Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:18, курсовая работа
Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Социальная защита населения…………………………………...4
1.1 Понятие, функции и принципы социальной
защиты населения…………………………………………..4
1.2 Механизмы социальной защиты населения…………………..10
Глава 2. Анализ финансовых механизмов обеспечения
социальной защиты населения…………………………………………….14
2.1 Финансовые методы социальной защиты населения………...14
2.2 Оценка эффективности финансовых методов
социальной защиты населения………………………………….23
2.3 Финансовый механизм предоставления
государственной социальной помощи в Российской
Федерации…………………………………………………………27
Глава 3. Проблемы и перспективы финансового обеспечения
социальной защиты населения…………………………………………….34
3.1 Основные проблемы в сфере социальной
защиты населения………………………………………………34
3.2. Перспективы развития финансового обеспечения
социальной защиты населения…………………………………36
Заключение……………………………………………………………………40
Список использованных источников………………………………………..42
Фактический прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении.
В российской практике социальной защиты населения выделяется два типа прожиточного минимума. Первый — так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности. Предусматриваемый им набор продовольствия ограничен некоторыми важнейшими продуктами питания. Такое обеспечение жизненного минимума призвано гарантировать элементарные условия человеческого существования. За нижней чертой жизненного минимума начинается откровенная нищета, нижний порог бедности и борьба за выживание.
Другой — так называемый социальный, рассчитанный на удовлетворение более широкого набора потребностей в области продовольствия и промышленных товаров
Высокому региональному уровню прожиточного минимума должен соответствовать высокий региональный уровень социальных выплат и наоборот. Разнообразие вариантов прожиточного минимума позволяет более дифференцировано подходить к определению потребления различных социально-демографических групп населения, точнее регулировать минимальные размеры социальных выплат и оплаты труда.
В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской корзины. Она формируется посредством установления государственными ведомствами на основе научных разработок минимальных норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности человека крайне затруднительно. При определении минимальной потребительской корзины решающее значение имеет ее состав. Доля ее продовольственной части составляет примерно 68,3 %, непродовольственной — 19,1 %, услуг — 7,4 %, налогов и платежей — 5,2 %.
Будучи важнейшим нормативом, для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения, но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более у всех их получателей. Прожиточный минимум — это только ориентир, а не обязательный для полного и неукоснительного выполнения норматив. Чем богаче общество, чем эффективнее и стабильнее его экономика, тем больше возможностей для сокращения разрыва между социальными пособиями и прожиточным минимумом.
Ключевым элементом финансового механизма социального страхования является совокупность страховщиков как центрального звена механизма. Самсонов Н.Ф. отмечает, что Российской Федерации действуют три обязательных внебюджетных фонда:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд
Сущность внебюджетных социальных фондов проявляется через выполняемые ими функции, которые реализуются через финансовый механизм их формирования и использования. Функции, которые выполняют внебюджетные социальные фонды, в свою очередь, обусловливают структуру финансового механизма формирования и использования этих фондов.
Финансовый механизм формирования и использования внебюджетных социальных фондов включает:
1) формы и методы формирования
и использования ресурсов
2) нормативную базу
3) финансовое планирование
доходов и расходов
4) финансовый контроль за составлением и исполнением бюджетов внебюджетных социальных фондов.
Если раньше преобладающим источником финансирования социальных программ служил государственный бюджет, т.е. общие налоговые поступления, то теперь в основе финансирования утверждается страховой принцип.
Деятельность Пенсионного фонда и Фонда социального страхования непосредственно связана с финансированием программ, призванных обеспечить прямую социальную защиту населения. Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (1990 г.), фонд обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. Выплата страховых взносов в Пенсионный фонд является обязательной практически для всех предприятий и занятых на них работников. Часть поступлений в Пенсионный фонд формируется и за счет федерального бюджета.
Все поступления в Пенсионный фонд имеют целевое назначение. Страховые взносы служат основным средством финансирования трудовых пенсий, бюджетные ассигнования — социальных пособий и других социальных выплат.
Средства ПФР используются на выплату:
•материальной помощи престарелым и инвалидам. Кроме того, средства Фонда направляются на содержание аппарата и оплату текущей деятельности.
В условиях инфляции
пенсии гражданам
ПФР финансирует различные
программы по социальной
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств в этой сфере. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Его денежные средства не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.
Средства ФСС РФ направляются:
•на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
•единовременные страховые и ежемесячные выплаты;
Федеральный фонд
Для реализации
Средства ФФОМС направляются:
•разработку тарификации стоимости медицинских услуг;
2.2 Оценка эффективности финансовых методов
социальной защиты населения
Пенсионная система России является одной из важнейших составляющих не только социальной политики, но экономики страны в целом, а результаты ее развития затрагивают интересы всех слоев населения России.
Соловьев А.К. отмечает, что в результате пенсионной реформы 2002 г. были решены несколько приоритетных задач:
При этом были полностью сохранены пенсионные права всех категорий пенсионеров, пенсия которым была назначена до пенсионной реформы (до 01.01.2002 г.);
Но в то же время
ряд задач, направленных на реализацию
страховых принципов развития
пенсионной системы не был
решен. Отметим лишь некоторые
их них: не созданы, объективные
механизмы долгосрочной
Соловьев А.К. также отмечает, что текущее (после пенсионной реформы 2002- 2010гг.) состояние системы обязательного пенсионного страхования РФ характеризуется тремя основными проблемами:
- дефицит страховой пенсионной системы — 1,3 трлн. руб. в расчете на 2010 г., в 2020 г. — 2,5 трлн. руб.
- тенденция снижения
- рост финансовых потребностей
на поддержание минимальных
Также Соловьев А.К. отмечает, что решение современных проблем возможно двумя методами:
- ускорение реализации
страховых принципов в
- трансформация пенсионной
системы в полностью бюджетную,
предусматривающую в качестве
источника финансирования всех
выплат средства федерального
бюджета (по типу «советской»
системы пенсионного
Рассуждая об эффективности социальной защиты В.Ю.Бойко отмечает, что оценивать работу социальной защиты субъекта федерации в целом необходимо в соответствии с критериями, определенными на федеральном и региональном уровнях, при этом порядок оценки должен учитывать необходимость привлечения независимых экспертов. Набор критериев для внешней оценки, безусловно, должен содержать показатели установленные Президентом РФ для оценки субъектов и показатели, определенные субъектом для оценки доли участия социальной защиты в обеспечении социального спокойствия.
По мнению В.Ю. Бойко, в качестве критериев внешней оценки деятельности социальной защиты населения субъекта Российской Федерации можно предложить следующие коэффициенты: затратности системы (отношение направленных государством средств на социальную поддержку к затратам на содержание системы), реального достижения средств до получателей (отношение объема направленных средств на поддержку к реальному числу получателей), вывода малообеспеченных семей к прожиточному минимуму (отношение общего числа граждан, получивших государственную социальную помощь к общему числу зафиксированных органами статистики малообеспеченных семей), реабилитации (трудовой, социальной) граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, стационарозамещающих технологий (отношение количества выявленных граждан, частично или полностью утративших возможность к самообслуживанию, но поддерживаемых учреждениями социального обслуживания, к количеству помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания), устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, обеспечения доступной среды для инвалидов и пожилых людей (отношение общего количества объектов, подлежащих оборудованию технологическими изделиями, облегчающими доступность среды)8.
Информация о работе Финансовые методы социальной защиты населения