Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:49, реферат
Финансовая система – это встроенный элемент экономической системы государства.
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Введение
1. Сущность финансовой системы
2. Состав и структура финансовой системы
3. Характеристика звеньев финансовой системы
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Сущность финансовой системы
2. Состав и структура финансовой системы
3. Характеристика звеньев
Заключение
Литература
Введение
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется перераспределение денежных средств в экономике страны.
Финансовая система – это встроенный элемент экономической системы государства.
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Объектом исследования данной работы является финансовая система, а предмет исследования – структура финансовой системы РФ.
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры финансовой системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- определение понятия и
- рассмотрение принципов
- раскрытие основных звеньев финансовой системы.
1. Сущность финансовой системы
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
2. Состав и структура финансовой системы
Финансовая система - совокупность
финансово-кредитных учреждений и организаций,
а также связывающих их финансовых отношений.
В экономической и юридической литературе
финансовая система, ее структура определяются
авторами по-разному.
Финансовая система экономистами рассматривается как совокупность:
- финансов предприятий, учреждений, организаций;
- страхования;
- государственных финансов.
В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений.
Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Государственные финансы включают в себя:
─ государственный бюджет;
─ внебюджетные фонды;
─ государственный кредит.
В юридической литературе авторы либо воспроизводят вышерассмотренную структуру финансовой системы с некоторыми изменениями, либо предлагают иную структуру, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Финансовая система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит из следующих звеньев:
─ бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;
─ внебюджетные целевые фонды (некоторые авторы подразделяют их на централизованные целевые фонды и децентрализованные целевые фонды);
─ финансы хозяйствующих субъектов и отраслей народного хозяйства;
─ имущественное и личное страхование;
─ кредит (государственный и банковский).
Определяя структуру финансовой
системы России, целесообразно, по моему
мнению, учесть имеющуюся норму закона.
В соответствии с Законом РСФСР “Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса
в РСФСР” от 10 октября 1991 года в финансовую
систему РФ включается бюджетная система,
а также финансы юридических и физических
лиц. Характеризуя финансы юридических
лиц, следует указать, что в их состав входят
такие государственные внебюджетные фонды,
играющие исключительную роль в обеспечении
социальной защищенности граждан, как
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд
занятости населения, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования.
В финансовую систему включаются и негосударственные
фонды (федеральные и региональные, например,
негосударственные пенсионные фонды);
фонды банковской системы; фонды страховых
организаций; фонды иных юридических лиц.
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2268 предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды, кроме перечисленных выше внебюджетных фондов, консолидируются с федеральным бюджетом. Государственные внебюджетные фонды (экологический фонд, дорожные фонды, фонд развития таможни и другие), консолидируемые с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.
Финансовая система состоит из трёх основных элементов:
─ совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
─ совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
─ система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми формами.
Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):
─ государственных и муниципальных финансов
─ финансов хозяйствующих субъектов.
Принципы построения финансовой системы.
Финансовая система построена на основе следующих принципов:
─ принцип функционального назначения звеньев финансовой системы - каждое звено финансов выполняет только свои функции, выражает только ему присущие финансовые отношения, каждому звену финансовой системы соответствует свой финансовый аппарат управления;
─ принцип единства финансовой системы.
Данный принцип заключается в следующем:
а) в стране проводится единая финансовая политика;
б) управление финансами базируется на единых законодательных и нормативных актах;
в) существует единая денежная система страны;
г) действуют единые принципы контроля за финансовыми отношениями.
─ плановый характер финансовых отношений — существует система финансовых планов и балансов на предприятиях, в отраслях, регионах, т. е. все звенья финансовой системы планируют формирование и использование фондов денежных средств;
─ принцип гласности — это означает, что сведения о создаваемых денежных фондах, о порядке их использования, освещаются в СМИ, так же как законы, постановления, указы, решения, инструкции, обязательно публикуются в печати;
─ принцип демократического централизма, данный принцип проявляется в сочетании централизованного руководства всеми финансовыми отношениями по вертикали, с предоставлением широких прав в области финансов предприятиям и местным органам власти и управления.
3. Характеристика звеньев финансовой системы
Звенья финансовой системы – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют финансовую систему страны. Все элементы и звенья финансов находятся во взаимосвязи, которая может быть одно- и двусторонней. Односторонними являются такие связи, в процессе которых существуют финансовые отношения только по получению средств или по их предоставлению. Двусторонние финансовые связи появляются тогда, когда существуют финансовые отношения, как по получению, так и по предоставлению денежных средств.
Несмотря на особенности отдельных звеньев финансовой системы, их социально-экономическое содержание едино: они служат орудием эксплуатации трудящихся, интересам крупного монополистического капитала. Вопреки формальной автономии ряда звеньев они находятся в зависимости от государственного бюджета, получая от него субсидии, дотации, кредиты.
Государственный бюджет.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.
Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.
Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).
Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.
Внебюджетные фонды
В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:
1) денежные средства государства,
не включаемые в
2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
Государственный кредит.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.