Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1.Организация финансов предприятия………...………..…………………5
1.1. Содержание финансовых отношений предприятия..………………………..5
1.2. Прибыль - финансовой результат предприятия……………………………...9
1.3. Определение финансовых результатов предприятия. Базовые показатели экономического анализа ……………..…12
Глава 2. Резервы улучшения финансовых показателей…………………………17
2.1. Источники роста капитала…………………………………………………....17
2.2. Учетная политика предприятия……………………………………………...18
Глава 3. Контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………22
3.1. Цели контроля результатов деятельности предприятия………………..…22
3.2. Задачи контроля результатов деятельности предприятия………………..23
3.3. Модель контроля результатов деятельности предприятия………………..24
3.4. Общая схема технологии контроля результатов деятельности предприятия………………...………26
Заключение……………………………………………………………...…………27
Список используемой литературы……………………………………………....29

Файлы: 1 файл

К.Р. Финансы организаций (предприятия).docx

— 146.07 Кб (Скачать файл)

Провести анализ интенсивности  оборота капитала можно на основании  «Отчета о движении денежных средств» — документа финансовой отчетности (форма №4 БУ), в котором отражаются поступление, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период.

В сфере производственно-хозяйственной  деятельности отражаются статьи, которые  используются при расчете чистой прибыли в отчете о прибылях и  убытках. Сюда включаются такие поступления, как оплата покупателями товаров  и оказанных услуг, проценты и  дивиденды, уплаченные другими компаниями, поступления от реализации необоротных  активов. Отток денежных средств вызывается такими операциями, как выплата заработной платы, выплата процентов по займам, оплата продукции и услуг, расходы по выплате налогов и другие. Эти статьи корректируются на поступления и расходы начисленные, но не оплаченные или начисленные, но не требующие использования денежных средств. Кроме того, исключаются, во избежание повторного счета, статьи, влияющие на чистую прибыль, которые рассматриваются в разделах финансовой и инвестиционной деятельности.

Таким образом, для расчета прироста или уменьшения денежных средств  в результате производственно-хозяйственной  деятельности необходимо осуществить  следующие операции:

  • Рассчитать оборотные активы и краткосрочные обязательства, исходя из метода денежных потоков. То есть, при корректировке величины оборотных активов следует их прирост вычесть из суммы чистой прибыли, а их уменьшение за период, прибавить к чистой прибыли.
  • При корректировке краткосрочных обязательств, наоборот, их рост следует прибавить к чистой прибыли, так как этот прирост не означает оттока денежных средств; уменьшение краткосрочных обязательств следует вычесть из чистой прибыли.
  • Корректировку чистой прибыли на расходы, не требующие выплаты денежных средств. Для этого соответствующие расходы за период необходимо прибавить к сумме чистой прибыли. Примером таких расходов является амортизация материальных необоротных активов.
  • Исключить влияние прибылей и убытков, полученных от не основной деятельности, таких как результаты от реализации необоротных активов и ценных бумаг других компаний.

 

2.2. Учетная политика  предприятия

 

Инвестиционная деятельность включает в основном операции, относящиеся  к изменениям в необоротных активах. Это – покупка и продажа  недвижимости, ценных бумаг, предоставление и получение долгосрочных займов, получение средств от погашения займов.

Финансовые операции, такие как  изменения в долгосрочных обязательствах предприятия и собственном капитале, продажа и покупка собственных  акций, выпуск облигаций компании, выплата  дивидендов, погашение компанией  своих долгосрочных обязательств фиксируются  в специальном разделе отчета. В каждом разделе отдельно приводятся данные о поступлении средств  и об их расходовании по каждой статье, на основании чего определяется общее  изменение денежных средств на конец  периода как сумма денежных средств  на начало периода и изменений  за период.

Факторами изменения прибыли являются затраты, включаемые в себестоимость  продукции, изменение объема продаж в кредит, начисление налогов и  дивидендов и др.

Отчетная прибыль корректируется также на величину поправок, не отражающих движение денежных средств:

а) амортизация основных средств  и нематериальных активов (А);

б) убыток от реализации основных средств  и нематериальных активов (Уоа);

в) прибыль от реализации основных средств (Пос);

г) затраты на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Сумма корректировки отчетной прибыли  составит величину DП:

DП = А + Уоа - Пос - НИОКР.

Итого «денежная» прибыль или реальный приток наличности составит величину Пд:

Пд = Пч + DП ,

где: Пд — изменение денежных средств по балансу; Пч — прибыль отчетная по ф. № 2; DП — сумма корректировки.

Причиной расхождения между  величинами Пч и Пд является, как  было показано, метод учета доходов. Таким образом, для того чтобы  скорректировать в нужном направлении величину итогового финансового результата, предприятие может использовать различные методы учета доходов и расходов. В настоящее время законами России, регулирующими правила бухгалтерского учета, разрешается использовать несколько вариантов оценки отдельных видов имущества, формирования себестоимости продукции (работ, услуг) по выбору руководства предприятия. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным приказом Минфина РФ № 100 от 28.06.94, любое предприятие имеет возможность самостоятельно выбирать по ряду элементов учета определенные учетные операции, которые напрямую отражаются на результатах его хозяйственной деятельности. Поэтому разумный выбор отдельных положений учетной политики позволяет предприятию обеспечить сокращение затрат и минимизацию налогов.

Исследования поведения 127 фирм, находящихся в затруднительном положении, показали, что выбор методов учёта, позволяющих получать более благоприятные результаты, то есть показывать более высокую бухгалтерскую прибыль, не является таким уж заманчивым для руководства таких предприятий. В те годы, когда на предприятиях происходили незапланированные увольнения высших руководителей, предприятия, казалось бы, имели стимулы предпочесть методики учёта, понижающие финансовые результаты (это определённым образом могло бы помочь при переговорах с кредиторами, профсоюзами, лоббировании выгодных решений в правительстве и т.д.).

Однако сравнительный анализ отчётности успешных фирм и фирм, находящихся  в затруднительном положении, показал, что выборы расчётных методик  мало отличаются в том и в другом случаях.

Следовательно, делает вывод автор  исследования, соотношение «выгоды/(затраты  на изменение методики учёта)» недостаточно велико, чтобы повлиять на управленческие решения, касающиеся методик управленческого  учёта.

Учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и подлежит обязательному раскрытию (объявлению) в пояснении к годовому отчету, представляемому в налоговые органы. Объявленная учетная политика предприятия должна быть стабильной в течение ряда лет. Изменения в учетной политике могут быть только в случаях: реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения); смены собственников; изменений законодательства РФ и системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ; разработки новых способов бухгалтерского учета.

На практике изменения в законодательстве происходят чаще, чем раз в год, поэтому налоговые инспекции  требуют сохранения принципов учетной  политики в течение хотя бы одного финансового года, а изменение  учетной политики при переходе к новому отчетному году должно быть обосновано и объяснено. Кроме того требуется, чтобы последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменениями законодательства РФ, были оценены в стоимостном выражении.

В связи с этим подготовка и объявление учетной политики является серьезным  мероприятием, последствия которого прямо влияют на финансовое положение предприятия. Выбор того или иного способа оценки имущества, определения некоторых расчетных величин приводит к разным налогооблагаемым базам, суммам налогов, подлежащим взносу в бюджет, различиям по другим итоговым показателям работы предприятия.

Нужно учесть, что однажды выбранная  неэффективная учетная политика может привести предприятие к  финансовым потерям в течение всего отчетного года. Поэтому выбор предприятием эффективной учетной политики является одной из важных процедур планирования финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

 

Глава 3. Контроль результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

3.1. Цели контроля результатов  деятельности предприятия

 

Усиление конкуренции на мировых  и отечественных рынках, стремительное  развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают  новые требования к системе внутреннего  контроля предприятия. В современных  условиях внутренний контроль на предприятии  должен присутствовать на всех уровнях  управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.4

Контроль должен быть направлен  на обеспечение основных показателей  эффективности на всех этапах управления предприятием. В связи с этим целью  контроля на предприятии является выявление возможных отклонений запланированных показателей, установление причин этих отклонений и разработка мероприятий по их устранению.

Анализ деятельности ряда российских предприятий показал, что при  построении системы контроля на предприятии  рекомендуется устанавливать трехэтапный  контроль: предварительный, текущий, итоговый. Установление трехэтапного контроля обусловлено  необходимостью повышения адаптивности предприятия к изменениям внешней  и внутренней среды, в том числе  и за счет контроля как функции  обратной связи не только за весь цикла  управления, но и на каждом его этапе (рис. 3).

Рис. 3. Место контроля в цикле  управления предприятием

Это позволит существенно усилить  оперативность управляющих воздействий  на корректировку целей предприятия  и адаптацию планов к изменяющейся ситуации.

 

3.2. Задачи контроля результатов  деятельности предприятия

 

Для достижения поставленной цели контроля необходимо сформировать задачи контроля на предприятии применительно к  этапам цикла управления.

На этапе предварительного контроля осуществляется контроль:

    • процесса формирования целей (правильность выбора целей, проверка их на обоснованность и согласованность между заинтересованными лицами и группами, адекватность соответствия количественных показателей степени достижения поставленных целей и т.д.);
    • ограничений, используемых при постановке целей; прогнозов, необходимых для постановки целей;
    • планов (обоснованность плановых заданий, проверка планов на полноту и согласованность, превращение плановых величин в контролируемые, установление допустимых границ отклонений контролируемых величин, реалистичность, адаптивность и т. д.).

Контроль планирования позволяет оценить и повысить качество составления плана. Оценивая плановые величины, можно оценить реальность плана и реальность рассматриваемых при его разработке условий, ситуаций, при которых он составлялся (степень устойчивости предприятия на рынке, динамика цен, степень спроса на продукцию и т. д.), а также возможные ошибки при составлении плана. При этом помимо неточности оценок возможных ситуаций могут быть и другие причины отклонений от плана, например ошибки в расчетах, неоднородность содержания планируемых и фактических показателей и т. д. Выявление данных причин позволит усовершенствовать сам процесс планирования и скоординировать планы с реальной действительностью. Чем раньше будет зафиксировано изменение ситуации, тем раньше можно актуализировать планы, соотнести их с действительностью.

Контроль реализации поставленных целей и задач позволяет выявить  возможные ошибки и недостатки в  управлении и предложить меры по их устранению.

На этапе итогового контроля деятельности предприятия подводятся итоги в целом по предприятию по достижению поставленных целей и разрабатываются мероприятия по ликвидации возможных отклонений в будущем.

Таким образом, в широком смысле функция контроля содержит в себе анализ и измерение количественных и качественных характеристик (показателей) деятельности предприятия, а также  выявление причин отклонений контрольных  величин от плановых, с тем чтобы  повысить адаптивность предприятия  к появлению возможных неблагоприятных  ситуаций.

 

3.3. Модель контроля результатов  деятельности предприятия

 

С учетом сделанных замечаний модель контроля в рамках системы управления предприятием целесообразно представить  в виде рис. 4.

Рис. 4. Модель организации контроля

Основными элементами модели системы  контроля являются:

    • объекты контроля — планы и бюджеты предприятия и его структурных подразделений;
    • предметы контроля — показатели поступлений и расходов, изменения статей баланса, системы показателей, характеризующих деятельность предприятия в целом или по отдельным направлениям, и т. д.;
    • субъекты контроля — руководство предприятия и его структурных подразделений, менеджмент предприятия, осуществляющий контроль за соблюдением бюджетов;
    • технология контроля бюджетов — процедуры контроля и их порядок реализации, необходимые для выявления отклонений контролируемых показателей и величин от плановых.

Данная модель контроля должна опираться  на информационное обеспечение контрольной  деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической  информации, системы документации (унифицированные  и специальные). Трудоемкость сбора  реальной информации о финансово-хозяйственной  деятельности зависит от наличия  автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом.

 

3.4. Общая схема технологии  контроля результатов деятельности  предприятия

 

Технологически в наиболее общем  виде процесс контроля включает в  себя выполнение мероприятий, представленных на рис. 5.

Информация о работе Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, объединения