Финансовые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
описать показатели рентабельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Финансовые результаты предприятия: прибыль и рентабельность5
Понятие и виды прибыли5
Основные функции прибыли11
Сущность и методы прибыли13
Налог на прибыль20
Понятие рентабельности22
Система показателей рентабельности26
ГЛАВА 2. Расчет основных показетелей функционирования предприятия5
Оценка эффективности использования основных фондов5
Амортизация ОПФ 5
Оценка эффективности использования оборотных средств5
Производительность труда5
Распределение заработанной платы в бригаде5
Прибыль и рентабельность работы предприятий5
Оценка эффективности интенсивной деятельности5
Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий 5
Анализ результатов производственной деятельности организаций5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
Список использованной литературы33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-ТЕОРИЯ.docx

— 79.03 Кб (Скачать файл)

К вычетам относятся:

  • производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • проценты по задолженности;
  • расходы на рекламу и представительство, при этом все рекламные расходы следует делить на два вида:
    • расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объёме;
    • расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки;
    • расходы на научно-исследовательские работы (расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, применяемых технологий, методов организации производства и управления;
    • расходы на обучение, профподготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика (при этом сотрудники должны обучаться на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и лицензию, и обучаться могут только специалисты, заключившие с организацией трудовой договор).6

Налог взимается  на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

В Российской Федерации налог действует с 1995 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года — 24 %), из которых 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Выручка для расчета налога на прибыль  берется без учета НДС и  акцизов (если они есть). 

Расходы, уменьшающие выручку могут быть с НДС (например, приобретение товара или материалов с НДС или работы выполненные подрядчиками с учетом НДС) - в этом случае вы эти расходы показываете без НДС. Но есть расходы, которые заведомо отражаются на счетах 44,26,20 (затраты) без НДС – зар.плата, взносы во внебюджетные фонды, амортизация основных средств и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Понятие рентабельности

 

Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

Рентабельность продукции можно  рассчитать как по всей реализованной  продукции, так и по отдельным  ее видам.

Рентабельность всей реализованной  продукции можно определить как:

процентное отношение прибыли  от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

процентное отношение прибыли  от реализации продукции к выручке  от реализованной продукции;

процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции

отношение чистой прибыли к выручке  от реализации продукции. 3

Эти показатели дают представление  об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов  продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как  процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом  ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как  процентное соотношение чистой прибыли  к средней величине активов (имущества).

Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

 

Рентабельность оборотных активов  определяется как процентное отношение  чистой прибыли к среднегодовой  стоимости оборотных активов.

Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой  прибыли к стоимости имущества  предприятия.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение  чистой прибыли к величине собственного капитала.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной  деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных  инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем  снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

Анализ общей рентабельности имеет  большое значение для комплексной  характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего  производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного  предприятия.

Смысл любой предпринимательской  деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта  в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает  главным объектом и целью финансового  менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

Так или иначе рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень

доходности  предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так  как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для  образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим  эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить  эффективность управления предприятием, так как получение высокой  прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно  рассматривать как один из критериев  качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в  собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных  статей баланса.7

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. В процессе прогнозирования  с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия  и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Система показателей рентабельности

 

Показатели рентабельности более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и  инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

Наиболее эффективным является рассмотрение

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

 или   

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность

предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж. Широкое  применение этот показатель получил  в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

 


В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры  реализованной продукции, ее себестоимости  и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

 

Расчет влияния факторов первого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок. Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции: 

 

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

.

Уровень рентабельности продаж отдельных  видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

.

Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма

основного и  оборотного капитала при условии  неизменности остальных факторов. Взаимосвязь  названных факторов с уровнем  рентабельности капитала можно записать в виде:

 

.

Резервы увеличения суммы прибыли  определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками  является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции  приведена в Приложении Б

Информация о работе Финансовые результаты