Финансовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:49, реферат

Описание работы

Финансовая система – это встроенный элемент экономической системы государства.
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Содержание работы

Введение
1. Сущность финансовой системы
2. Состав и структура финансовой системы
3. Характеристика звеньев финансовой системы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат финансы.docx

— 36.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Сущность финансовой системы

2. Состав и структура финансовой  системы

3. Характеристика звеньев финансовой  системы

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение     

Функции и роль финансов реализуются через  финансовую систему, с помощью которой  осуществляется перераспределение  денежных средств в экономике  страны.     

Финансовая  система – это встроенный элемент  экономической системы государства.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.     

Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.      

После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.     

Объектом  исследования данной работы является финансовая система, а предмет исследования – структура финансовой системы РФ.     

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры финансовой системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач:      

- определение понятия и сущности  финансовой системы;     

- рассмотрение принципов формирования  финансовой системы;     

- раскрытие основных звеньев  финансовой системы.

 

 

 

 

1. Сущность финансовой системы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

2. Состав и структура  финансовой системы

Финансовая система - совокупность финансово-кредитных учреждений и организаций, а также связывающих их финансовых отношений. 
В экономической и юридической литературе финансовая система, ее структура определяются авторами по-разному.

Финансовая система экономистами рассматривается как совокупность:

-  финансов предприятий, учреждений, организаций;

- страхования;

- государственных финансов.

В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений.

Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Государственные финансы включают в себя:

─ государственный бюджет;

─ внебюджетные фонды;

─ государственный кредит.

В юридической литературе авторы либо воспроизводят вышерассмотренную структуру финансовой системы с некоторыми изменениями, либо предлагают иную структуру, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Финансовая система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит из следующих звеньев:

─ бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

─ внебюджетные целевые фонды (некоторые авторы подразделяют их на централизованные целевые фонды и децентрализованные целевые фонды);

─ финансы хозяйствующих субъектов и отраслей народного хозяйства;

─ имущественное и личное страхование;

─ кредит (государственный и банковский).

Определяя структуру финансовой системы России, целесообразно, по моему мнению, учесть имеющуюся норму закона. В соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 года в финансовую систему РФ включается бюджетная система, а также финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды иных юридических лиц.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2268 предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды, кроме перечисленных выше внебюджетных фондов, консолидируются с федеральным бюджетом. Государственные внебюджетные фонды (экологический фонд, дорожные фонды, фонд развития таможни и другие), консолидируемые с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

─ совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

─ совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

─ система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми формами.

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):

─ государственных и муниципальных финансов

─ финансов хозяйствующих субъектов.

Принципы построения финансовой системы.

Финансовая система построена на основе следующих принципов:

─ принцип функционального назначения звеньев финансовой системы - каждое звено финансов выполняет только свои функции, выражает только ему присущие финансовые отношения, каждому звену финансовой системы соответствует свой финансовый аппарат управления;

─ принцип единства финансовой системы.

Данный принцип заключается в следующем:

а) в стране проводится единая финансовая политика;

б) управление финансами базируется на единых законодательных и нормативных актах;

в) существует единая денежная система страны;

г) действуют единые принципы контроля за финансовыми отношениями.

─ плановый характер финансовых отношений — существует система финансовых планов и балансов на предприятиях, в отраслях, регионах, т. е. все звенья финансовой системы планируют формирование и использование фондов денежных средств;

─ принцип гласности — это означает, что сведения о создаваемых денежных фондах, о порядке их использования, освещаются в СМИ, так же как законы, постановления, указы, решения, инструкции, обязательно публикуются в печати;

─ принцип демократического централизма, данный принцип проявляется в сочетании централизованного руководства всеми финансовыми отношениями по вертикали, с предоставлением широких прав в области финансов предприятиям и местным органам власти и управления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика звеньев финансовой системы

Звенья финансовой системы – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют финансовую систему страны. Все элементы и звенья финансов находятся во взаимосвязи, которая может быть одно- и двусторонней. Односторонними являются такие связи, в процессе которых существуют финансовые отношения только по получению средств или по их предоставлению. Двусторонние финансовые связи появляются тогда, когда существуют финансовые отношения, как по получению, так и по предоставлению денежных средств.

Несмотря на особенности отдельных звеньев финансовой системы, их социально-экономическое содержание едино: они служат орудием эксплуатации трудящихся, интересам крупного монополистического капитала. Вопреки формальной автономии ряда звеньев они находятся в зависимости от государственного бюджета, получая от него субсидии, дотации, кредиты.

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

 

Внебюджетные фонды

В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:

1) денежные средства государства, не включаемые в государственный  бюджет и используемые по определенному  целевому назначению (например, государственный  пенсионный фонд, государственный  фонд социального страхования, фонд  обязательного медицинского страхования);

2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и  расходные статьи бюджетов, финансируемые  из других, внебюджетных источников.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

Государственный кредит.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Информация о работе Финансовые системы