Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа
Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.
Задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.
2. Определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования.
3. Проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели
Личное подоходное налогообложение, помимо фискального значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство.
В финансовом регулировании
могут также использоваться вне
В условиях стагфляции, то есть
параллельного развития процессов
инфляции и падения объемов
Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке. Основополагающая цель кредитно – денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно - денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.
Цель увеличения предложения
денег достигается путем
На сокращение предложения
денег направлена так называемая
"политика дорогих денег" - продажа
государственных долговых обязательств,
повышение процентной ставки и нормы
резервов. Политика дорогих денег
применяется как
Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы):
К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.
Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.
Однако устойчивый ежегодный рост доли страховых взносов в ВВП РФ, достигший к 2001 г. более 2 %, заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью и масштабы их применения в сущности исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регулятора, но главное - и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его "прямому назначению") используется всего лишь на десятую часть от возможного.
В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.
Или другой пример - обязательное
страхование ответственности
Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики.
Все вышесказанное иллюстрирует,
какое значение для рыночной экономики
имеет действие финансовых регуляторов.
Однако и в рыночной экономике
есть сфера применения прямого административного
регулирования, создающего нормальные
условия использования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность процесса финансового
регулирования экономики и
Для построения эффективной
системы государственного регулирования
и рационального применения финансовых
регуляторов целесообразно
Современный этап развития
нашей страны требует совершенствования
ценового регулирования, комбинированного
проведения жесткой финансовой и
более свободной
Отечественной системе финансового
регулирования экономики и