Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности финансовых санкций, анализа их применения, изучение путей улучшения действующей системы финансовых санкций.
Задачи курсовой работы:
· изучение теоретических организационно-правовых основ финансовых санкций в России;
· анализ механизм применения финансовых санкций;
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Организационно-правовые основы финансовых санкций в России…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и значение финансовых санкций……………………..5-8
1.2 Классификация и виды финансовых санкций…………………...8-9
1.3 Совершенствование механизма применения финансовых санкций в России…………………………………………………………………….10-15
Глава 2. Анализ применения финансовых санкций в России…………16
2.1 Анализ применения бюджетных санкций…………………….16-23
2.2 Анализ применения налоговых санкций……………………...23-28
2.3 Анализ применения таможенных санкций……………………28-29
2.4 Анализ применения валютных санкций………………………30-32
Заключение………………………………………………………………..33-34
Список литературы………………………………………………
Объем поступлений от таможенных санкций напрямую зависит от величины потока товаров и транспортных средств через таможенную границу, а точнее, объемов импорта, что проиллюстрировано в таблице 10 и диаграмме 11.
Таблица 10. Объем импорта в Россию 2005-2009[26]. (млрд. долл.)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Объем импорта в Россию |
98,5 |
137,5 |
199,8 |
267,1 |
167,4 |
Диаграмма 11.
Вполне очевидно, что динамика изменений поступлений от денежных взысканий за нарушение таможенного дела и объемов импорта в Россию совпадает. Это указывает нам на то, что объем таможенных санкций на данный момент зависит скорее от экономических показателей, нежели от изменений в таможенном законодательстве.
2.4 Анализ применения валютных санкций
В настоящее время правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, определены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В соответствии со статьей 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Такая ответственность предусмотрена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Нарушения валютного законодательства относятся к административным правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и квалифицируются в зависимости от составов административных правонарушений.
Оспаривание постановлений органов валютного контроля о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение валютного законодательства является одной из распространенных категорий дел, рассматриваемых арбитражным судом. При этом большинство споров указанной категории составляют споры по обжалованию постановлений о привлечении юридических лиц к административной ответственности на основании частей 4 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Однако ситуация складывается не в пользу органов валютного контроля, что обусловлено как неверным установлением объективной и субъективной сторон административных правонарушений, так и неправильным применением органами валютного контроля положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В большинстве случаев основанием для отмены постановлений органов валютного контроля о привлечении к административной ответственности является отсутствие вины юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в совершении административных правонарушений, квалифицируемых по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
Наиболее распространенные проблемы в этом плане следующие. Во-первых, составление протокола без указания количества неоплаченного товара и без определения точного размера не поступившей на счет резидента валютной выручки означает неустановление Федеральной службой финансово-бюджетного надзора события административного правонарушения. Во-вторых, нередко наблюдается несоблюдение части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, где определяется содержание протокола об административном правонарушении, называются данные, которые должны быть внесены в него. В протоколе должны содержаться фактические сведения о событии административного правонарушения, времени, месте, причиненном ущербе и других имеющих юридическое значение обстоятельствах его совершения.
В то же время ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области валютных сделок. Так, с 1 января 2007 г. в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» произошли существенные изменения, оказывающие влияние на права и обязанности граждан и юридических лиц, возникающие в связи с совершением валютных операций.[18] В их числе, например, устранение понятие специального счета, что означает, что его создание больше не является необходимым. С исчезновением специального счета прекратила свое существование статья 8 «Регулирование Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала». Прекратила действие также часть 4 ст. 8 Закона, согласно которой расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам осуществлялись только путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в российской валюте, открытый в уполномоченном банке. Отсюда следует, что теперь такие суммы могут зачисляться как на счет нерезидента в российской валюте в уполномоченном банке на территории Российской Федерации, так и на счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации.
Не действует более статья 16 «Резервирование», а вместе с ней и предусмотренная в этой норме возможность установления Банком Росси требования о резервировании.
Утратила силу и статья 21 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которая предусматривала обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, что нашло свое отражение в общем оздоровлении финансовой ситуации в Российской Федерации и укрепление ее национальной валюты.
Все эти меры направлены на упрощение регистрации сделок на валютном рынке, ускорение расчетов, а значит, и на понижение бремени финансовых санкций на участников.
Заключение
В заключение, в результате проведенного анализа финансовых санкций в России, можно сделать следующие выводы.
Налоговые санкции оказались наиболее подвержены влиянию финансового кризиса. Это выразилось не в объемах поступлений по санкциям от субъектов хозяйствования, а в росте задолженности по налоговым санкциям перед бюджетом, что отражается на деловой активности субъектов хозяйствования. Государство при этом не может оставаться в стороне, поэтому активно внедрялись меры по реструктуризации и рассрочке долгов.
Бюджетные санкции менее подвержены экономическому спаду. Основным фактором, влияющим на объемы поступлений от бюджетных санкций, является постоянное изменение действующего законодательства. Взятый курс на искоренение коррупции демонстрируется резко возросшим объемом выявленных правонарушений в бюджетной сфере.
Таможенные санкции, как было выявлено в курсовой работе, имеют прямую зависимость между объемом импорта и поступлениями от денежных взысканий за нарушение таможенного дела. Никаких серьезных изменений в законодательстве в этой сфере не происходило.
Законодательная база о валютных санкциях состоит практически из закона «О валютном регулировании» и статьи 15.25 КоАП. Однако государство это считает нормальным и за последние 5 лет не вносило значимых изменений в регулирование этой сферы.
Общей проблемой стоящей перед механизмом финансовых санкций является совершенствование законодательной базы.
Основные меры по совершенствованию механизма применения финансовых санкций следующие:
упрощение процедур оформления валютных сделок
создание комплекса мер по уменьшению налогового бремени субъектов хозяйствования от налоговых санкций с учетом современных экономических реалий
уточнение механизма процедур применения финансовых санкций со стороны государственных органов
четкое определение полномочий органов государственного финансового контроля
исключение возможности осуществления органов государственного контроля в ведомственных интересах
увеличение размеров финансовых санкций за административные правонарушения до уровня, позволяющего им играть свою превентивную роль.
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансовых санкций. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие исправно действующего механизма применения финансовых санкций.
Список литературы
Учебники и учебные пособия
1. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
2. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007
3. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., «Наука», 1983
4. Карасева М.В. Финансовое право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2009
Законодательные акты
5. ФЗ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации
7. Гражданский кодекс Российской Федерации
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
10. Таможенный кодекс Российской Федерации
11. Федеральный закон "О бухгалтерском учете"
12. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
13. Конституция Российской Федерации
14. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
15. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
16. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»
17. Федеральный закон от 13 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение»
Научные статьи
18. «Ответственность за нарушение валютного законодательства», Шеленков С.Н. Бухгалтерский учет,№ 6, 2003, с. 43-47
19. Эрделевский А.М. Об изменениях в валютном законодательстве России // Деньги и кредит. - 2007. - N 2. - С.68-70.
20. «Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства», Налоговый вестник № 3, 2007
21. Аудиторские ведомости № 6, 2009 с.24-28
22. "Бюджетный учет", 2006, N 6 Администрирование поступлений от денежных взысканий (штрафов)
23. Журнал "Учет в бюджетных учреждениях № 6, 2007
24. «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам» журнал Ваш налоговый адвокат №3-2009, А.П. Зрелов
25. «Налог — понятие растяжимое» 22.09.2008, Коммерсантъ
Интернет-ресурсы
26. www.ach.gov.ru Сайт Счетной палаты
27. www.nalog.ru Сайт Федеральной Налоговой Службы
28. www.customs.ru Сайт Федеральной таможенной службы
29. www.roskazna.ru Сайт Федерального Казначейства
[1] Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
[2] Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007
[3] ФЗ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)», статьи 2, 110.3
[4] Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., «Наука», 1983
[5] Карасева М.В. Финансовое право России. : Учебник. – М.: Юристъ, 2009.
[6] Гражданский кодекс статья 330.
[7] Бюджетный кодекс РФ статья 282
[8] Конституция РФ
[9] Конституция РФ статья 101
[10] N 4-ФЗ от 11.01. 1995 "О Счетной палате Российской Федерации"
[11] По данным отчетов Федерального Казначейства
об исполнении Федерального Бюджета РФ
на 1.01.2010, на 1.01.2009, отчета за 2008 год, на
1.01.2008, на 1.01.2007, отчета за 2005 год. http://www.roskazna.ru/
[12] Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год
[13] "Бюджетный учет", 2006, N 6 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ДЕНЕЖНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
(ШТРАФОВ)
[14] Журнал "Учет в бюджетных учреждениях № 6, 2007
[15] Статья 114 НК РФ
[16] «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам» журнал Ваш налоговый адвокат №3-2009, А.П. Зрелов
[17] «Налог — понятие растяжимое» 22.09.2008, Коммерсантъ
[18] Эрделевский А.М. «Об изменениях в валютном законодательстве России»
[19] Кодекс об административных правонарушениях РФ, статья 15.11
[20] Уголовный Кодекс РФ
[21] ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетности» от 21.11.1996 N 129-ФЗ
[22] Налоговый Кодекс РФ
[23] На основе Отчетов о работе Счетной палаты Российской Федерации 2003-2009 гг.
[24] Отчеты Федеральной Налоговой Службы
о задолженности по налогам и сборам, пеням
и налоговым санкциям в бюджетную систему
Российской Федерации формы № 4-НМ, «Р1»
http://www.nalog.ru/document.
[25] Отчеты ФНС о задолженности по налогам
и сборам, пеням и налоговым санкциям в
бюджетную систему Российской Федерации
формы № 4-НМ, «Р2» http://www.nalog.ru/document.
[26] Данные с сайта Федеральной Таможенной
Службы http://www.customs.ru/ru/