Финансовое регулирование в системе регулирования финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы посвящена изучению финансового контроля в системе управления финансами.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) изучить содержание и задачи финансового контроля;
2)рассмотреть виды и методы финансового контроля;
3)проанализировать пути совершенствования финансового контроля.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание и задачи финансового контроля 5
1.1. Финансовый контроль в системе управления финансами 5
1.2. Принципы финансового контроля 8
2. Виды и методы финансового контроля 10
2.1. Виды финансового контроля 10
2.2. Методы финансового контроля 12
2.3. Негосударственный финансовый контроль 13
3. Организация финансового контроля в РФ 17
3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ 17
3.2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ 18
3.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ 23
3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ 24
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.

1. Обязательный финансовый контроль.

а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

2. Инициативный финансовый  контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды.

Н.И. Химичева называет следующие  виды контроля:

1) представительных органов  государственной власти и местного  самоуправления;

2) Президента РФ или Администрации Президента РФ;

3) исполнительных органов  власти общей компетенции; 

4) финансово-кредитных  органов; 

5) ведомственный и  внутрихозяйственный; 

6) общественный;

7) аудиторский. 

Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:

    • бюджетный;
    • налоговый;
    • валютный;
    • кредитный;
    • страховой;
    • инвестиционный;
    • за денежной массой. [2, с. 61].

Таким образом, финансовый контроль классифицируется в зависимости от: времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим; органов (субъектов), осуществляющих его, он может быть представительных органов государственной власти и местного самоуправления, президентский контроль, контроль исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский финансовый контроль.

 

2.2. Методы финансового  контроля

 

Под методами финансового контроля понимают приемы, или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и др.

По методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на:

а) проверки — на основе отчетной документации и расходных  документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;

б) обследования — охватывают более широкий спектр финансово-экономических  показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;

в) надзор — осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;

г) анализ финансовой деятельности — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;

д) наблюдение (мониторинг) — предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий-клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;

е) ревизия — предполагает полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. [2, с.62].

Таким образом, применяются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово- хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

 

2.3. Негосударственный финансовый контроль

 

С развитием рыночной экономики в Российской Федерации  повышается роль финансового контроля, проводимого на основе российских законов, но без непосредственного участия  государственных контролирующих органов  – негосударственного финансового контроля.

К негосударственному относятся  следующие виды финансового контроля:

    • внутрифирменный (корпоративный)
    • контроль со стороны коммерческих банков за организациями – клиентами;
    • аудиторский контроль.

Внутрифирменный (корпоративный) финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия. Его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля контролируют эффективность и целесообразность денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Коммерческие банки  по закону обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность клиента и ликвидность его баланса для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль –  новый вид финансового контроля, появившейся в России в конце 1980-х годов в целях осуществления  независимой экспертизы финансовой отчетности частных коммерческих структур. Основные задачи аудиторского контроля:

-установление достоверности  бухгалтерской и финансовой отчетности;

-контроль соблюдения  российского законодательства при  совершении тех или иных финансовых  и хозяйственных операций;

-проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторский контроль в  РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который разделяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям - реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведение аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских Объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др. Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного  и инициативного аудита. Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в РФ являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

В отдельных случаях  орган государственной власти может  выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

Общественный  контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

Например, Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного страхования» предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

В системе  обязательного пенсионного страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

3. Организация финансового контроля в РФ

3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

 

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента РФ и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны органов представительской  власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы, Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, независимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

 

3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ

 

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  представительных органов принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой  определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ « О Счетной палате Российской Федерации», другими законами Российской Федерации. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из председателя, назначаемого Государственной  Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом  Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты – инспекторов.

Объектом  контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

Информация о работе Финансовое регулирование в системе регулирования финансами