от  перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а  также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

 

3. Этапы и методы  финансового планирования

 

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1) анализ выполнения  финансового плана в предыдущих  и текущем плановых периодах;

2) расчет плановых показателей;

3) составление финансового  плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового  планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и  причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и  текущем годах, а также резервы  роста финансовых ресурсов;

обосновать основные параметры  финансового плана;

определить недостатки в работе органов управления финансами в  ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения  по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих  финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей  финансового плана и выбор  оптимального варианта, корректировку  финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики  каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового  планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции

Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей  на относительно устойчивый темп их роста.

Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для  первоначальных прикидок, так как  имеет ряд недостатков:

не ориентирует на выявление  дополнительных резервов роста доходов;

не способствует экономному использованию  средств, так как планирование ведется  от достигнутого уровня;

не учитывает изменения отдельных  факторов в планируемом году по сравнению  с базовым для расчетов периодом;

  • нормативный

Суть его состоит в том, что  плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных  нормативов. Предполагает наличие прогрессивных  норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой  для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме  того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения  экономико-математических методов  в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 65 БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности;

Информация о работе Финансовое планирование