Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 00:36, реферат
Актуальность темы. Избранная автором тема является теоретически недостаточно разработанной, хотя проблемы финансовых санкций находятся в фокусе внимания ряда научных исследований. Особо следует отметить работы И.А. Белобжецкого, Ю.А. Данилевского, Н.П. Ефимовой, В.А. Жукова. Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, видов и классификации финансовых санкций, однако анализ научной литературы и практики позволяет сделать вывод о том, что складываются противоречия между государственной политикой в отношении финансовых санкций и реальными условиями его осуществления.
Введение
Глава I. Понятие и виды финансовых санкций
Глава II. Классификация финансовых санкций
Заключение
Список использованных источников и литературы
Содержание
Введение
Глава I. Понятие и виды финансовых санкций
Глава II. Классификация финансовых санкций
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение №1
Введение
В последнее время в публикациях на правовые темы1, решениях арбитражных судов, нормативных правовых актах2 и иных документах довольно часто используется термин «финансовая санкция». Само по себе его применение у автора возражений не вызывает. Однако неоднозначное наполнение содержания этого понятия порождает определенные проблемы, как в теории, так и на практике.
Наиболее важные из них, на наш взгляд, связаны с решением вопросов, какие меры государственного принуждения составляют содержание данного понятия и к какому же виду юридической ответственности относится финансовая санкция. Поскольку содержание санкции и вид ответственности определяют процессуальную форму ее применения, неопределенность финансовой санкции по отношению к виду ответственности порождает серьезные затруднения в правоприменительной практике.
Смысловой, лингвистический, сравнительно-правовой, логический и др. способы анализа нормативных правовых актов, действующих в сфере юридической ответственности, а также большого числа постановлений высших судебных органов (арбитражных и общей юрисдикции), показывают, что различные органы их издающие и применяющие, в том числе и федеральный законодатель, весьма различно подходят к содержанию исследуемого понятия. К таким санкциям относят взыскание сумм сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо сумм налога за иной сокрытый (неучтенный) объект обложения', сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов суммы оплаты труда, процентов от суммы заниженного налога, иных недоплаченных или недоначисленных платежей, недоимок по различного рода платежам3, штрафов и пени4. При этом в различных случаях и одни и те же органы, и разноименные органы по-разному относятся к названным мерам. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1996 года № 2872/95 говорится о финансовых санкциях «в виде заниженной прибыли, штрафов и пени», а в его же постановлении от 9 июля 1996 года № 8025/95 - «о взыскании заниженной прибыли и финансовых санкций» (выделено нами). Очевидно, что в последнем случае сумма заниженной прибыли остается как бы за рамками финансовых санкций;
Государственная налоговая служба Российской федерации в одном из своих писем указывает на финансовые санкции, включая пени, в другом - финансовые санкции и пени; у Центрального Банка Российской Федерации такое двойственное отношение к штрафу5;
Федеральная служба занятости Российской Федерации в своих документах говорит отдельно о финансовых санкциях, штрафах и пени; федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской федерации и Фонд социального страхования исключают из состава финансовых санкций пени.
Актуальность темы. Избранная автором тема является теоретически недостаточно разработанной, хотя проблемы финансовых санкций находятся в фокусе внимания ряда научных исследований. Особо следует отметить работы И.А. Белобжецкого, Ю.А. Данилевского, Н.П. Ефимовой, В.А. Жукова. Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, видов и классификации финансовых санкций, однако анализ научной литературы и практики позволяет сделать вывод о том, что складываются противоречия между государственной политикой в отношении финансовых санкций и реальными условиями его осуществления.
Цель исследования состоит в раскрытии темы финансово-правовых санкций
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- раскрыть виды и классификацию финансовых санкций;
- рассмотреть механизм применения санкций;
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе применения финансово-правовых санкций
Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составляют научные изыскания, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах известных отечественных и зарубежных авторов в области макро- и микроэкономики.
Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на 11 мая 2009 года.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. Понятие и виды финансовых санкций
В российском законодательстве внедрён и применяется термин «финансовая ответственность» («меры финансовой ответственности»). Она выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.
Финансовые санкции -- это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей. Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера.
В соответствии с действующим законодательством, регулирующим налоговые правоотношения, соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. К практике арбитражных судов имеют отношение только вопросы применения так называемой финансовой ответственности.
К сожалению, порядок применения финансовой ответственности в законодательстве должным образом не урегулирован, и это порождает на практике целый ряд вопросов. Первый касается правовой природы финансовой ответственности. Как известно, ответственность подразделяется на виды по предмету и методу регулирования. Финансовая ответственность выделена в законодательстве как самостоятельная и обладает рядом специфических особенностей, но по предмету и методу регулирования она является разновидностью административной. К вопросам применения финансовой ответственности можно отнести и вопросы, связанные с действием закона во времени. В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, при применении финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства необходимо руководствоваться законодательным актом, определяющим основания ее применения на момент совершения правонарушения. Правда, может возникнуть вопрос об обратной силе закона. Установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных НК РФ случаях несет финансовую ответственность в виде:
1) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении -- соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной сумм дохода (прибыли);
2) штрафа в размере 10% от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из следующих видов нарушений:
- отсутствие учета объектов налогообложения;
- ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период не менее чем на 5% от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;
- непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
3) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени, по мнению законодателя, не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.
Пеня -- вид финансовой ответственности. Она может быть также взыскана с налогоплательщика -- юридического лица в бесспорном порядке. Пеня начисляется только на выявленные задержанные суммы налогов, начиная с установленного срока уплаты. При взыскании недоимки в судебном порядке начисление пени прекращается со дня вынесения судом решения об изъятии имущества недоимщика (об обращении взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от других лиц);
4) других санкций, предусмотренных частью второй налогового кодекса РФ
К юридическим и физическим лицам, освобожденным от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные НК РФ по данному налогу, не применяются. Дополнительно начисленные суммы налогов по результатам счетных проверок уплачиваются в срок, когда они должны были быть уплачены при правильном исчислении налога в проверяемом периоде. Если суммы налогов начисляются в результате камеральных проверок, то пеня начисляется по истечении 10-дневного срока со дня, установленного для представления отчетности в налоговый орган. В случае совпадения срока уплаты с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
Днем уплаты считается:
- день внесения денежных средств в соответствующий банк (иное финансово-кредитное учреждение) при уплате наличными деньгами;
- день внесения денежных средств на почту или в банк (иное финансово-кредитное учреждение) при переводе денег по почте или через банк (иное финансово-кредитное учреждение);
- день списания банком (финансово-кредитным учреждением) платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет при перечислении сумм платежа со счета плательщика в банке (ином кредитном учреждении).
При выявлении сокрытых от налогообложения доходов предприятий, организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью налоговые органы применяли меры финансовой ответственности в размере, превышающем в три раза размеры штрафов.
Сокрытие доходов и их занижение с точки зрения юридического состава налогового правонарушения являются различными понятиями: в первом случае очевиден умысел налогоплательщика, а во втором он может отсутствовать либо быть недостаточно четко выраженным. На практике занижение доходов чаще происходит по неосторожности налогоплательщиков (например, в результате неправильного отнесения расходов на себестоимость продукции). Однако, как известно, неосторожность также представляет собой форму вины. Поэтому в данном случае можно говорить об ответственности налогоплательщика за занижение дохода.
В качестве примеров финансовых санкций можно привести также:
- взыскание в федеральный бюджет с банков и иных кредитных учреждений полученного дохода при задержке исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов;
- наложение штрафа в размере 10% суммы налога, подлежащего взысканию, на предприятия, учреждения и организации при нарушении установленного порядка перечисления подоходного налога с физических лиц.
Меры финансовой ответственности применяются при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм -- штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа;
- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности--штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;
- за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов -- штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
Субъектами финансовой ответственности могут быть юридические лица (в некоторых случаях -- и их филиалы), граждане-предприниматели, а также физические лица, являющиеся плательщиками налогов, по которым применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок их уплаты.