Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Рассматривая тема действительно является актуальной, поскольку она затрагивает как интересы общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Социальное государство - понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Цель данной работы: определение сущности финансового регулирования социально-экономических процессов.

Содержание работы

Введение 3
Понятие финансового регулирования, необходимость в условиях рыночной экономики 4
Государство как субъект финансового регулирования 6
Объекты государственного финансового регулирования. 7
Заключение 9

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, реферат.docx

— 24.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

Понятие финансового регулирования, необходимость в условиях рыночной экономики 4

Государство как субъект финансового регулирования 6

Объекты государственного финансового регулирования. 7

Заключение 9

 

 

Введение

 

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие  от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами  общественной жизни и использующий при этом различные средства.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. Государственное вмешательство  в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма  в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.

Рассматривая тема действительно  является актуальной, поскольку она  затрагивает как интересы общества в целом, так и каждого человека  в отдельности. Социальное государство - понятие, призванное подчеркнуть, что  социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.

Цель данной работы:  определение  сущности финансового регулирования социально-экономических процессов.

 

Понятие финансового регулирования, необходимость в условиях рыночной экономики

Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Формами финансового воздействия  на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование.

Прямое финансовое регулирование  предполагает непосредственное воздействие  на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот  малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы  поддержки малого бизнеса или  государственные и муниципальные  заказы некоммерческим организациям и  др.

Косвенное финансовое регулирование  действует опосредованно через  другие объекты. Например, в целях поддержки сельскохозяйственной отрасли, снижение ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

 Во многих странах  существует проблема так называемого  перекрестного субсидирования —  это ситуация, при которой эффект  от государственной поддержки  получает хозяйствующий субъект,  не являющийся объектом регулирования.  Например, в рамках государственной  поддержки сельскохозяйственных  производителей последним предоставляются  бюджетные субсидии для льготного  приобретения сельскохозяйственного  оборудования. Исходя из этого  машиностроительные предприятия  стараются включить сумму субсидии  в цену своей продукции. Таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Необходимость финансового регулирования в условиях рыночной экономики:

1. Финансовое обеспечение  потребностей расширенного производства. Оно означает покрытие затрат  за счет финансовых ресурсов (собственных,  заемных, привлеченных).

2. Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов.  Регулирование экономики осуществляется  через перераспределение финансовых  ресурсов: достаточно выделить финансовые  ресурсы и темпы развития отрасли  или региона ускоряются или  наоборот, прекращение финансирования  может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование  эффективного использования всех  видов экономических ресурсов. Оно  осуществляется различными методами:

- через эффективное вложение  финансовых ресурсов;

- создание поощрительных  фондов (фонды потребления, фонды  социальной сферы и др.);

- использование бюджетных  стимулов (представление льгот при  уплате налогов всегда носит  стимулирующий характер, примером  может служить освобождение от  уплаты многих видов налогов  сельских и фермерских хозяйств  с целью обеспечения их роста  и развития);

- использование финансовых  санкций (штрафы, пени за несвоевременную  уплату налогов, сокрытие доходов  и имущества от налогообложения,  непредставление налоговых деклараций  и т.п.).

 

Государство как субъект  финансового регулирования

 

Современный этап развития рыночной экономики в различных  странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические  и социальные процессы, поскольку  в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования  рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают  финансы. Следовательно, основным субъектом  финансового регулирования выступает  государство.   

Государственное финансовое регулирование социально – экономической  системы предполагает осуществление совокупности действий органов государственной власти и местного самоуправления, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства в целях обеспечения ее качественного роста и устойчивого развития.

Возможность осуществления  централизованного воздействия  на экономику и социальную сферу  во многом зависит от ресурсного обеспечения  проводимых мероприятий. Это дает основание  констатировать, что необходимым  условием решения основных задач  системы государственного финансового  регулирования выступает опосредуемый финансами процесс формирования и использования финансовых ресурсов государства в лице органов государственной  власти и местного самоуправления.

В мировой практике государство  выступает эффективным координатором, выстраивающим баланс интересов  субъектов экономики, определяющим оптимальные цели и параметры  общественного развития в долгосрочной перспективе, создающим условия  и механизмы их достижения, причем бюджетные средства также выступают  в качестве катализатора для привлечения частных средств, играют стартовую роль и дополняются экономическими льготами для экономических субъектов.

Объекты государственного финансового  регулирования

 

Отраслевая структура  экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура  общества — основные объекты государственного финансового регулирования.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых  ставок, налогооблагаемой базы, состава  налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым  регулированием, влияет на налогообложение  прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

• различные формы государственной  поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный  и муниципальный заказы, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные  гарантии);

• с бюджетными расходами  связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более  низкий уровень ссудного процента и  страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих  ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования отраслевых пропорций могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные  инвестиции на долевых началах в  тот или иной проект могут рассматриваться  частными инвесторами как государственные  гарантии.

Регулирование территориальных  пропорций. Необходимость финансового  воздействия на территориальные  пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для  стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности  размещения природных ресурсов и  других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных  регионов.

Финансовое регулирование  территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных отношений (разграничение  расходных полномочий между органами публичной власти разного уровня; межбюджетное регулирование путем  перераспределения средств между  уровнями бюджетной системы в  целях поддержки социального  и экономического развития территорий (субсидии из фондов софи-нансирования социальных расходов), дотирования  нижестоящих бюджетов для выравнивания бюджетной обеспеченности территорий, временной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов; налоговое регулирование  бюджетной обеспеченности), финансирование целевых программ поддержки и  развития отдельных регионов и муниципальных  образований. Финансовое воздействие  на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

Регулирование социальных процессов. Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого  среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к  политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается  на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к  труду

Уровень и качество жизни  людей, а также политическая и  социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с  образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием.

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели  вопрос о роли и сущности  финансового  регулирования.

В ходе проделанной работы мы пришли к выводу о том, что основными приоритетами осуществления финансового регулирования является выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Эффективное выполнение вышеперечисленных  обязательств будет способствовать качественному изменению социально-экономической сферы государства, структурной перестройки экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, приводящим к улучшению условий жизни населения в целом.

 


Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов