Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 16:49, контрольная работа
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 1).
Таблица 1.
Анализ уровня и динамики показателей
прибылей и убытков организации
тыс.руб.
Показатель |
За прошлый период |
За отчетный период |
% к базисному значению |
Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов |
2604,0 |
3232,6 |
124,1 |
Полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) |
2090,0 |
2524,0 |
120,8 |
Прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) |
514,0 |
708,6 |
139,7 |
Результат от операционной и финансовой деятельности |
2,0 |
- |
- |
Сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций |
8,0 |
-2,0 |
- |
Бухгалтерская прибыль |
524,0 |
706,6 |
134,8 |
Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении организации |
344,0 |
480,6 |
139,7 |
Эти данные показывают, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 134,8%, и на 139,7% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции.
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору.
Бухгалтерская прибыль отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитики должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю.
Прибыль от реализации продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; продажных цен; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.
1. Расчет общего изменения прибыли (DР) от реализации продукции:
, где
Р1 прибыль отчетного года;
Р0 прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен (DР1):
, где
реализация в отчетном году в ценах отчетного года
(р цена изделия; q количество изделий);
реализация в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DР2) (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости):
, где
Р0 прибыль базисного года;
К1 коэффициент роста объема реализации продукции по базовой
себестоимости;
, где
S1,0 фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный
период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (DР3):
, где
К2 коэффициент роста объема реализации в оценке по продажным ценам;
N1,0 реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на
прибыль изменений
, где
S1,0 себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S0 фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на
прибыль изменений
.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (DР6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (DР7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
или
, где
DР общее изменение прибыли;
DРi изменение прибыли за счет i-го фактора.
В табл. 2 приводятся исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Таблица 2.
Анализ прибыли по факторам
Слагаемые прибыли |
По базису (плану) |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактические данные по отчету |
Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр. |
Реализация продукции в продажные ценах |
1580,7 |
2000 |
3232,6 |
2000 |
Полная себестоимость продукции |
1253,2 |
1682 |
2524,0 |
1524 |
Прибыль |
327,5 |
318 |
708,6 |
476 |
Определим степень влияния на прибыль факторов:
а) изменения продажных цен на продукцию; рассчитывается разность между выручкой от реализации в отчетном году в ценах базисного года. В нашем примере она равна +1232,6 тыс.руб. (3232,6 2000). Дополнительная прибыль (1232,6 тыс.руб.) получена в основном в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскроет причины и величину увеличения цен в каждом конкретном случае;
б) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда; для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае возросли цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки, оплата труда и амортизационные отчисления, что дало снижение прибыли в сумме 1110,0 тыс.руб.;
в) нарушений хозяйственной дисциплины; устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др.
В данном примере выявлено 110,0 тыс.руб. дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин;
г) увеличения объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции); исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.
В нашем примере он равен 1,342164 (1682 : 1253,2). Затем корректируют базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную величину прибыли: 327,5 * 1,234164 327,5 = +112,1 тыс.руб.;
д) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции; подсчет сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по продажным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Результат рассчитывают следующим образом:
тыс.руб.”
е) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии; выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины.
В нашем примере это влияние составило 158,0 тыс.руб. (1682,0 1524,0);
ж) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции; исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции: 1253,2 * 1,265262 1682 = -96,4 тыс.руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 381,1 тыс.руб. (708,6 327,5), что соответствует сумме влияния различных факторов.
Результаты расчетов представлены в сводке влияния факторов на прибыль от реализации продукции (тыс.руб.):
Показатели |
Сумма | |
Отклонение прибыли всего |
381,1 | |
В том числе за счет факторов: |
||
а) изменения цен на продукцию |
1232,6 | |
б) изменения цен на материалы и тарифов |
-1110,0 | |
в) нарушений хозяйственной дисциплины |
+110,0 | |
г) изменения объема продукции |
+112,1 | |
д) изменения структуры продукции |
-25,2 | |
е) изменения уровня затрат (режима экономии) |
+158,0 | |
ж) изменения структуры затрат |
-96,4 |
Методику анализа рентабельности покажем на примере общей рентабельности организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных средств (к которым приравниваются нематериальные активы) и материальных оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие показатели рентабельности. На стоимостную оценку показателей значительное влияние оказывает инфляция, но ее влияние примерно одинаково как на стоимость продукции, так и на производственные ресурсы. В отдельных случаях показатели целесообразно анализировать в сопоставимых, базисных ценах.
Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица (таблица 3).
Таблица 3.
Анализ уровня рентабельности производства
№ строки |
Показатели |
По базису (плану) |
Фактически |
1 |
Бухгалтерская прибыль, тыс.руб. |
335,7 |
706,6 |
2 |
Реализация продукции в ценах без налога на добавленную стоимость (оборот), тыс.руб. |
1580,7 |
3232,6 |
3 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
810 |
1778,5 |
4 |
Среднегодовые остатки производственных запасов, тыс.руб. |
340 |
691 |
5 |
Среднегодовые остатки производственных фондов, тыс.руб. |
1150 |
2469,5 |
6 |
Коэффициент фондоемкости продукции (стр.3 : стр.2), коп. |
51,24 |
55,02 |
7 |
Коэффициент закрепления оборотных средств (стр.4 : стр.2), коп. |
21,51 |
21,38 |
8 |
Прибыль на рубль реализованной продукции (стр.1 : стр.2), коп. |
21,24 |
21,86 |
9 |
Уровень рентабельности организации (стр.1 : стр.5) * 100, % |
29,19 |
28,61 |